ХЕЛЬСИНКИ — Китайские государственные предприятия разрабатывают растущий ассортимент твердотопливных ракет для удовлетворения растущих потребностей в запусках и вносят вклад в более широкую стратегию превращения Китая в полноценную космическую державу.
Согласно последним сообщениям государственных СМИ, Jielong-3, также известный как Smart Dragon-3, как ожидается, совершит свой первый полет в сентябре. Он сможет запускаться с суши или моря, а новые морские пусковые установки обеспечат большую гибкость и снизят нагрузку на основные космодромы Китая.
Новая ракета разрабатывается Китайской академией технологий ракет-носителей (CALT), крупным разработчиком ракет, принадлежащим CASC, главному космическому подрядчику Китая. Это также последняя модель в линейке планируемых твердотопливных ракет, несмотря на то, что некоторые из них обладают очень похожими возможностями.
“Это очень соответствует долгосрочной доктрине Китая о превращении в полноценную космическую державу, для которой важно овладеть широким спектром возможностей”, - сказал SpaceNews Томас Гроденский, научный сотрудник Европейского института космической политики (ESPI).
“Читая некоторые заявления официальных лиц, стоящих за этими твердотопливными ракета носителями, мне кажется, что есть четкое убеждение в том, что эти новые транспортные средства, благодаря присущим им характеристикам твердотопливных ракет, будут отвечать важным потребностям китайского и международного космического секторов”, - говорит Гроденский.
Ракеты малой грузоподъемности обеспечат возможности быстрого запуска и, возможно, более легкую интеграцию в операции с различных космодромов, включая запуски с морского базирования.
Между тем ракеты большой грузоподъемности обеспечат “подходящие варианты для массового развертывания инфраструктуры без экипажа для будущей экономики на орбите, такой как созвездия, космические станции или даже амбиции в дальнем космосе”.
Утверждается, что Jielong-3 способен отправлять 1500 килограммов полезной нагрузки на 500-километровую солнечно-синхронную орбиту (SSO). Ракеты серии Smart Dragon управляются компанией CALT spinoff China Rocket. Меньший Smart Dragon-1 был запущен в первый и пока единственный раз в августе 2019 года.
Другая аналогичная организация, CAS Space, зарегистрированная в декабре 2018 года как Beijing Zhongke Aerospace Exploration Technology Co., Ltd. и выделенная из Китайской академии наук (CAS), также разрабатывает твердотопливные ракеты.
CAS Space провела наземные испытания четырехступенчатого ZK-1A в ноябре 2021 года и, как ожидается, предпримет попытку первого запуска в ближайшем будущем.
Он также будет способен поднимать 1500 килограммов на расстояние 500 км. В прошлом году планировалось, что более крупный ZK-2 будет готов к полету до конца 2022 года и сможет отправить 3550 килограммов в 700-километровый SSO.
Все вышеперечисленное было бы более эффективным, чем "Long March 11", в настоящее время самая мощная твердотопливная ракета-носитель в Китае.
“В целом, со стратегической точки зрения, освоение такого нового потенциала дает Китаю гибкость и избыточность, демонстрирует технологическое мастерство внешнему миру и создает важные синергетические эффекты для других, не космических целей”, - говорит Гроденский, который также отмечает неотъемлемую связь с военными программами Китая по баллистическим ракетам и противно воздушной обороне.
Большая конкуренция – а также избыточность и возможности – исходит от CASIC, еще одного гигантского государственного оборонного подрядчика, который считается дочерней компанией CASC. Spinoff Express управляет серией твердотопливных ракет Kuaizhou.
Куайчжоу-1А (200 килограммов на 700 километров SSO) летал 14 раз. Однако сбой ИТС 15 декабря может привести к длительным задержкам, всего через несколько месяцев после того, как ракета вернулась в строй после того, как была заземлена на один год из-за сбоя 2020 года.
Более крупный Kuaizhou-11, способный доставить 1000 килограммов на 700–километровый SSO, еще не вылетел после потери своего первого полета в 2020 году.
Проектные работы по ракете-носителю "Куайчжоу-21" начались в 2017 году, сообщают китайские государственные СМИ. Он будет иметь диаметр 4,5 метра и способен выводить на низкую околоземную орбиту 20 000 килограммов.
Запланированный Kuaizhou-31 будет способен отправить 70 000 килограммов в LEO – почти в три раза больше грузоподъемности нынешней крупнейшей ракеты Китая "Long March 5".
Появляется ряд возможностей для заключения контрактов на запуск, которые могли бы помочь поддерживать новые транспортные средства, даже помимо запланированной национальной мегаконстелляции широкополосной связи. У CASIC есть собственные планы коммерческой спутниковой группировки с Xingyun, планируемой узкополосной группировкой из 80 спутников, которая будет управляться дочерним предприятием Leobit.
Национальная аэрокосмическая промышленная база Ухани площадью 68,8 квадратных километра, возглавляемая CASIC, полностью заработала в феврале 2021 года и способна собирать и тестировать 20 твердотопливных ракет и производить 240 малых спутников каждый год.
В среду муниципальное правительство Ухани опубликовало программный документ, направленный на дальнейшую поддержку развития космической отрасли в городе, в котором в качестве мероприятий, подлежащих продвижению, отмечены ракеты-носители и услуги по запуску, спутниковые платформы и полезные нагрузки, услуги по применению космической информации и наземное космическое оборудование и производство.
Тем временем CAS Space имеет промышленную базу в Гуанчжоу, где космическое подразделение Geely, автопроизводителя, планирующего создать низкоорбитальную группировку для автономного вождения, также создает и потенциально предоставляет контракты на запуск.
Частные фирмы iSpace и Galactic Energy, разрабатывая многоразовые жидкостные ракета носители, также эксплуатируют твердотопливные ракеты малой грузоподъемности.
Китай также разрабатывает новые космодромы для поддержки бума в космическом секторе, а прибрежные города Нинбо и Вэньчан планируют строительство коммерческих космодромов для удовлетворения растущего спроса на запуски.
Только CASC планирует более 50 запусков в 2022 году. Лишь немногие будут использовать пусковые установки solid Long March 11 и Jielong-3. Новый Long March 6 A также протестирует первую китайскую комбинацию жидкостных и твердотопливных боковых ускорителей с выделенного нового стартового комплекса в Тайюане.
P/S' Это перевод с SpaceNews с максимальным сохранением смысла публикации .
Подписывайтесь на канал, ставьте лайки