265 подписчиков

Держи микрофон правильно!

Вдогонку к видео, которое я опубликовал в своем блоге, хотел бы дать развернутое объяснение на максимально простом языке, почему стоит держать микрофон правильно! Если не смотрели ролик, то его я прикреплю в самом конце этой статьи + его вы без проблем сможете найти и ленте моего канала следующим постом.

Правильный "хват"

Вдогонку к видео, которое я опубликовал в своем блоге, хотел бы дать развернутое объяснение на максимально простом языке, почему стоит держать микрофон правильно!

Да, вы не ослышались, действительно в профессиональной музыкальной (и не только) практике есть такое понятие как "правильный хват" микрофона. Это не я придумал, скорее всего такие вещи нам диктует сама (Великая и Ужасная) Электроакустика, и особенности конструкции самого микрофона. Итак, все микрофоны у нас различаются по ряду характеристик, одной из которой является направленность, вот лишь список основных:

Вдогонку к видео, которое я опубликовал в своем блоге, хотел бы дать развернутое объяснение на максимально простом языке, почему стоит держать микрофон правильно!-2

Кардиоида, "восьмерка" и сферическая. От этих характеристик напрямую зависит как именно микрофон будет захватывать звук! Если сравнить кардиоиду и "сферу", то вы прекрасно видите, что у первой звук поступает исключительно с одной стороны (такие микрофоны называют направленные), тогда как "сфера" захватывает давление со всех сторон (всенаправленный приемник давления). Чем чревато использование всенаправленного микрофона на концерте/мероприятии, вместо узконаправленного? Полным букетом, можно прям списком:

  1. Образование акустических обратных связей ("петли", "заводки", когда микрофон "свистит" от мониторов/главного усиления - наверняка слышали, такой противный звук)
  2. Звук с микрофона будет сложно обработать подабающим образом (эквализация, динамическая обработка и т.д.)
  3. Полный отказ от громкого мониторинга на сцене, в виде прострелов и напольных кабинетов ("заводки" и так будут от главного усиления, их почти не избежать, что говорить о напольных миониторах, которые заведудтся с сферическим микрофоном как милые)

В общем и целом в зале будет примерно такая картина:

Вдогонку к видео, которое я опубликовал в своем блоге, хотел бы дать развернутое объяснение на максимально простом языке, почему стоит держать микрофон правильно!-3

Теперь о том, почему "хват" так важен! Большинство ручных микрофонов имеет узкую направленность в виде кардиоиды и ее вариаций, визуализирую картинкой:

Вдогонку к видео, которое я опубликовал в своем блоге, хотел бы дать развернутое объяснение на максимально простом языке, почему стоит держать микрофон правильно!-4

Микрофон захватывает звук перед собой, и немного с боков, при этом задняя часть у нас остается "мертвой", и мы можем пользоваться этим, к примеру, ставя монитор в этой "слепой зоне", избегая "заводок". Сама направленность формируется достаточно сложно, точным, и заранее рассчитанным инженерами, распределением части звукового давления с тыльной стороны мембраны микрофона. Грубо говоря - звук у нас поступает не только СПЕРЕДИ, часть этого самого давления приходит и С ТЫЛА мембраны, что заставляет микрофон принимать весь звук в виде такого "яблочка", или "сердечка" (отсюда, собственно и пошло "кардиоида"). Если вы открутите защитную сетку у своего направленного, ручного микрофона, то скорее всего увидите ободок с несколькими техническими отверстиями в нем:

И что происходит, когда вы начинаете сжимать ваш микрофон не так, как это было задумано инженерами во время проектирования? Вы перекрываете своей ладонью эти самые отверстия (tuned ports на англ.), из-за чего направленность вашего микрофона меняется, и превращается во что-то среднее между направленной и всенаправленной!

Яркая и лаконичная иллюстрация моих слов
Яркая и лаконичная иллюстрация моих слов

Держите микрофон правильно! Держа его за сетку, вы не покажете людям свою "крутость", а только продемонстрируете понимающим специалистам вашу не подкованность в общих вопросах сценического поведения, которые в целом должен понимать любой, уважающий в первую очередь себя (а далее уже свою публику) артист, исполнитель, певец, актер, оратор, докладчик и т.д. Если вы "работаете" с микрофоном, если это ваш "рабочий инструмент", то умейте им пользоваться! Вот фото американского чиновника, поющего гимн на каком-то официальном мероприятии в Соединительных Штатах:

Вдогонку к видео, которое я опубликовал в своем блоге, хотел бы дать развернутое объяснение на максимально простом языке, почему стоит держать микрофон правильно!-7

Лично мое мнение - это грубейшая ошибка, особенно для человека, у которого САМА РАБОТА состоит в том, чтобы вещать что-то людям со сцены! Что бы и как бы этот мужчина там не исполнял, он все равно будет звучать ХУЖЕ, просто из-за того, что он держит микрофон не так, как это нужно делать. Обойдусь без шуток, что он зачитывает реп (хотя, признаюсь, хотелось так пошутить). Какой бы рукастый не был звукорежиссер, из "такого" он вряд ли вытянет что-то годное, легче "дернуть рубильник" (в особенности, если мероприятие идет не под запись, а с работающим усилением).

CHOOSE YOUR DESTINY!
CHOOSE YOUR DESTINY!

Вообще, пока я писал этот пост, то задумался о том что (по крайней мере у нас в стране) не существует курсов сценического поведения с техническим уклоном. Ну знаете, может имеются тренера, которые "ставят" вам мимику, язык жестов и какие-то основы в духе "НИКОГДА НЕ ВСТАВАЙ К СВОЕМУ ЗРИТЕЛЮ ЗАДОМ!", но именно грамотную работу с микрофоном, пусть даже тезисно, я не видел чтобы преподавали, может свою школу открыть, как думаете? Ну это так, шутки, в которых, впрочем, всегда есть доля чего-то большего.

Пока писал, в голове прокрутил пару тем, на которые можно сделать материал, что думаете? Чуть ниже есть опрос, тыкните по самому интересному на ваше усмотрение, а я потихоньку буду готовить!

Если вдруг не нашли то, что хотели - бегом в комментарии! Пишите, я все читаю! Вот, обещанный ролик:

Благодарю вас за то, что дочитали до конца, и зову подписаться на мой канал: здесь я регулярно буду публиковать обзоры, образовательные статьи и мысли, касающиеся музыки и звукорежиссуры. Здесь найдется место как философским размышлениям, так и мимолётным заметкам, в общем каждый сможет найти что-то для себя!

На 100 подписчиков мы разыгрываем пиццу за мой счет! Можете попросить друзей подписаться - так мы быстрее сможем провести розыгрыш!

С вас лайк, подписка, комментарий - а с меня новые посты в максимально сжатый срок, как вам такая сделка?