19K подписчиков

Непростая судьба песни "Бухенвальдский набат"

1,3K прочитали

Широко известная во всем мире антифашистская и антивоенная песня «Бухенвальдский набат» изначально была просто стихотворением, написанным советским поэтом, ветераном Великой Отечественной войны Александром Соболевым (Исааком Соболем) в 1958 г.

Соболь Исаак Владимирович участвовал в Великой Отечественной войне с 1942 по 1944 гг. Демобилизован по ранениям (с сайта jewmil.com)
Соболь Исаак Владимирович участвовал в Великой Отечественной войне с 1942 по 1944 гг. Демобилизован по ранениям (с сайта jewmil.com)

К написанию стихов автора побудило открытие в Тюрингии, в то время входившей в состав ГДР, мемориального комплекса на бывшей территории крупнейшего из существовавших в Германии нацистского концлагеря Бухенвальд. За годы существования лагеря в нем погибло свыше 56 тыс. заключенных разных национальностей, обоего пола и всех возрастов. Главный монумент комплекса был представлен в виде башни с колокольней.

Мемориальный комплекс Бухенвальд (с сайта buchenwald.de / фото: Юрген М. Питч)
Мемориальный комплекс Бухенвальд (с сайта buchenwald.de / фото: Юрген М. Питч)

Свое стихотворение А. Соболев представил редакции газеты «Правда», являвшейся главным «рупором» Коммунистической партии Советского Союза. Однако редакторы «Правды» отнеслись к «Бухенвальдскому набату» скептически.

Хотя СССР всегда позиционировал себя как противника инициирования всяких военных действий, в 1958 г., когда началось резкое обострение отношений между странами ОВД и НАТО, стихи звучали «чрезмерно» пацифистски. В них также содержалась критика испытаний США ядерного и термоядерного оружия на островах Тихого океана, однако в это же время собственное ядерное оружие активно испытывал и СССР.

Ядерные испытания США на атолле Бикини в Тихом океане
Ядерные испытания США на атолле Бикини в Тихом океане

Публичное упоминание об «объятом атомным вихрем» океане в антивоенном контексте могло вызвать нежелательные ассоциации у советских граждан, перед которыми руководство страны торжественно отчитывалось о достижениях в создании ядерного противовеса «империалистам». В том же 1958 г. СССР начал размещение своих ядерных ракет как раз на территории ГДР.

В конце концов стихотворение было опубликовано в другой популярной всесоюзной газете – «Труд».

Предположив, что стихотворение может получить широкое признание, если будет положено на музыку, А. Соболев ознакомил с ним композитора Вано Мурадели, который был глубоко тронут проникновенными словами и с энтузиазмом взялся за написание музыки. В период работы он звонил А. Соболеву и говорил, что пишет музыку и плачет.

Вано Ильич Мурадели (с сайта peoples.ru)
Вано Ильич Мурадели (с сайта peoples.ru)

Однако когда получившаяся песня была представлена им для исполнения на Всесоюзном радио, повторилась история, произошедшая с автором стихов и редакцией «Правды»: руководители Радио отказали, а цензоры резко раскритиковали текст. Член правления Союза писателей РСФСР Лев Ошанин (автор другой известной песни «Эх, дороги...») вообще назвал стихи «мракобесными», усмотрев в словах о строящихся в колонны восставших из пепла узниках аллюзию на воскресение людей из мертвых перед Судным Днем.

Однако композитору удалось представить так и не прозвучавшую к тому времени в самом СССР песню на международном фестивале самодеятельности в Вене (Австрия), где она была исполнена перед лицом многочисленных гостей из «враждебного» капиталистического мира и имела потрясающий успех.

Ее широкое распространение в Европе вынудило чиновников советской культуры экстренно менять свое отношение к ней. В 1960 г. песня впервые прозвучала в СССР – в документальном фильме «Весенний ветер над Веной».

В 1963 г. в передаче «Голубой огонек» ее услышали из уст Муслима Магомаева, который стал самым знаменитым ее исполнителем.

С тех пор песня "Бухенвальдский набат" исполнялась повсеместно на всяких торжественных мероприятиях, посвященных памяти жертвам Великой Отечественной войны, в том числе на гастролях советских хоровых и сольных певцов за рубежом. Грампластинки с ее записью расходились миллионными тиражами.

Но несмотря на то, что песня вошла в классику советского искусства и получила международное признание, мстительные партийные руководители, заведовавшие вопросами литературного творчества, не простили ее авторам самовольной популяризации своего произведения, тем более, фактического обращения за поддержкой к идеологическому врагу – капиталистической Европе.

Уже имевшего широкие известность и признание, собственно, и ознакомившего с песней массы советского народа и жителей других стран композитора В. Мурадели трогать не посмели. Всю свою злость за лишнюю инициативность ее создателей чиновники выместили на авторе. А. Соболеву стали поступать звонки, в которых анонимные лица прямо заявляли: «Мы тебя прозевали, но голову поднять не дадим!».

Имя автора негласно запрещалось указывать при исполнении песни и публикации ее текста, указывался только композитор. Из-за этого песне было отказано в Ленинской премии, поскольку ее присуждали только произведениям, имеющим конкретно указанного автора. Многие так и считали, что автор популярной песни неизвестен.

Писатель Константин Федин отзывался: «Я не знаю автора стихов, не знаю других его произведений, но за один «Бухенвальдский набат» я бы поставил ему памятник при жизни».

А. Соболев (Соболь Исаак Владимирович). Фото с сайта ygashae-zvezdu.livejournal.com
А. Соболев (Соболь Исаак Владимирович). Фото с сайта ygashae-zvezdu.livejournal.com

С «Бухенвальдского набата» началось неуклонное карьерное падение А. Соболева. Несмотря на повсеместное распространение пластинок с песней его авторства, ему не платили никакого гонорара. Он жил в глубокой бедности в многоквартирном бараке, и даже либерализм Перестройки не способствовал его признанию.

А. Соболев умер в 1986 г., и в течение еще десяти лет его вдова тщетно добивалась издания его стихов, разрешения указания авторства «Бухенвальдского набата». Вплоть до окончания советской эпохи литературные чиновники отказывали ей под разными бюрократическими предлогами, а России девяностых годов государству было просто не до этого.

Лишь в 1996 г. Татьяна Соболева, продав доставшуюся ей в наследство от матери трехкомнатную квартиру и поселившись в однокомнатной, на оставшиеся деньги при поддержке Еврейской культурной ассоциации смогла, наконец, издать сборник стихов мужа «Бухенвальдский набат. Строки-арестанты».

Поэт с женой Татьяной (с сайта elektron2000.com)
Поэт с женой Татьяной (с сайта elektron2000.com)

В 2002 г. она также добивалась разрешения установить плиты с текстом «Бухенвальдского набата» в парке на Поклонной горе в Москве, однако в этом было отказано Московской городской думой.

Спасибо тому, кто прочитал! Поддержите наш канал лайком👍 и нажмите вверху "подписаться"🖍. Заглядывайте 👀 Добра и позитива!

Еще больше интересного на сайте в рубрике:

Известные личности

Широко известная во всем мире антифашистская и антивоенная песня «Бухенвальдский набат» изначально была просто стихотворением, написанным советским поэтом, ветераном Великой Отечественной войны...-7

Здесь в ленте на разные темы:

Авторское право защищено ©history-thema.com Условия копирования на сайте.