Найти тему
Андрей Mrak2k

Безопасная езда на мотоцикле

Здравствуй, дорогой читатель! Езда на мотоцикле: это удовольствие, которым хочется наслаждаться с каждым годом все больше и больше. Однако все мы знаем, что это связано с немалой долей риска. Считаю, что преддверии сезона, не лишним будем пройтись по догмам безопасной езды на мотоцикле. Да, я знаю, что всем подобные постулаты давно известны и описаны, однако лишний раз я все-же побуду Капитаном Очевидность, уж потерпите. Все написанное здесь действительно важно. Тем более мне давно хотелось написать подобную статью. Постараюсь поделиться всем, что мне показалось необходимым в рамках данной темы. Моя писанина не претендует на вселенскую истину, и я буду очень благодарен моим читателям за конструктивную критику и замечания. Статья отображает мое личное мнение по многим вопросам, но носит рекомендательных характер. Думаю, я могу себе такое позволить, учитывая мой многолетний почти безаварийный опыт езды на мотоцикле. Надеюсь, что многим новичкам и не только эта статья будет полезна. Приятного прочтения.

Сначала общие советы:

Все аварии глупые. Вот все. Всё всегда происходит по чьей-либо безответственности, безалаберности, невнимательности, самоуверенности и отсутствия культуры вождения. Нет «умных» аварий и смертей в мирное время. Они все глупые. Просто запомни это. И твоя задача как мотоциклиста научиться прогнозировать, распознавать и избегать таких ситуаций. Все это придет с опытом, но кое-что можно усвоить уже сейчас, используя опыт более старших товарищей. Всегда помни, твоя задача сделать все, чтобы исключить возникновение экстренных ситуаций на дороге. Не доказать кто прав и крут, а добраться до точки назначения без происшествий и с минимальным риском для себя и окружающих. В этом и заключается профессионализм мотоциклиста. И только в этом.

Никогда не езди на мото, если плохо себя чувствуешь или заболеваешь. Странно, что приходится это проговаривать, ведь это прописано в ПДД. Обязательно перед каждым выездом проверяй техническое состояние мотоцикла. (Давление в шинах, работу тормозов, отсутствие подтеков технических жидкостей на мотоцикле и тд). Ты просто обязан быть уверен в технической исправности своего мотоцикла. Обязательно проверяй исправность работы светотехники. Независимо от времени суток, всегда езди с ближним светом. Без него ты вообще невидимка. Еще очень желательно наличие дуг на мотоцикле. Они значительно сохранят тебе твои кровные при завале мотоцикла на бок. А оно рано или поздно произойдет. Поверь.

Всегда езди в экипировке. Даже пару кварталов за хлебушком. Всегда. Исключений быть не может. Минимально: шлем (желательно интеграл), перчатки, мотокуртка с защитой (плечи/локти/спина), мотоботы, мотоджинсы или наколенники под брюки. Даже самый дешевый китайский экип лучше, чем ничего. Да, одевать все это перед каждой поездкой сильно заманывает, но перелом колена и ты инвалид. Никто 100% функционала сустава тебе не восстановит. Не побегать, ни в футбол поиграть и тд. Поверь, не нужны тебе такие проблемы. Всегда используй экипировку. Да, в ней жарковато, но лучше доехать взмокшим куда надо, чем не приехать вовсе. В сильную жару обязательно открывай вентиляционные клапана на одежде. Избегай перегрева. Тепловой удар тоже штука серьезная. А в темное время суток обязательно используй светоотражающий жилет. Особенно на неосвещенных дорогах.

Вози с собой аптечку. Хоть по правилам мотоциклист без бокового прицепа и не обязан возить с собой аптечку, найди в багаже своего мотоцикла место для нее. Только не покупай готовую автомобильную, а собери ее сам. В ней должны быть: ножницы, несколько стерильных бинтов, перекись, медицинские перчатки и пара нормальных жгутов. Только не из авто-набора. Они для инъекций, артерию ими не пережмешь. Научись оказывать доврачебную медицинскую помощь. Минимально хотя бы знай как останавливать артериальное кровотечение. Запомни, пострадавшего нельзя перемещать, если нет прямой угрозы его жизни. Нельзя его поднимать, переносить, снимать одежду или шлем. А лучше всего пройди курсы доврачебной медицинской помощи пострадавшим после ДТП.

