9K подписчиков

Нунчаки или кистень?

2,5K прочитали
В арсенале любого народа есть оружие, появление которого можно описать фразой «голь на выдумку хитра».

В арсенале любого народа есть оружие, появление которого можно описать фразой «голь на выдумку хитра».

Требования к таким образцам везде были схожие:

-легкость в изготовлении;

-минимум таких дорогостоящих материалов, как сталь, или же возможность применения стали низкого качества;

-как правило, простота в использовании.

Впрочем, отличительной чертой Востока является то, что сложно придумать какой-либо предмет,

под который жители Азии не разработали бы своей боевой системы со множеством стоек, приемов и правил.

Во второй половине двадцатого века Япония уже, что называется, набила руку в копировании западных промышленных товаров и перешла к торговой экспансии, предлагая зачастую весьма интересные и очень конкурентные решения на рынке США.

Японская торговая экспансия, в свою очередь, заставила американцев обратить внимание на Страну восходящего солнца, ее традиции и культуру.

Данный интерес, естественно, был подхвачен Голливудом, который просто не мог пройти мимо диковинного арсенала оружия и весьма эффектных единоборств.

Художественные фильмы являются посредственным источником достоверной информации, а порой несут в массы откровенную ложь, стереотипы и заблуждения, но при этом они вносят огромный вклад в формирование представлений людей о тех или иных странах, событиях, предметах и явлениях.

И именно они задают векторы популярности многих идей.

Без кинематографа мы вряд ли бы узнали о той же катане или вещице, о которой сегодня пойдет речь.

Нунчаки или же нунтяку – не самое простое в запоминании слово, но что-то подсказывает, что на постсоветском пространстве людей, способных рассказать, что это такое, больше, нежели тех, кто знает, что такое кистень или рогатина.

Справедливости ради стоит заметить, что популяризатором данного восточного оружия стал не только Голливуд, но и серия фильмов с участием Брюса Ли, съемками которых занималась гонконгская кинокомпания.

Собственно, история появления этого восточного оружия схожа со многими другими представителями японского арсенала.

То есть, точно непонятно, откуда оно взялось, но, вероятнее всего, как и сай, связано уже с рубежом Средних веков и Нового времени, и Окинавой.

Где как известно, действовал запрет на ношение оружия, который только подстегнул фантазию местных кустарных оружейников.

Также есть мнение, что после того, как расположенное на Окинаве государство Рюкю в 17-ом веке попало под влияние Японии, появилась обнищавшая прослойка знати, которой тоже нужно было оружие, и этим оружием стали нунчаки.

В общем же, полной ясности в вопросе происхождения этой штуковины нет.

Собственно, нунчаки являются весьма простым ударно-раздробляющим оружием, состоящим из двух одинаковых стержней длиной около 30-ти сантиметров и гибкого соединения.

Есть мнение, что длина стержня — это длина предплечья владельца, а соединение – ширина кулака.

Но это весьма условные значения, которые могут существенно отличаться.

Так, китайские варианты этого оружия и вовсе могут иметь гибкое соединение длиной практически равное стержню, то есть до 30-ти сантиметров.

Как и большинство видов оружия гибко-суставчатого типа, вероятно, его происхождение связано с цепами для обмолота зерновых, в данном случае риса.

Но тут, вероятно, речь не о прямой трансформации, а лишь использовании того же принципа действия.

Также есть воззрения, что прототипом является часть конской упряжи.

Хоть в наше время можно увидеть нунчАки из металла, скрепленные цепью, исторически их изготавливали из древесины и шнурка.

Все же это мы живем в век, когда на среднюю зарплату вполне можно купить тонну стали и более.

В прошлом же такую покупку не могли себе позволить и большинство феодалов.

А те же крестьяне вообще не знали, что такое зарплата, и зачастую денег в глаза не видели.

И речь не только об Азии.

Поэтому там, где в производстве оружия можно было обойтись без металла, старались обходиться без него.

И как раз для нунчаков сталь не является необходимостью.

Хоть первой аналогией, которая приходит в голову, если взглянуть на это оружие, являются цепы, кистени, на мой взгляд, – это продолжение идеи такого древнейшего средства ведения боя, как обычная дубинка.

Собственно, дубинка, которую распилили на две части и скрепили подвижным соединением.

Эта в целом нехитрая операция привела к появлению нескольких преимуществ, первым из которых стала компактность.

Длина нунчаков при транспортировке – это длина стержня, то есть около 30-ти сантиметров.

При этом общая, совокупная длина оружия в бою, включающая два стержня и шнурок или цепочку – порядка 70-80 сантиметров.

То есть, в общем-то, компактное оружие в бою еще и дает возможность иметь некоторую не самую маленькую дистанцию нанесения удара.

Ну и, естественно, его можно скрытно носить под одеждой.

