Найти тему
Дмитрий

Пути решения и совершенствования нормативной регламентации уголовного наказания, его применения в современном государстве

Отечественной системе наказаний присущ исчерпывающий характер, поскольку перечень наказаний, закрепленный в ст.44 УК РФ является закрытым, то есть ни один российский суд не вправе назначить какое-либо наказание, если таковое отсутствует в данном перечне. Например, суд не вправе назначить в качестве наказаний, например, лишение водительских прав, лишение права владения охотничьим оружием и т.п.

Особенность российской системы наказаний состоит в том, что построение данной системы согласно положений действующего УК РФ строится от менее строгих наказаний к более строгим видам наказаний. Такой принцип построения системы наказаний позволяет соотносить тяжесть различных видов наказаний. Это необходимо, например, при применении ст.64 УК РФ, при замене назначенного по приговору суда наказания более мягким видом и в ряде других случаев. Обратимся к судебной практике[19, c. 65].

Аналогичной является последовательность наказаний в санкциях статей, которые предусматривают ответственность за конкретное преступление.

Система наказаний носит внутренне упорядоченный характер, поскольку элементы данной системы расположены в определенном порядке от менее к более строгому, что имеет важное практическое значение. Такой подход к построению системы наказаний при конструировании санкций с альтернативными видами наказаний обязателен для законодателя. Кроме того, рассматриваемый принцип построения системы наказаний является обязательным и для правоприменителя, поскольку судья вначале должен рассматривать возможность применения к подсудимому наиболее мягкого наказания, предусмотренного санкцией соответствующей статьи УК РФ.

Система наказаний является объективно-субъективным явлением, поскольку она создается волей людей, но в то же время создание отдельных ее элементов должно быть социально обусловленным. Система наказаний в процессе своего функционирования существует в реальности и под влиянием изменений, происходящих в социальной среде, претерпевает определенные изменения. В связи с чем в юридической литературе выделяются целых две системы наказаний: идеальная и реальная. Первая содержится непосредственно в уголовном законе; а вторая фактически существует в практике применения права.

Например, такой вид уголовного наказания как смертная казнь предусмотрена в ст.44 УК РФ, но не применяется.

В соответствии со ст.45 УК РФ система наказаний подразделяется на три подсистемы, включающие основные, дополнительные и смешанные наказания. Причем последние могут быть назначены как в качестве основных наказаний, так и в качестве дополнительных. Данная классификация наказаний закреплена на законодательном уровне, однако в теории уголовного права наказания классифицируются и по другим основаниям.

В современном УК РФ в статье 44 закреплены следующие виды наказаний: штраф; лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью; лишение специального, воинского или почетного звания, классного чина и государственных наград; обязательные работы; исправительные работы; ограничение по военной службе; ограничение свободы; принудительные работы; арест; содержание в дисциплинарной воинской части; лишение свободы на определенный срок; пожизненное лишение свободы; смертная казнь [26, c. 102].

Так, все уголовные наказания, за исключением смертной казни, носят комплексный характер, а также ограничивают не какое-либо одно право осужденного лица, а несколько его прав. Например, исправительные работы для осужденного сопряжены параллельно с ограничениями трудовых и имущественных прав осужденного, а также с ограничением личной свободы. В то же время в данном случае преобладающим является ограничение трудовых прав, поскольку осужденный к исправительным работам не может свободно выбирать род занятий, ему не предоставляется право отказаться от предоставленной работы, кроме того, увольнение такого осужденного допускается лишь с согласия уголовно-исполнительной инспекции.

Таким образом, по критерию преобладающего правоограничения наказания можно выделить пять основных групп наказаний. Так отдельную группу образуют наказания, которые ограничивают имущественные права осужденных.

К данной группе наказаний, ограничивающих лишь имущественные права осужденных, относится такое наказание как штраф.