Даже если это не первый твой сезон – покатай популярную сейчас мотоджимхану. Наверняка у тебя в городе или области есть группа мотоциклистов, которая занимается этим на парковке у крупного супермаркета. Как правило, это бесплатно и весело. Плюс ты заведешь новых знакомых. Но самое главное: ты освежишь и улучшишь свои навыки управления мотоциклом, отточишь свою моторику и понимание своего мотоцикла. Это совсем не лишнее в начале сезона, после почти полугодичного перерыва. Уметь ездить на мотоцикле – не значит валить 200 по прямой. Для этого умения не нужно. Мозга тоже.

Обязательно прочитай две книги: Кейт Код: «техника вождения мотоцикла» (Twist of the Wrist2) и Дэвид Л. Хафф: «Дорожная стратегия». Многое из того, что я тут напишу есть в этих книгах более развернуто. Вот ссылка на одно и на другое. Не благодари.

Ты удивишься, если я тебе скажу, что самая главная часть в мотоцикле – это тормоза. Учись пользоваться тормозами, особенно если твой мотоцикл не оснащен системой АБС. Знай предел блокировки своих тормозов и старайся избегать блокировать колеса. Особенно при экстренных торможениях. Заблокировал колеса? Почти 100% падение, если не отпустишь тормоз. Отрабатывай экстренные торможения на площадке, привыкни к торможению на грани блокировки. На дороге, в любой экстремальной или невнятной ситуации – сбавляй скорость. В городе всегда держи пальцы на рычаге тормоза, а ногу на педали тормоза. Это позволит сэкономить время, при экстренном торможении. Если понимаешь, что не успеваешь оттормозиться, смотри куда можно уйти и маневрируй. Не фокусируйся на препятствии. Иначе ты в него и приедешь. Не слушай никого, кто говорит о том, что надо наоборот выкручивать газ в экстремальной ситуации. Снижение скорости даст тебе больше времени для принятия решения и выполнения маневра ухода. А также минимизирует повреждения при столкновении. Если понимаешь, что столкновения не избежать, то максимально до последнего снижай скорость. Это увеличит твои шансы на выживание.

Знай и соблюдай ПДД и без острой необходимости не нарушай их. Не превышай разрешенный скоростной режим. Не пачкай и не закрывай ничем свой номерной знак. Езди с чистой совестью. Научись видеть и читать знаки на дороге. Знаки висят не для того, чтобы с тебя стричь штрафы. Не выдумывай. Если висит ограничение 60, значит так надо. Значит впереди школа, дети, опасный участок или еще что-то. Не твоего ума дело. Ты не умнее всех. Просто либо прими это как факт или не выезжай на дорогу вовсе. Считаешь, что знак действительно висит неправильно? Обратись в госструктуры своего города с жалобой. Тебе ответят и объяснят для чего тут так сделано или же действительно примут к сведению и возможно поменяют знак. Да-да, это именно так и работает.

Всегда имей полный и правильно оформленный комплект документов. (СТС, ВУ, страховка) В случае если даже въедут в тебя, у тебя юридически все в порядке. Когда «всё есть», это добавляет спокойствия и уверенности в общении с ИДПС. Попросили остановиться – остановился, поздоровался, предъявил документы. Не надо выпендриваться и требовать у них причину остановки и всячески их провоцировать. Только потеряете время. У них работа такая. Проверили доки, пообщались, пошутили-поржали и разъехались. Сколько езжу – всегда только так, душевно общался с сотрудниками, чего и тебе желаю.

На дороге будь виден, предсказуем. Все делай с оттяжкой, спокойно, как бы с чувством собственного достоинства. Не мечись хаотично по рядам, как ужаленный в зад бабуин. Всегда используй поворотники, даже если ты едешь быстрее основного потока. Всегда найдется дурак, который будет ехать быстрее тебя. Перед перестроением, после взгляда в зеркало не лишним будет коротко обернуться в сторону перестроения. У мотоциклов тоже есть мертвые зоны в зеркалах, у меня в нее спокойно прячется легковой автомобиль. Включил поворотник, посмотрел в зеркало: свободно, обратно на дорогу, снова в зеркало или быстро оглянись: проверить не изменилась ли ситуация, взгляд обратно на дорогу и начинай перестроение. А вообще приучи себя стрелять по зеркалам примерно раз в 10 секунд, даже если едешь один, прямо по пустой дороге. Стрельнул взглядом, запомнил картинку, быстро вернул взгляд на дорогу и анализируешь что увидел в зеркалах. Все это должно происходить меньше чем за секунду. Ночевать в зеркалах не надо. Основное внимание на дорогу впереди. Смотри в линию горизонта, не фокусируйся на чем-то конкретном, смотри и анализируй картинку в целом. Тренируй периферическое зрение. Подмечай им знаки, пешеходов, другие машины. Ты обязан быть в курсе всего, что происходит вокруг тебя на 360°.

