Есть мейнстрим, а есть частное мнение, оно же честное. Буду выражать второе. Изобразительное искусство положило начало материальной культуре, да и цивилизации вообще, заявив изумленной природе, которая как известно, не терпит пустоты, о появлении необычного вида, потребности которого она не может удовлетворить полностью. Наскальные рисунки Homo заявили конкурентам по вмещающей среде, что вид намерен перекроить сложившийся баланс сил в свою пользу, а потом жить долго и счастливо. Как минимум не меньше, чем пребудет под солнцем сама основа, выбранная для художеств, — камень. С тех пор количество деклараций возвеличивания и превосходства вида над природой значительно возросло, хотя срок из годности и нужности — здорово поубавился. Поэтому на планете скопилось огромное количество остатков материальной деятельности человека, которые называют мусором, отходами, отбросами и прочими нелицеприятными словами. Оно бы все и ничего, но сегодня соотношение тех продуктов материальной культуры, которые уже причислены к этой категории по отношению к тому, что производится и удовлетворяет растущие потребности растущего поголовья Homo стремительно продвигается к счету 1:1 и это вызывает у природы уже не удивление, а глубокую печаль и грозит перейти в тотальный гнев.
Это преамбула. А частное и честное мнение заключается в том, что пора бы людям притормозить и переключиться на творчество перерождения ненужных вещей и цивилизованному их перемещению из категории ХЛАМ в категорию ИСКУССТВО ЖИЗНИ. Меня интересует прежде всего изобразительное, поэтому о нем и буду говорить. Этот процесс существовал и продолжает существовать во всех традиционных культурах: бабушкины сундуки и коробки с отслужившими свой срок вещами, которые «могут пригодиться», это ретроавтомобили, это антиквариат. Последняя категория уже ближе к мысли, которая меня захватила и грузит. Инсталяции. Впервые я с ними столкнулась на выставках в 80-е, когда западная культура побраталась с отечественным официозом и озадачила бытовой мейнстрим: а куда это девать в хрущевке, пространством которой мерялось искусство трудового большинства?
Сегодня, когда стресс от столкновения двух культур в моем сознании пришел в адекват, я нашла рациональное зерно, двигаюсь в найденном направлении и делюсь своими открытиями. ПЛОСКОСТНЫЕ ЭКОНСТАЛЯЦИИ — это картины, выполненные на поверхностях отслуживших свою полезную жизнь вещах: упаковочный материал, мебель, двери и зеркала, пр.
Если к картинам, написанным на этой основе добавить инкрустацию мелкими деталями: пуговицами, сломанной или поломанной бижутерией, цепочками, добавим к этому пищевые отходы: перья, раковины, сушеные рыбьи головы, пр., получится объемное панно или картина (это с какой стороны посмотреть!).
В моих работах из бросовых материалов выполнены и крепления: обычно это шнурки, которые выводятся на плоскость картины красивыми узлами и свешиваются свободными концами, иногда образуя мини-мобили.
Есть еще один секрет, которые придает недолговечным работам прочность и шарм. Свои работы я часто заливаю эпоксидной смолой или идентичными ей материалами, которые, кстати, тоже можно изготовить дома из бросовых составляющих.