Вторую группу наказаний составляют наказания, которые ограничивают трудовые права осужденных. К данной группе наказаний относятся: лишение воинского звания, лишение права заниматься определенной деятельностью, лишение права занимать определенные должности, лишение специального звания, лишение почетного звания, исправительные работы, лишение классного чина, обязательные работы, лишение государственных наград, ограничение по военной службе. Следующую группу наказаний составляют наказания, которые ограничивают свободу передвижения и личную свободу осужденных. К названной группе наказаний относятся такие наказания как ограничение свободы и принудительные работы [23, c. 88].

Еще одна группа наказаний представлена наказаниями, которые лишают осужденных свободы передвижения и личной свободы. К таким наказаниям относятся содержание в дисциплинарной воинской части, арест, лишение свободы на определенный срок, пожизненное лишение свободы. И, наконец, последняя группа представлена наказаниями, которые лишают осужденных жизни. Применительно к российской системе уголовного наказания можно отметить, что данная группа наказаний представлена всего одним единственным видом наказания, а именно по УК РФ к лишающему жизни наказанию относится только смертная казнь.

В зависимости от субъекта воздействия уголовные наказания делятся на общие и специальные. Общие наказания могут быть применены к любому лицу, которое признано виновным в совершении преступления. Так, например, общим наказанием является штраф. Специальные наказания применяются к строго ограниченному законом кругу осужденных. Например, ограничение по военной службе может быть назначено только военнослужащим, которые проходят военную службу по контракту.

Кроме того, все наказания, предусмотренные ст.44 УК РФ, можно также классифицировать на 2 группы по критерию изоляции осужденных от общества, то есть на наказания, связанные с изоляцией от общества, и наказания, не связанные с изоляцией от общества. К первой группе наказаний относятся все виды лишения свободы, то есть пожизненное лишение свободы, лишение свободы на определенный срок, арест, содержание в дисциплинарной воинской части. Все прочие виды наказаний относятся ко второй группе, поскольку с изоляцией осужденных от общества не связаны.

По критерию срока наказания и его продолжительности можно классифицировать наказания на срочные и бессрочные (одномоментные). Так, в уголовном законе для срочных видов наказаний установлена определенная продолжительность. В данную группу наказаний входят исправительные работы, лишение свободы на определенный срок обязательные работы, принудительные работы и др. Бессрочные же наказания не могут назначаться на определенный срок. Обратимся к судебной практике.

Также можно выделить такие наказания, как: лишение государственных наград, лишение воинского звания, лишение специального звания, лишение почетного звания, лишение классного чина, пожизненное лишение свободы, смертная казнь. Такие виды наказаний могут быть назначены только за совершение наиболее опасных преступлений, относящихся к категории тяжких и особо тяжких. Также понятие срока не имеет значения для штрафа, так как данное наказание назначается в определенном размере, а не на определенный срок [26, c. 82].

Несмотря на то, что значительная часть отдельных видов наказаний имеют длительное применение в отечественном уголовном законодательстве, следует признать необходимость разработки отдельных элементов этой системы. Если раньше в российском уголовном праве отказывали в телесных наказаниях, то сейчас обсуждается значение наказаний, связанных с изоляцией осужденного от общества, в качестве приоритета признается компенсация и карательное наказание.

Традиционной проблемой является формирование перечня штрафных санкций, так как исторически сложился процесс поиска законодателем наиболее эффективных и широко применяемых отдельных видов штрафных санкций, где основным условием является экономическая и финансовая безопасность. В этой связи необходимо рассмотреть вопрос о возможности восстановления статуса высылки как формы наказания за террористическое преступление.

Система наказаний регулируется многими нормами общей и специальной частей Уголовного кодекса: помимо установления главы 9 Уголовного кодекса особенности их исполнения регламентируются и в других главах Уголовного кодекса. В Уголовном кодексе, с одной стороны, дается определение отдельных видов наказаний подробно и дескриптивно, с другой – закрепляется только понятие, требующее теоретической проработки и закрепления.