Всегда тренируй свой мозг и подмечай откуда в данной местности может внезапно выехать слепой водитель, выбежать ребенок, собака и тд. Например, из-за густых кустов, припаркованных машин, автобуса, угла дома и тп. Доведи этот тренинг до автоматизма, чтобы твой мозг сам отмечал такие опасные места-ловушки. И езжай с такой скоростью, чтобы успеть остановиться, если это вот прямо сейчас и произойдет. Да, это сделает тебя в некоторой степени параноиком, но зато ты будешь всегда готов к подобным неожиданностям. В последствии ты выработаешь привычку и будешь спокойно ездить всегда готовый ко всему. Мозг сам будет делать за тебя всю работу. Ты даже не сможешь объяснить, почему ты на этом участке прижал тормоз и сбавил скорость. Так подсказала чуйка и опыт.

Помни, что другие участники движения не всегда соблюдают ПДД. И вообще плевать на тебя хотели. Ты и твой байк для них не представляет опасности, а значит подсознательно помехой не является. Вот камаз является, он большой и тяжелый. Ты нет. И зрительный контакт с водителем ничего не значит. Он смотрит тебе в глаза и выезжает прямо под тебя. Вот что хочешь, то и делай. Перепрыгивай. И абсолютно любой водитель авто может запросто взять и махнуть через 2 сплошные, поперек твоей траектории. Да он будет виноват. Но тебе в больнице, разве будет от этого легче? Всегда жди помеху даже там, где ее в принципе быть не может. Видишь суслика? Нет. А он есть.

Будь всегда собран и внимателен. Не торгуй лицом, не отвлекайся от дороги. Ты не имеешь права расслабится за рулем. Даже на пустой трассе. Особенно при длительной езде, где ты быстрее утомляешься и теряешь бдительность при однообразной езде. Если путешествуешь, делай небольшие остановки на отдых каждые 100-150км. Всегда уделяй внимание одиноким машинам на пустых дорогах. Она может неожиданно свернуть прямо перед тобой, или вообще поехать тебе в лоб. Водитель заснул. А ты утратил бдительность и расслабился? Все. Путешествие окончено. Ты умер. Тебя больше нет.

При езде в дождь одевай дождевик. Используй состав антидождь на визор снаружи и антизапотеватель изнутри. Или выбирай модели шлемов с пинлоком. Они не запотевают от дыхания в холодную и влажную погоду. Не лишним будут ручки с подогревом. Закоченевшие пальцы — не лучший помощник. Езжай спокойно, все делай плавно, не тормози и не газуй резко. Самое опасное – когда дождь только начался, на дороге еще есть пыль, а влажная пыль – все равно что мыло. На трассе в дождь не езди быстрее 90км/ч. Это скорость «порога всплытия». Едешь быстрее – поймаешь водяной клин и скорее всего упадешь. Разметка, рельсы, стальные крышки люков — лед, особенно в дождь. Рельсы старайся пересекать максимально перпендикулярно, а продольную разметку как бы рывком. Но делай все плавно. Не газуй и не тормози, желательно проезжай на выжатом сцеплении, накатом. Полно случаев, когда даже на ровном газу заднее колесо срывает в пробуксовку на мокрой разметке, что грозит потерей равновесия и падением. Особенно будь внимателен на зебрах, которые теперь стали почти сплошные из белых и желтых полосок, расположенных вплотную. Так же на перекрестках перед стоп-линией, посередине полосы скапливаются масляные пятна, с двигателя и кпп авто, ждущих на светофоре. Будь внимателен, это тоже не добавляет сцепления с дорогой. Так же следи за возрастом и состоянием своей резины. Не используй старую или лысую резину. И всегда помни, что любая лужа считается бездонной. под ней может быть размыта потоками яма, провалившейся асфальт, открытый люк, да что угодно.

