Найти в Дзене
Casus Belli

1895. Как тайваньская природа отомстила за разгром республики

Китайский президент бежал в одежде чернорабочего. Разбив основные силы формозских повстанцев в ходе крупного сражения при Багуашане 27 августа 1895 г., японцы приостановили свое наступление на юг. Во-первых, их карты путало сопротивление населения, которого оккупанты никак не предвидели. Охрана растянувшихся коммуникаций отвлекала значительные силы. Пришлось отказаться от запланированной высадки десанта у Аньпина, и направить сформированные за счет этого резервы на пополнение японских войск, удерживавших Синьчжу и Чаньхуа. Во-вторых, армию сотрясали эпидемии малярии и тропической лихорадки. Умершими от болезней войска уже потеряли более двух тысяч человек, а временно выведенными из строя – гораздо больше. Третьим по очереди, но не по значению, был удар по психике. Хотя японцы и известны своим философским отношением к смерти, обычаи аборигенов Формозы шокировали даже их. Взятых в плен японцев партизаны не обменивали. Их… съедали. Каннибализм на острове был давней традицией. Через счита

Китайский президент бежал в одежде чернорабочего.

Разбив основные силы формозских повстанцев в ходе крупного сражения при Багуашане 27 августа 1895 г., японцы приостановили свое наступление на юг.

Во-первых, их карты путало сопротивление населения, которого оккупанты никак не предвидели. Охрана растянувшихся коммуникаций отвлекала значительные силы. Пришлось отказаться от запланированной высадки десанта у Аньпина, и направить сформированные за счет этого резервы на пополнение японских войск, удерживавших Синьчжу и Чаньхуа.

Во-вторых, армию сотрясали эпидемии малярии и тропической лихорадки. Умершими от болезней войска уже потеряли более двух тысяч человек, а временно выведенными из строя – гораздо больше.

Третьим по очереди, но не по значению, был удар по психике. Хотя японцы и известны своим философским отношением к смерти, обычаи аборигенов Формозы шокировали даже их. Взятых в плен японцев партизаны не обменивали. Их… съедали. Каннибализм на острове был давней традицией.

Аборигены Формозы совершают жертвоприношение обезьяны
Аборигены Формозы совершают жертвоприношение обезьяны
Через считанные дни пятнадцатитысячная японская армия, штурмовавшая Чаньхуа, буквально растаяла. У генерала Яманэ, жестоко страдавшего от лихорадки, оставалось не более 500 активных штыков. На подход резервов и восстановление боеспособности японцам требовалось время, поэтому в течение нескольких недель после захвата Чаньхуа почти ничего не происходило, если не считать небольшие стычки у Юньлина.

3 сентября повстанцы хакка атаковали небольшой японский гарнизон в деревне Тоапона к югу от Чанхуа, однако справиться с солдатами партизаны не смогли, и отступили к Юньлину. Подтянув резервы, японцы преследовали отступающих вплоть до обнесенного стеной города Талибу. Изучив его оборону, японцы отошли, вернулись и совершили внезапную ночную атаку на Талибу. Японский авангард перелез через городские стены и открыл ворота своим товарищам, которые хлынули в город, стреляя залпами. Застигнутые врасплох хакка бежали, и к 5 часам утра 6 сентября Талибу прочно был оккупирован японцами. Партизаны только убитыми потеряли 130 человек, у японцев было восемь убитых и раненых.

Несмотря на то, что в открытом бою формозцы оказались не в состоянии на равных сражаться с дисциплинированными и обученными японскими частями, при адекватной тактике они могли наносить им существенный урон. Уничтожение японских фуражиров и обозов очень быстро заставило посадить оккупационные войска в центре Тайваня на голодный паек. Нездоровый климат острова выкашивал солдат микадо целыми подразделениями.

Но проблемы были не только у японцев. Размолвки между вождями сопротивления переросли в откровенный раздрай. Пока на побережье в центре острова шло вооруженное противостояние между хакка и солдатами Яномаэ, двадцатитысячное войско провозглашенного президентом Формозы Лю Юнфу сидело без движения на юге Тайваня. Государственные мужи были заняты формированием органов власти, заседаниями парламента, принятием законов, – как будто никакой войны вовсе нет. Доверие населения к республиканской власти быстро падало. Добровольные формирования рассеялись, крестьяне расходились по деревням. Из 30 тысяч ополчения к сентябрю осталось не более 12 тысяч. Начались грабежи и убийства. Окончательно республиканский проект похоронила попытка выплачивать войскам жалованье бумажными деньгами собственного производства. Тайваньские ассигнации реально ничего не стоили. Это привело к расцвету черного рынка, начались перебои с продуктами.

Тайваньские аборигены
Тайваньские аборигены

В это время японское военное министерство пересматривало свои планы. Никто не мог предположить, что после занятия столицы войска будут нести огромные потери! В правительстве начали появляться недовольные.

