Навстречу 50-летию БАМа: 1974-2024 г.г. Без пафоса

1,3K прочитали
БАМ остался не только великой стройкой. Это была идеология и внутренняя политика Советского Союза. Плакат тех времён.
БАМ остался не только великой стройкой. Это была идеология и внутренняя политика Советского Союза. Плакат тех времён.

МОСКВА, 15 января - РИА Новости. Президент России Владимир Путин поручил до 10 мая разработать и утвердить план мероприятий по подготовке и проведению в 2024 году празднования 50-летия начала строительства БАМа, сообщалось на сайте Кремля. «Правительству РФ... обеспечить разработку и утверждение плана мероприятий по подготовке и проведению в 2024 году празднования 50-летия начала строительства Байкало-Амурской магистрали», - говорилось в перечне поручений. Срок исполнения – 10 мая 2022 года, ответственный - премьер-министр России Михаил Мишустин. Губернатор Амурской области Василий Орлов подписал распоряжение о подготовке и проведении мероприятий, посвященных 50-летию со дня начала строительства БАМа. Этим документом утверждён состав организационного комитета, куда вошли представители министерств и ведомств области, руководители Дальневосточной железной дороги, главы территорий, по которым прошла магистраль. Соответственно мэр города Тынды Марина Михайлова рассказала на своей странице в Инстаграме о том, какие мероприятия будут проведены в городе для празднования 50-летия БАМа. В программе мероприятий предусмотрены ремонты школы и улиц города, переселение из ветхого жилья, а также введение новой государственной награды к 50-летию БАМа. «К сожалению, темпы по переселения из ветхого и аварийного жилья не устраивают ни бамовцев, ни правительство Амурской области. Действительно, слишком мало денег выделяется, и это может растянуться надолго. Наша задача, администрации города Тынды и правительства Амурской области, к 50-летию БАМа с помощью Правительства России решить эту проблему» – закончила своё сообщение Марина Михайлова.
До 1 июня должен быть сформирован план подготовки и проведения новых юбилейных торжеств.

Так встречали и праздновали прибытие первого поезда по рельсам БАМа. Фото из архива
Так встречали и праздновали прибытие первого поезда по рельсам БАМа. Фото из архива
Награда настоящим бамовцам - медаль «За строительство Байкала-Амурской магистрали». Коллаж из открытых источников
Награда настоящим бамовцам - медаль «За строительство Байкала-Амурской магистрали». Коллаж из открытых источников

Достаточно широко и со всеми юбилейными торжествами были сравнительно недавно отмечены и 40-летие БАМа, и его 45-летие. Есть много дат, которые могли бы считаться днём рождения этой железнодорожной магистрали. Ведь первые работы здесь начались ещё в 1930-е годы. Но отсчёт современной истории БАМа принято вести от 8 июля 1974 года. Именно в тот день было принято постановление ЦК КПСС и Совмина СССР за № 561 «О строительстве Байкало-Амурской железнодорожной магистрали». Праздник 40-летия БАМа чем-то напомнил мне День Победы. Ветераны БАМа уже немолодые, с орденами и медалями на груди. Слёзы, улыбки, дружеские объятия, крепкие рукопожатия. Столько трудностей и лишений пройдено вместе! А после завершения стройки судьба раскидала их по разным уголкам огромной страны, которой больше нет... В той же Тынде, где в 1980-е население составляло 72 тысячи человек, на момент празднования жило примерно 36 тысяч. Неожиданно на 40-летие БАМ перестали считать бесперспективной дорогой, как это было в 1990-е. Наоборот, было принято решение о развитии и модернизации магистрали. Открывая торжественный митинг в Тынде, глава РЖД Владимир Якунин произнёс: «Если бы не БАМ, экономическое развитие России затормозилось бы. Сейчас ни у кого не повернётся язык сказать, что БАМ - это дорога в никуда. Будет второй путь. Вдвое увеличится пропускная способность магистрали. Развитие БАМа - наша приоритетная задача».

8 июля 2019 года исполнилось ровно 45 лет с момента принятия постановления ЦК КПСС и Совмина СССР о строительстве Байкало-Амурской магистрали. Снова праздник. Эстафетные поезда привезли в бамовскую столицу первостроителей и почётных гостей с Западного и Восточного участков магистрали. И снова слёзы радости, дружеские объятия, крепкие рукопожатия. Настроение у ветеранов было приподнятое - дорога их молодости оживала на глазах после миллиардов финансовых вливаний. В 2019 году завершился первый этап программы модернизации Восточного полигона БАМа, на которую было выделено 560 миллиардов рублей. Из них свыше 310 миллиардов - это средства компании РЖД. «Инвестиции идут на увеличение пропускных возможностей магистрали: строительство разъездов, двухпутных участков, - говорил на митинге первый замначальника ДВЖД Геннадий Нестерук. - Крупные средства вкладываются в подвижной состав. Мы завершили программу перевода тепловозов на современные, экономичные дизели - весь грузовой парк перешёл на них. Кроме того, получаем новую технику. Сегодня по БАМу проходит около четверти объёма грузоперевозок Дальневосточной железной дороге, которая по этому показателю остаётся третьей в стране». А по факту население БАМа всё уменьшалось, проблемы местных жителей стабильно известны и не решались - это высокие тарифы на коммуналку, недоступность квалифицированной медпомощи, плохие (мягко говоря) дороги.