Вторым преимуществом можно назвать само гибкое соединение: оно позволяет разгонять ударную часть до высокой скорости, игнорировать отдачу при ударе.

Правда, параллельно исключает возможность парирования оружием.

Конечно, освоение нунчаков требует определенного времени, и на первый взгляд кажется, что искусство боя этой восточной штуковиной – нечто невероятно сложное.

Но на деле все многообразие приемов состоит из простых вращений и перехватов.

Собственно, тот же удар является элементом вращения.

Сложности в изучении элементов нет: сложнее наработать координацию, добиться высокой скорости вращений и перехватов.

Из этих самых вращений и перехватов возникает главное преимущество данного оружия, которое заключается в непредсказуемости удара: противнику сложно понять, из какой плоскости его будут атаковать.

Но не будем идеализировать.

Стоит понимать, что в Европе, да и Азии существовала категория оружия, которую можно назвать боевыми цепами, кистенями, и отличительной его чертой было наличие сферической, эллипсоидной или грушевидной ударной части из металла.

Исключение тут составляют двуручные цепы крестьян, имевшие зачастую весьма увесистое деревянное било.

Дело в том, что для высокой эффективности гибко-суставчатое оружие должно обладать компактной ударной частью из материала высокой плотности.

При ударе это позволяет передавать большое количество энергии через маленькое пятно соприкосновения.

Что, собственно, обеспечивает поражающий эффект и возможность преодолевать защитные средства противника.

У нунчаков ударная часть — это длинный стержень, а, следовательно, площадь контакта с телом противника весьма большая.

Это делает их крайне неэффективными, если противник имеет какие-либо средства защиты.

Даже если ударные стержни изготовлены из металла и имеют приличную массу, площадь их контакта с телом противника будет больше, нежели у сферического груза, а, следовательно, разрушительный эффект – меньше.

С другой стороны, за счет большой площади соприкосновения нунчаки имеют хороший останавливающий эффект, удар приводит к сильным болевым ощущениям.

В статьях, посвященных этому оружию, часто пишут, что оно способно причинять серьезные травмы и даже разбивать кости черепа.

Спорить с этим я не буду, но в целом нунчаки – это скорее нелетальное оружие с неплохим останавливающим эффектом.

Однако хоть в наши дни нунчаки и являются традиционным оружием многих восточных единоборств, и некоторые фанаты будут утверждать, дескать, с ним можно легко выйти против противника с длинноклинковым оружием или копьем, это вызывает скепсис.

Даже если стержни изготовлены из стали, а подвижное соединение – цепь, кисть владельца не имеет средств защиты.

То, что клинок противника прилетит именно в цепь, как это представляют некоторые, так же вероятно, как и получить удар оружием в незащищенную кисть.

Единственным более-менее адекватным способом парирования нунчаками является расположение стержня вдоль предплечья.

В случае с кистенем проблема парирования решалась наличием у бойца щита.

Двуручные же цепы давали превосходство в дистанции нанесения удара.

Единственный шанс для человека с нунчаками— это максимально быстро пытаться нанести удары в области рук противника, тем самым обезоружить его.

В целом, нунчаки – это главным образом средство борьбы с одним или несколькими безоружными противниками, или же вооруженными коротким оружием по типу всевозможных ножей, кинжалов, дубинок, кастетов.

То есть, это оружие не для полей сражений, а городской, уличной среды.

В то же время многообразие кистеней весьма велико.

Порой это тоже сугубо средство обороны, состоящее из небольшой даже не металлической гирьки на шнурке.

Но чаще подразумевается конструкция из отдельной рукояти, шнурка или цепи и металлической ударной части массой в несколько сотен граммов.

Такой кистень хоть и не располагал к эффектной комбинации перехватов и вращений, но обладал гораздо большей разрушительной силой и являлся реальным боевым оружием.

Как уже было отмечено, сферическая, эллипсоидная или грушевидная металлическая гиря более эффективно передает энергию цели, поэтому для нанесения серьезных травм и разрушения костей зачастую достаточно было гирьки массой менее ста граммов.

Опять же благодаря компактной ударной части и более длинному, нежели у нунчаков, подвижному соединению отразить клинком удар кистеня гораздо сложнее.

Поразить же кистенем противника, прикрывающегося щитом, легче.

В целом же, эти два оружия имеют разные сценарии использования и разные задачи.

Нунчаки, скорее, являются средством самообороны или же инструментом для городских разборок - эдакое оружие охранников и гопников прошлого, задача которого в подавляющем большинстве случаев – остановить, травмировать противника, нежели добиться летального исхода.

Кистень же – менее изящное и эффектное боевое оружие, удары которого с большей вероятностью не только останавливают, но и отправляют противника в иной мир.

В завершение хотелось бы отметить, что нунчаки как и всевозможные цепы относят к холодному оружию, и их изготовление и ношение может стать причиной возникновения проблем с законом.