В начале октября на Тайване высадились давно ожидаемые подкрепления из метрополии, что позволило японцам перейти в наступление.

После взятия Талибу войскам принца Ёсихисы удалось поодиночке разбить несколько отрядов Юя Юньлиня. 9 октября гвардейская дивизия начала мощную атаку на город Цзяи - второе по размаху сражение этой войны (после битвы у Багуашаня).

Саданару Фусими
Саданару Фусими

Город обороняли довольно внушительные силы (около 10 тыс. человек), включавшие регулярные войска и ополчение, но реально боеспособными из них были не более 3000, в том числе 600 "чернофлажников". На стенах Цзяи были установлены орудия. Однако японцы при помощи своих горных пушек быстро подавили китайскую артиллерию, а потом сделали пролом в стене. В уличных боях защитники были разгромлены, потеряв несколько сот человек убитыми, гвардейская дивизия за неделю боев недосчиталась 14 убитых и 54 раненых. Заняв город, гвардейцы ненадолго остановились, ожидая высадки войск принца Саданару Фусими в Патэчуе. К этому моменту из 14 тысяч списочного состава в ее строю оставалось меньше 7 тысяч человек.

Тайвань (японская схема)
Тайвань (японская схема)

Прибытие сильного подкрепления (2-я провинциальная дивизия, переброшенная из состава японской 2-й армии в Маньчжурии, и часть 4- й провинциальной дивизии из Осаки) позволило подойти к Тайнаню сразу с трех направлений. 10 октября 1895 года высадились сразу два десанта: 5460 чел. — в Патэчуе, к северу от Тайнаня, 6330 чел. — в Фанляо, к югу от республиканской столицы. Сразу же был захвачен порт Такоу (в 1921 г. переименованный в Гаосюн). Чуть менее 20 000 японских солдат приближались к Тайнаню одновременно с севера, северо-востока и юга. В распоряжении Лю Юнфу войск было как минимум не меньше, но республиканские солдаты были абсолютно демотивированы.

Лю Юнфу
Лю Юнфу

10 октября Лю, обескураженный известием о падении Цзяи, запросил мира. Воспользовавшись посредничеством британского военного корабля Pique, он выразил готовность сложить оружие, при условии, что ко всем китайским солдатам отнесутся гуманно и репатриируют в Кантон или Сямэнь. Однако, когда в Тайнань зашел японский корабль для проведения переговоров, Лю Юнфу наотрез отказался подниматься на борт. Тогда японцы сообщили, что примут только безоговорочную капитуляцию.

Бронепалубный крейсер HMS Pique
Бронепалубный крейсер HMS Pique

Тем временем колонна принца Фусими с боями продвигалась на юг. 12 октября имела место небольшая стычка у Кауватау. 16 октября партизаны сумели окружить у Киусуйкей целый пехотный полк, который пришлось с боем деблокировать. Японцы потеряли 9 человек убитыми и 10 ранеными, а противник - не менее 60 убитыми. 18 октября у Онгоятоя совместной атакой пехоты и кавалерии при поддержке артиллерии был разбит большой отряд повстанцев. Потери японцев составили 3 убитых и 14 раненых, а противник оставил на поле боя 80 убитых, но самый большой разгром формозцев произошел у Тион-ша: они оставили на месте боя около 400 трупов, в то время как с японской стороны был ранен только один офицер.

Японская артиллерия на Тайване. 1895
Японская артиллерия на Тайване. 1895

Наиболее чувствительные потери отряд Фусими понес при занятии деревни Маотау к югу от реки Собунго, где оборонялись около 4000 республиканцев, вооруженных магазинными винтовками. Реванш удалось взять на следующий день, когда авангард в бою за укрепрайон Шаулан японцы сумели окружить около 3000 формозцев. В ходе отчаянной схватки войска Лю Юнфу сумели прорвать окружение, но потеряли при этом почти 1000 человек. Японцы сообщили о 30 своих убитых и раненых, в числе которых - три офицера.

Захват Такоу

Южная колонна генерал-лейтенанта Ноги, включавшая 6330 солдат, 1600 кули и 2500 лошадей, высадилась в Фанляо 10 октября и на следующий день вступила в бой с отрядом формозских ополченцев в Катонгка (ныне Чиатунг).

Маресуке Ноги
Маресуке Ноги

Две роты пехоты были посланы вдоль прибрежной дороги. Не обнаружив противника, они двинулись к Катонгка. Когда на следующее утро они вышли к деревне, то обнаружили, что она обнесена каменной стеной с бойницами, и почти полностью окружена рвом с водой. Оборона была подкреплена несколькими орудиями, так что это был крепкий орешек.