На протяжении длительного времени наблюдается тенденция постоянного совершенствования наказаний, следствием чего стало организованное несоответствие пропорциональности между ними, что позволяет говорить о кризисе системы уголовных наказаний современности. В частности, нововведения в содержании штрафа привели к тому, что степень его карательного воздействия стала более суровой, чем другие виды наказания, не связанные с изоляцией от общества.

В современной российской уголовной политике процесс нахождения оптимальных видов наказания, прежде всего не связанных с изоляцией от общества и основанных на труде (принудительный, исправительный и принудительный труд); лишение свободы на определенный срок признается принудительным видом наказания, назначаемым только в исключительных случаях, что свидетельствует о многообразии подходов к построению системы видов уголовных наказаний.

Следует также отметить, что в настоящее время необходимо признать кризис дополнительных видов наказания во внутреннем уголовном праве. В Уголовном кодексе, только лишение специального, воинского или почетного звания, классного чина и государственных наград в качестве дополнительного вида наказания, а второй назначается только по усмотрению суда за совершение нарушения определенной категории. В теории уголовного права есть предложения отказаться от дополнительных видов наказаний вообще. Однако, похоже, что это преждевременно, поскольку дополнительное воздействие данного вида наказания может быть чрезвычайно высокой, где вспомогательный эффект, связанный с ограничением прав и свобод осужденного (личной, трудовой и т. д.), например, лишение публичных прав, доведение приговора до сведения общественности, обязанность возместить причиненный вред [29, c. 67].

Необходимо учитывать имеющийся опыт советского уголовного законодательства в области формирования системы наказаний как комплексной правовой категории. Необходимость создания новой подсистемы дополнительных уголовных наказаний требует решения проблемы определения ее перечня, где можно заимствовать виды наказаний из других отраслей права, как это было в советском уголовном праве.

Представляется, что эффективность применения дополнительных наказаний обусловлена необходимостью индивидуального воздействия на лицо, совершившее преступление определенного вида. Преступника вообще нет, есть человек, совершивший конкретное преступное нападение, со своими достоинствами и недостатками. Следует признать, что совершение транспортного преступления, повлекшего смерть потерпевшего, требует адекватного законодательного ответа в виде запрета на управление транспортными средствами, а совершение преступления террористической направленности – лишения политических прав.

Таким образом, дополнительные виды наказания при индивидуализации наказания могут создать необходимую степень репрессии уголовного наказания при совершении определенных преступных актов широкого общественного значения (неосторожные преступления, преступления террористической направленности, преступления экстремистской направленности и др.).

Проанализировав и сопоставив проблемы совершенствования системы наказаний в российском уголовном праве, можно сделать следующие выводы: установлено в Уголовный кодекс Российской Федерации обширный перечень наказаний положительно влияет на дифференциации и индивидуализации при наложении дисциплинарного взыскания, но оно ограничено в природе, так как ее отдельные виды не применяются; налицо нарушение пропорциональности между отдельными видами наказания и исторически обусловлено приоритетом избирательной отдельных видов наказания (сейчас это своего рода работа).); величина дополнительных наказаний минимальна и нуждается в восстановлении; в этой системе влияние исторических уголовно-правовых традиций велико.

Представляется, что дальнейшее совершенствование системы уголовных наказаний должно осуществляться путем развития системно-структурных особенностей в процессе дифференциации и типологии наказаний. Система наказаний имеет принципиальное значение, поскольку она не только определяет Общие пределы наказания, категории преступления, особенности назначения наказания и освобождения от наказания, но и служит основой системы уголовного наказания в целом.

В целом следует признать, что проблема развития системы наказания в отечественном уголовном праве является спорной и требует независимого рассмотрения, установления уголовно-правовых мер (правовых ограничений) в этой системе, в том числе превентивных мер и мер безопасности.