Праздник 40-летия магистрали на станции Тында. Фото из архива
Праздник 40-летия магистрали на станции Тында. Фото из архива
Праздник 45-летия магистрали на станции Тында. Фото из архива
Праздник 45-летия магистрали на станции Тында. Фото из архива

БАМ - это единая и, казалось бы, неделимая Байкало-Амурская магистраль! Именно так она была задумана. Так она проектировалась и строилась. Но давайте вспомним: в июле 1996 года Коллегия МПС РФ приняла решение о разделе Байкало-Амурской железной дороги: восточный участок был передан Дальневосточной ж.д., а западный - Восточно-Сибирской ж.д. Для тысяч бамовцев, строителей магистрали и железнодорожников, обиднее всего было то, что дорогу так, походя, взяли и ликвидировали, одним росчерком пера. Без каких-либо серьёзных оснований. С ликвидацией БАМа растеряли главный замечательный потенциал - людей, которых отбирали, отсеивали, пестовали годами на великой стройке. Всё это попросту разбазарили...Никакие и ничьи доводы и расчёты не подействовали на чиновников в Москве - дорогу жёстко ликвидировали. Почему? Кому это было надо? И сделано это было на уровне Правительства «новой» РФ и МПС новой РФ. Последний начальник дороги (тогда это был С.М. Бабаев) как мог, боролся за сохранение дороги. Более подробно об этом трагическом событии и последствиях читайте в моей статье «Расформирование Байкало-Амурской магистрали как единого целого. Июль 1996 года». О каком «БАМе» постоянно шла речь на праздниках 40-летия и 45-летия? А теперь ещё услышим и на предстоящем в 2024 году праздновании 50-летия «БАМа». Де-факто и де-юре Байкало-Амурской магистрали не существует с июля 1996 года!

Сейчас понятно, что военно-стратегические соображения СССР не были толчком к началу строительства сквозного БАМа. Главной целью строительства БАМа являлось стремление руководителей партии и правительства вдохнуть жизнь в огромные северные и восточные территории Советского Союза. Десятки тысяч квадратных километров вдоль проложенной трассы с Запада на Восток, в недрах которых хранились несметные богатства в виде природных ресурсов, веками лежали невостребованными! Причина одна - отсутствие дорог, в первую очередь полноценной железной дороги. Строительство БАМа рассматривалось как основной элемент комплексного освоения производительных сил Иркутской области, Бурятии, Забайкалья, Якутии, Амурской области и Хабаровского края. Маршрут будущей трассы проходил вблизи крупнейших в мире(!) неразработанных месторождений большей половины таблицы Менделеева. Кроме того, маршрут сквозного БАМа, который определили проектировщики, стал на 500 километров короче Транссиба. Ожидался колоссальный экономический эффект по экономии ГСМ, электроэнергии, металлов, износа подвижного состава и т. д. В перспективе ставилась задача продолжить БАМ на север до Якутска, далее на Магадан, Чукотку и Камчатку. Всерьёз обсуждалась проблема сооружения железной дороги между Россией и США через Чукотку и Аляску со строительством тоннеля под Беринговым проливом.

Интенсивное строительство магистрали в 1974-1984 г.г. Фото из архива
Интенсивное строительство магистрали в 1974-1984 г.г. Фото из архива
Осень 1984 года. Настоящий праздник стыковки огромной построенной магистрали. Фото из архива.
Осень 1984 года. Настоящий праздник стыковки огромной построенной магистрали. Фото из архива.

Основной аргумент реформаторов, кто решил уничтожить дорогу, был такой: «Дорога убыточна, дотационная». Говорилось это для тех, кто не владел ситуацией, сложившейся на дороге. Между тем специалисты, разбирающиеся в тонкостях процесса железнодорожных перевозок, стояли за БАМ ж. д. (Байкало-Амурская железная дорога) как единое целое до последнего дня. Управлением дороги были разработаны мероприятия, которые вырывали из рук московских чиновников их фальшивые аргументы. Если бы МПС новой РФ дал возможность воплотить их в жизнь, дорога стала бы рабочей и прибыльной ещё в 1990-е годы. К разработке этих мероприятий были привлечены лучшие специалисты, в том числе учёные в этой области. Всё прахом! Уничтожение единой дороги перечеркнуло саму идею освоения северных и восточных территорий уже не Советского Союза, а России. Факт для размышления: в 1995 году по инициативе МПС РФ на БАМе (в г. Тында) проводилось межрегиональное совещание по проблемам экономического освоения региона, на котором был создан фонд «БАМинвест». Внесли в него деньги 18 железных дорог России, ряд коммерческих банков и крупных фирм. Над этой программой полгода работали ученые Сибирского отделения РАН и специалисты австралийской компании «Интэк». Зачем? Не прошло и года, а дорогу из Москвы всё равно ликвидировали! Никакие доводы не подействовали на Ельцина и его банду младореформаторов в правительстве РФ. И в 90-х годах началось невиданное до этого воровство ! Воровали всё, что плохо лежит: рельсы, шпалы, накладки и костыли, гайки и соединительные кабели. Воровали крупную технику и механизмы: ж. д. и автомобильные краны, экскаваторы, путеукладчики, автомобили, трактора и землеройную технику...

Приходит время, когда люди начинают анализировать прожитые годы, задумываться о пройденном жизненном пути. Строители БАМа и железнодорожники, на мой взгляд, счастливые люди. Не смотря на все перенесённые беды и страдания им удалось, живя на планете Земля, оставить на ней свой неизгладимый след. Кто бы ни пришёл к власти в наше неспокойное полувоенное время, какой бы не установился в России общественный строй, им не обойтись без северных и восточных территорий, а БАМ направлен именно туда!

СЛАВА СТРОИТЕЛЯМ БАМа! Фото из архива
СЛАВА СТРОИТЕЛЯМ БАМа! Фото из архива

ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ на мой канал, впереди много интересного и познавательного про настоящий БАМ до 1996 года.

До новых встреч в тяжёлом 2022 году!