Запомни, на дороге тебе никто ничего не дороге не должен. Ни уступать, ни пропускать, только потому что ты круто выглядишь и у тебя громкий прямоток. Не гуди, протискиваясь в междурядье в пробке и не рычи людям в окна своими прямотоками. Тебе эти люди ничего не должны. Захотят подвинутся и пропустят. Нет? Постой спокойно, подожди если не можешь пролезть. Сейчас соседний ряд продвинется, и ты уедешь. Веди себя достойно и воспитанно. Обычно люди сами охотнее двигаются, чтобы пропустить не наглого мотоциклиста. Если есть возможность – кивни или махни рукой, мол спасибо. Часто проезжая мимо, говорю людям в открытые окна: «спасибо!» Я верю, что это оставит положительное впечатление и в последствии люди будут охотнее пропускать других мотоциклистов. Будь вежлив, если хочешь, чтобы были вежливы к тебе.

При любых разъездах, даже если ты точно уверен, что по ПДД ты прав, и тебя должны пропустить, но этого по какой-то причине этого не делают - дай проехать идиоту. Есть такое правило: «дай дорогу дураку» - следуй этому. Не езжай и не тарань его как бессмертный. Да, по ПДД ты будешь прав. Но мертв. Или в лучшем случае серьезно ранен. Что с того тебе проку? Да, это порою сильно злит, но либо ты миришься с подобным положением вещей, либо пополняешь статистику ДТП с мотоциклами. Я в статистику не хочу, чего и тебе желаю.

Не выясняй отношения на дороге, будь выше этого. Подрезали или не пропустили? Обгуди, обматери в шлем, да езжай дальше. Не надо грозить кулаками, средний палец показывать и всячески провоцировать. Не надо догонять, подрезать, останавливать, слезать с мотоцикла, подходить и устраивать разборки. Не создавай заторы и аварийные ситуации на проезжей части. Часто сбивают тех, кто решил устроить разборки посреди скоростного шоссе. Надо оно тебе? Думаю нет. Так же не надо ломать людям зеркала и сваливать. «Геройский» поступок, нечего сказать. Сейчас полно камер и тебя найдут и принудят оплатить ущерб. Будь выше этого. Давайте будем уважать друг друга и не уподобляться быдлу. Если мы все будем ломать зеркала, хорошего отношения к мотоциклистам в целом не жди.

Если тебе все же повезло, и ты попал в дтп, но остался жив и относительно здоров, то задайся вопросом: почему это случилось? Все ли ты сделал для того, чтобы этого избежать? Может ли быть так, что это твои действия привели к случившемуся? даже если по ПДД виновным признали не тебя. Если так, то может стоит что-то поменять в стиле вождения? А если это происходит систематически, то возможно тебе стоит вовсе отказаться от мото? Может это вообще не твое? Признаться в этом совсем не зазорно. Многие мои знаковые сознательно забрасывали мотик после первого же падения или ДТП. Подумай об этом.

Запомни: любой перекресток – место повышенной опасности для тебя. Даже если ты едешь на зеленый. Сбавь скорость перед перекрестком. Это не зря написано в ПДД. Убедись, что ты его успеваешь проехать на зеленый, убедись, что поперек тебе не летят опоздуны на несвежий зеленый или нарушители на красный. Научись соизмерять, успеешь ли ты безопасно проехать перекресток или нет. Если нет, то лучше не рисковать. Сейчас много светофоров на перекрестках оборудованы таймером, это значительно упрощает задачу. Лучше потерять полминуты на светофоре, чем не приехать вовсе. Если издалека ты видишь, что не успеваешь, заранее сбавь скорость и будь готов плавно остановиться. И в этот момент всегда бди в зеркала назад, вообще при любом снижении скорости бди назад.

Распространенные случаи мото-аварий.

Ну что-же, наконец с общими скучными советами покончено. Давай наконец перейдем к конкретике. И подробно рассмотрим моменты неправильного поведения мотоциклиста на примере очень распространенных мото-аварий. Как делать на дороге не надо.

Проезд перекрестка и встречные поворачивающие налево.

-2

При проезде перекрестка прямо, при ограниченной видимости из-за попутных машин, поворачивающих налево, (или даже если нет ограниченной видимости) сбавь скорость и убедись, что встречные, поворачивающие налево (с их стороны), поперек твоей траектории, видят и пропускают тебя. По ПДД они обязаны это делать, но и ты должен убедится. На многих перекрестках, встречные авто поворачивающие в 2 или даже 3 ряда – не редкость. Убедись, что все тебя видят и пропускают. Есть золотое правило: «не вижу – не еду.» Следуй ему. Не надо лететь на удачу, даже есть тебе зеленый. В этот день твоя удача может взять выходной. Да, по ПДД ты возможно будешь прав. Но мертв. Повторяю, оно тебе не нужно. Примерно такая же ситуация с твоим поворотом налево, когда тебе не видно встречный поток по второй полосе, так как на первой стоят машины на левый для них поворот. Не лезь проскочить, если тебе не видно вторую полосу. Убедись, что можешь безопасно повернуть.