Атаковать с близкого расстояния мешал ров, а вести перестрелку издали с засевшим за оградой противником было пустой тратой боеприпасов. Несколько лобовых атак были отбиты с большими потерями, прежде чем передовому отряду удалось с трудом прорваться через одни из ворот и поджечь несколько домов. Ветер быстро гнал огонь к позициям защитников…Несчастные кричали, все ближе и ближе прижимались к каменной стене, прятались в ямах или за уже тлеющими деревьями и кустами, чтобы защититься от удушливого жара. Наконец, не выдержав, формозцы с воплем ужаса перемахнули через стену и бешено помчались к кустарнику и джунглям на севере. Многие пали по дороге, но большинству удалось спастись…
Даниэль Дэвидсон

В этом столкновении японцы понесли самые тяжелые единовременные потери за всю кампанию (77 человек, из них 16 убитых, включая трех офицеров). На месте сражения было обнаружено семьдесят тел китайцев, двенадцать пушек, несколько винтовок и небольшое количество боеприпасов.

Японские корабли на рейде. Октябрь 1895
Японские корабли на рейде. Октябрь 1895

15 октября колонна Ноги подошла к порту Такоу (ныне Гаосюн), но обнаружила, что японский флот опередил ее. Двумя днями ранее форты Такоу подверглись обстрелу и были приведены к молчанию японскими крейсерами «Иосино», «Нанива», «Акицусима», «Хиеи», «Яэяма» и «Сайен», а затем корабельный десант занял город.

16 октября войска Ноги взяли город Питау. К исходу 19 октября они были в нескольких милях к югу от Тайнаня.

20 октября, поняв, что война проиграна, Лю Юнфу переоделся кули и бежал в Китай на борту британского торгового корабля SS Thales . В море его догнал и принудил остановиться японский крейсер Яэяма. На борт «купца» поднялись несколько японских моряков, которые, хоть и не опознали Лю, но на всякий случай арестовали несколько человек, среди которых был и беглый президент. Британский капитан столь бурно выражал свое несогласие, что задержанных в конце концов отпустили, а в результате последовавшего по прибытии в Сямэнь официального протеста по дипломатическим каналам Токио был вынужден отправить в отставку адмирала Аричи Синанодзё, командовавшего флотом во время вторжения на Тайвань. Лишь много позже японцы узнали, как близко они были к захвату Лю.

После бегства генерала Лю остатки его войск бродили по городу, не зная, что делать. Наконец, иностранцы, опасавшиеся грабежей, сумели уговорить их сложить оружие. Таким образом удалось за сутки собрать и поместить в надежное хранилище от семи до восьми тысяч винтовок. Затем два английских миссионера, господа Фергюссон и Барклай, отправились в японскую штаб-квартиру в нескольких милях к югу от города, неся письмо от китайских жителей, в котором говорилось, что все солдаты сложили оружие, и просили японцев приехать и навести порядок. Генерал Ноги вошел в город 21 октября, и вскоре за ним последовала остальная часть армии.
Йосабуро Такекоси, «Японское правление на Тайване» (1907 г.)
Парад японских войск в Тайбее. 1895
Парад японских войск в Тайбее. 1895

С этого момента почти вся равнинная часть острова, все его крупнейшие города были под властью японцев. Последние отряды вооруженного формозского сопротивления были разбиты 26 ноября 1895 года в битве при Чансине , широко известной на Тайване как «битва за горящую деревню». Битва получила свое название из-за того, что деревня была сожжена дотла японцами в ходе попыток отбить ее у формозцев. Сопротивление в горных районах, занимающих примерно половину площади Тайваня, продолжалось еще не менее семи лет. Японцы в ответ проводили политику «кнута и пряника», предоставляя помилование повстанцам, сложившим оружие, но безжалостно уничтожая тех, кто этого не сделал, и выжигая деревни, укрывавшие партизан. Последний крупный партизанский отряд Линя Шаомао был уничтожен 30 мая 1902 года.

Японское военное кладбище на Тайване. 1895
Японское военное кладбище на Тайване. 1895

Владение островом дорого обходилось японской казне: на умиротворение и управление Формозой ежегодно расходовалось пять миллионов долларов

Принц Ёсихиса
Принц Ёсихиса

Потери японцев при вторжении на Тайвань были относительно небольшими: 164 солдата и офицера убиты и 515 ранены. Потери от болезней, особенно от холеры и малярии, были намного выше: 4642 погибших, включая принца Ёсихису, умершего в Тайнане 28 октября, 5246 госпитализированных на Тайване, и еще 21748 отправленных на лечение в Японию.

Потери китайцев и формозцев трудно оценить. Считается, что они составили от 7 до 14 тысяч человек.

Casus Belli в Telegram: https://t.me/CasusBelliZen. Там мы будем проводить опросы и выкладывать дополнительные материалы.
Подписывайтесь!

#тайвань

#формоза

#японо-китайская война

#военная история

#война

#19 век

#xix век

#история

#китай

#1895

Делитесь статьей и ставьте "пальцы вверх", если она вам понравилась.
Не забывайте подписываться на канал - так вы не пропустите выход нового материала

Даже небольшой донат поможет нам чаще выпускать новые материалы. Ссылка для донатеров:
https://www.tinkoff.ru/cf/5rFGSRNywy6