Социальное партнерство в сфере трудовых отношений

Добрый день, сегодня мы Вам расскажем об общих положениях социального партнерства в России.

И начнем с того, что понимается под социальным партнерством:

под социальным партнерством в сфере труда (далее - социальное партнерство) понимается система взаимоотношений между работниками (представителями работников), работодателями (представителями работодателей), органами государственной власти, органами местного самоуправления, направленная на обеспечение согласования интересов работников и работодателей по вопросам регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений.

После того, как мы рассмотрели понятие «социальное партнерство в сфере трудовых отношений», необходимо остановиться на законодательном регулировании социального партнерства, где источниками регулирования по деятельности социального партнерства являются следующие международные и российские нормативные правовые акты:

Конвенции МОТ: «О применении принципов права на организацию и ведение коллективных переговоров» № 98 (1949 г.); «О содействии коллективным переговорам» № 154 (1949 г.); «О свободе ассоциаций и защите права на организацию» № 87 (1948 г.), ратифицированной СССР от 6 июля 1956 г.;

Рекомендации МОТ: N 91 "О коллективных договорах", "О содействии коллективным переговорам"

Конституция РФ (ст. 7), в которой Российская Федерация определена как социальное государство и признается необходимость гарантирования со стороны государства прав всех членов общества и приводит к признанию необходимости мирного развития общества, социального партнерства и закрепляется в таких нормативных актах, как:

Закон РФ «О коллективных договорах и соглашениях» (№ 2490-1 от 11 марта 1992 г.);

Закон РФ «О Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений» (№ 92-ФЗ от 01 мая 1999 г.);

Постановление Правительства РФ «О порядке обеспечения деятельности Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений» (№ 1229 от 05 ноября 1999);

Следующее на чем мы остановимся – это основные принципы регулирования социального партнерства в сфере трудовых отношений, под которыми следует понимать руководящие идеи, исходные начала, на которых базируется социальное партнерство в сфере трудовых отношений.

К основным принципам социального партнерства относят следующее:

равноправие сторон;

уважение и учет интересов сторон;

заинтересованность сторон в участии в договорных отношениях;

содействие государства в укреплении и развитии социального партнерства на демократической основе;

соблюдение сторонами и их представителями трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права;

полномочность представителей сторон;

свобода выбора при обсуждении вопросов, входящих в сферу труда;

добровольность принятия сторонами на себя обязательств;

реальность обязательств, принимаемых на себя сторонами;

обязательность выполнения коллективных договоров, соглашений;

контроль за выполнением принятых коллективных договоров, соглашений;

ответственность сторон, их представителей за невыполнение по их вине коллективных договоров, соглашений.

Сторонами социального партнерства выступают работники и работодатели в лице уполномоченных представителей (профсоюзов).

К сторонам социального партнерства могут относиться и органы государственной власти, а также органы местного самоуправления, но лишь в том случае, если они выступают работодателями.

В соответствии со ст. 26 ТК РФ выделяются следующие уровни социального партнерства:

федеральный уровень – на данном уровне устанавливаются основы регулирования отношений в сфере труда в РФ; на федеральном уровне могут заключаться генеральное и отраслевые (межотраслевые) соглашения. В ранее действовало Генеральное соглашение между общероссийскими объединениями профсоюзов, общероссийскими объединениями работодателей и Правительством Российской Федерации на 2018 - 2020 гг. от 5 февраля 2018 г.

межрегиональный уровень – на данном уровне устанавливаются основы регулирования отношений в сфере труда в двух и более субъектах РФ;

региональный уровень – на данном уровне устанавливаются основы регулирования отношений в сфере труда в конкретном субъекте РФ; В Москве действовало Московское трехстороннее соглашение на 2019 - 2021 гг. между Правительством Москвы, московскими объединениями профсоюзов и московскими объединениями работодателей.

отраслевой уровень – на данном уровне устанавливаются основы регулирования отношений в сфере труда для конкретной отрасли или отраслей в РФ;

территориальный уровень – на данном уровне устанавливаются основы регулирования отношений в сфере труда в муниципальном образовании;

локальный уровень – на данном уровне устанавливаются основы регулирования отношений в сфере труда конкретных работников и работодателей в конкретной организации.

Согласно ст. 27 ТК РФ выделяют следующие формы социального партнерства:

коллективных переговоров по подготовке проектов коллективных договоров, соглашений и заключению коллективных договоров, соглашений;

взаимных консультаций (переговоров) по вопросам регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений, обеспечения гарантий трудовых прав работников и совершенствования трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права;

участия работников, их представителей в управлении организацией;

участия представителей работников и работодателей в разрешении трудовых споров.

Однако, приведенный перечень форм социального партнерства нельзя считать исчерпывающим, суда также может относиться следующее:

принятие решения работодателем с учетом мнения выборного профсоюзного органа, представительного органа работников и согласование своих решений;

Обеспечение права работников на участие в управлении организацией в предусмотренных законом формах – данная форма базируется на основных принципах трудовых правоотношений, предусмотренных ст. 2 ТК РФ, на ст. 21 ТК РФ, предусматривающей основные права работников, а также более подробно раскрывается в ст. 52, 53 ТК РФ.

Также к формам социального партнерства в сфере трудовых отношений относят и участие представителей работников и работодателей в досудебном разрешении трудовых споров, когда работник за разрешением индивидуального трудового спора обращается в комиссию по трудовым спорам (данное положение регулируется ст. 394 ТК РФ).

Свойственны социально-партнерские начала и примирительным процедурам при рассмотрении коллективных трудовых споров в соответствии с гл. 61 ТК РФ (данной главой регулируются вопросы рассмотрения и разрешения коллективных трудовых споров).

В ст. 28 ТК РФ указывается на то, что в отношении государственных гражданских служащих, муниципальных служащих, работников военных и военизированных органов и организаций, органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, учреждений и органов безопасности, органов уголовно-исполнительной системы, органов принудительного исполнения, таможенных органов и дипломатических представительств Российской Федерации применяется специальное отраслевое законодательство, т.е. к государственным гражданским служащим применимы нормы Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации", к сотрудникам органов внутренних дел - Федеральный закон от 30 ноября 2011 г. N 342-ФЗ "О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", к работникам таможенных органов - Федеральный закон от 21 июля 1997 г. N 114-ФЗ "О службе в таможенных органах Российской Федерации" и т.д.

Это все, что мы Вам хотели рассказать об общих положениях социального партнерства в сфере трудовых отношений.

ЗАДАТЬ ВОПРОС ЮРИСТУ>>

Если у Вас остались какие-либо вопросы в сфере применения трудового законодательства или Ваши интересы необходимо защитить в суде, обращайтесь в Юридическое Бюро Носова.

Сеглин Игорь

«Юридическое бюро Носова"

Добрый день, сегодня мы Вам расскажем об общих положениях социального партнерства в России.