В причинах успешности почти любого фильма есть очень важный элемент, который на первый взгляд может показаться не столь значительным и вообще второстепенным - атмосферность. Наличие отличной идеи, сценария или актёрского состава в большинстве случаев недостаточно для создания действительно качественного фильма, сила любой картины зависит от умения режиссёра погрузить зрителя в своё повествование, сделать осязаемой и реальной рассказываемую историю.
Наиболее ярко этот принцип подтверждается фильмами ужасов, в которых ничего не может компенсировать отсутствие главного элемента ужаса: атмосферы. В конце концов, тот холодок, который вызывают только лучшие хорроры, возникает именно из-за совокупного эффекта хорошо продуманной атмосферы.
В этой статье я постарался собрать не заезженные, но при этом захватывающие и пугающие фильмы ужасов, основной чертой которых является прекрасно созданная атмосфера.
Итальянская индустрия фильмов ужасов обладает не только своей самобытностью и стилем, который трудно с чем-то спутать, но также имеет специфичные лишь для этой страны поджанры. Один из таких поджанров - "джалло", фильмы ужасов, сочетающие элементы криминального триллера и эротики. "Суспирия" является одним из ярких представителей этого поджанра.
Повествование "Суспирии" строится вокруг молодой американки Сюзи, которая приезжает в Германию, чтобы обучаться танцевальному искусству в балетной школе, где её настигает необъяснимая и пугающая угроза.
Дарио Ардженто - итальянский режиссёр и сценарист, один из самых известных творцов итальянского хоррора, создатель "Рассвета мертвецов", ставшего классикой не только фильмов ужасов, но и кинематографа в целом. Однако, когда речь заходит об Ардженто, скорее всего, первое, что придёт на ум, — это “Суспирия”, и на то есть веская причина: несмотря на богатую фильмографию режиссёра, ни одно из его произведений не имеет настолько выраженного авторского стиля. “Суспирия” уже давно приобрела статус иконы в прямом смысле этого слова. Эстетика этой картины настолько узнаваема, что не нужно даже смотреть фильм, чтобы распознать кадр по его безукоризненно продуманной композиции: неоновое освещение, фирменная постановка кадра и ослепительно яркая цветовая гамма.
Возможно, это не самая тематически или повествовательно продуманная картина, которую когда-либо делал Ардженто, но это непревзойдённый триумф чистого кинематографического колорита.
Атмосфера в фильмах обычно достигается за счёт более осязаемых аспектов кинопроизводства: операторской работы (ракурсов, композиции), сценического реквизита, освещения и даже банально выбора локаций для съёмки.
Гораздо реже и значительно сложнее создавать настроение с помощью монтажа, искажая восприятие зрителя таким образом, чтобы передать ощущение прострации и замешательства персонажа – в некотором смысле, использовать язык кино для создания ощущения иррациональности. Это именно то, что делает Николас Роуг в “А теперь не смотри”, фильме, чья атмосферность строится благодаря блестящим методам монтажа. Обилие сцен, наполненных навязчивыми визуальными мотивами и рифмами, которые быстро сменяются и повторяются по кругу, передают общее настроение и душевное состояние главных героев.
История развивается вокруг супружеской пары, потерявшей дочь, и переехавшей в Венецию в надежде начать всё с чистого листа. Однако, спокойной жизни не суждено было свершиться.
“А теперь не смотри” – это, по сути, интроспективная драма о природе горя, то, что сегодня стало совершенно обычным явлением - и всё же мало кто близко подошёл к тому, чтобы передать ощущение безнадёжной обречённости этого фильма. Сильный фильм ужасов, который помимо прочего является отличной драмой.
"Дом с привидениями", пожалуй, один из самых популярных сюжетных ходов в хоррорах. Этот подвид ужасов в самой большей степени зависит от того, удалось ли режиссёру создать необходимую атмосферу, так как большую часть хронометража фильм показывает лишь присутствие зла, а действия происходят в одной локации. Это может быть страшно только в том случае, если режиссёру удаётся поддерживать нарастающее и незримое ощущение страха. И это именно то, что прекрасно получилось у Питера Медака в “Перебежчике”.
Сюжет фильма рассказывает нам о композиторе, который трагическим образом потеряв жену и дочь, переезжает в старый заброшенный дом. Однако, старинное поместье оказывается не таким уж и пустующим.
"Перебежчик" - величайшая классика жанра "дома с привидениями", хотя не стоит также умалять впечатляющий баланс в этом фильме, который переходит от изучения характера скорбящего отца к расследованию таинственных мистических событий. Эта смесь жанров работает так хорошо благодаря тому, как Медак мастерски использует медленные, длительные кадры, готический дизайн постановки и методичный монтаж. Уже этих приёмов достаточно, чтобы встревожить зрителя и погрузить его в нарратив фильма.
Пугающий и гнетущий именно по настроению, “Перебежчик” является доказательством того, что атмосфера – это всё, что нужно для создания по-настоящему страшного фильма. А интригующий сюжет лишь добавляет картине остроты.
Спасибо за внимание! Подписывайтесь на мой дзен, если вам понравилась статья.
#кино #топ #подборка #фильм #ужасы