Найти тему
Авиация на пальцах

Циклолет, воздушная машина

Что это такое? Это колеса, крылья может лопасти? Оно по дорогам катается или летает? А точно летает?

Циклолет он же циклокоптер. Будем разбираться что и как, и пора ли отправлять вертолёты на покой?

Начнём с небольшого путешествия в историю. Несмотря на то, что эта штука выглядит супер футуристично, первый подобный аппарат появился в 1909. Разработал его, кстати, Евгений Павлович Сверчков, инженер и изобретатель из Российской империи. Полна талантами земля русская.

Каркас был выполнен из тонкостенных стальных труб и бамбука со стальными струнами внутри. Подъёмная сила и тяга создавались «гребными колёсами», состоявшими из 12 лопастей, установленных в три группы через 120°. Механизм выглядел достаточно забавно. Аппарат был построен на средства Главного инженерного управления в Петербурге.

Циклолёт Е.В. Сверчкова
Циклолёт Е.В. Сверчкова

Испытания столь необычного инженерного творения вызвали большой ажиотаж. Но, к сожалению, аппарат не то, что не взлетел, он даже с места не сдвинулся. Публика знатно повеселилась от “ошеломительного успеха”, но, в любом случае, начало было положено.

В дальнейшем подобные “штуки” строились и в 20х 30х годах. Но они так же не отличились какими-то значимыми результатами, а вот в 40х человечеству было немного не до причудливых конструкций и разработка новых прототипов приостановилась.

Эскиз одного из вариантов циклокоптера 30х годов
Эскиз одного из вариантов циклокоптера 30х годов

На каких же принципах основана физика полёта этой необычной штуки? Расскажу в двух словах, не вдаваясь в глубокие подробности.

Подъёмная сила создается за счёт быстрого вращения 4х “колёс” (роторов).

“Колёса” циклокоптера состоят из лопастей, с управляемым углом наклона. При вращении лопасть работает как крыло самолёта. Управление машиной производится за счет регулировки скорости вращения колёс и угла установки лопасти.

Принцип работы ротора циклокоптера
Принцип работы ротора циклокоптера

После череды неудачных проектов к идее циклокоптера снова вернулись уже в 21 веке. На форуме “Армия 2020” был представлен интересный проект “Циклон”. В том же году были проведены первые лётные испытания, и на этот раз эта штука не просто взлетела, но и показала незаурядные возможности. Специалисты из издания “Военное обозрение” предполагают, что циклолеты новых типов найдут применение в сфере грузо- и пассажироперевозок. Также ими могут заинтересоваться военные, спасатели и т.д. В некоторых областях, предъявляющих особые требования, такая техника сможет заменить вертолеты. Ее преимуществами считают меньшие габариты и массу, а также более высокую маневренность и устойчивость.

Циклолёт проекта "Циклон" на испытаниях
Циклолёт проекта "Циклон" на испытаниях

На данный момент опытный образец весит 50 кг и умеет зависать, перемещаться во всех направлениях, развивает скорость до 100 км\ч.

Есть очень амбициозные планы по созданию новой модели массой до 600 кг и грузоподъёмностью 1 т. Проект интересен МЧС. На данном этапе “Циклон” ждёт сертификация и испытания.

Пожелаем удачи разработчикам и надеемся, что в ближайшем будущем увидим циклокоптер в активной эксплуатации.

Подписывайтесь, делитесь своими мыслями в комментариях, задавайте вопросы. До новых встреч в следующих статьях.

Здесь вы можете почитать про то как придумывают и разрабатывают самолёты.

А тут рассказ о том как в качестве эксперимента разбили пассажирский самолёт.