Поворот налево.

-3

При выполнении поворота налево всегда смотри не только вперед, на встречную, пропуская встречный поток, но и назад. До начала движения. На картинке я показал перекресток с трамвайными путями в один уровень с дорожным полотном, на котором ты обязан пропустить трамвай, прежде чем повернуть. Но дело тут как ты видишь не только в трамвае. Даже если трамвая нет, то по путям абсолютно легко может ехать машина. На рисунке изображена «скорая», но это может быть и любой другой гражданский автомобиль с водителем-торопыгой, которому наплевать на разметку, правила и других участников движения. Кстати «скорые» очень часто почему-то не включают звуковую сирену, а только синие проблесковые маячки. Почему не знаю, но это факт. И даже если перекресток обычный, и не имеет трамвайных путей, все равно, перед выполнениием поворота налево обязательно смотри назад. В зеркало или оборотом головы. Спецавтомобиль или нарушитель могут точно также легко ехать и по встречной полосе. Да последний будет неправ, но разве тебе будет от этого легче на больничной кровати?

Поворот направо под машину справа.

-4

Никогда не лезь под машину справа при повороте направо. Под стрелку или со второстепенной, даже если там есть место и тебе кажется, что ты уедешь быстрее, чем этот тормоз перед тобой. Водитель этой машины смотрит налево, ждет момент, пропуская поток и справа для него никого не может быть. Для него твое присутствие под его передним правым колесом будет большой неожиданностью. В любой ситуации не подлезай под грузовики слева или справа, особенно если он собирается поворачивать. У них огромные «мертвые зоны» в обзоре.

«Мертвые зоны» у грузовиков и фур.

-5

Никогда не выезжай у большегруза перед кабиной, например перестроиться из междурядья в междурядье. Он тебя там просто не видит. Ты не представляешь сколько так давят пешеходов. У фуры много мертвых зон. На картинке выше приведены примерно слепые зоны у двух типов грузовиков. И если у европейских безкапотных грузовиков еще более менее, то у американских, капотных тягачей дела обстоят совсем плохо. Особенно спереди. Там реально можно легковушку спрятать – водитель и знать о ней не будет. Не то что мотоцикл. Поэтому старайся держаться от фур подальше. Никогда не суйся между двух двух фур в междурядье. Зацепил зеркалом двадцати-тонный прицеп и упал под него. Все — ты блинчик. Никогда не суйся проскочить в щель рядом с фурой при ремонте дороги, когда движение в одну полосу. А тем более если дорога изгибается. Одно твое неловкое движение и ты под колесами прицепа. Подожди пока появится полноценная полоса для обгона. Так же старайся не ехать рядом с фурами. Разрыв покрышки прицепа оглушит и унесет тебя в отбойник. Старайся быстрее покинуть эту зону. Так же не езди за фурами, потому что при разрыве той же покрышки, назад летят увесистые листы резины протектора. Еще есть «фурова фига» — это камень или кусок кирпича, застрявший между парой задних колес, который может вылететь на скорости куда угодно. При должном невезении, это будет твой мотоцикл или ты сам.

Правее правого и левее левого.

-6

Старайся не ездить правее правого. Допустим водитель правого ряда не будет смотреть в правое зеркало и даже может не включить поворотник. Это не принципиально. Он абсолютно уверен, что между ним и тротуаром или припаркованными машинами никого быть не может. Очень много подобных аварий, когда водитель авто внезапно решил нырнуть в пустой парковочный карман, и тут ему в правую стойку приехал мотоциклист. Здрасьте. Ты даже может будешь прав при этой ситуации. Но оно тебе правда сильно надо? Кстати, если машины припаркованы наискось, под 45°, то любая из них может в любой момент начать сдавать назад, потому что для ее водителя тебя в этой щели быть не может. И если уж ты едешь правее правого, то езжай медленно, отслеживай пустые парковочные места, припаркованные машины и отслеживай поток. Не собирается ли кто-то припарковаться или наоборот начать движение с парковки. Тоже самое правило правее правого относится и к обочине. Не езди по ней без острой нужды. И если уж вылез на нее, то езжай спокойно, не пыли и бди поток. Таких умных как ты может быть много. (Примечание: По ПДД на мопеде двигаться по обочине можно. В этом нет нарушения, если ты не создаешь помехи пешеходам.)

-7

С левее левого похожая ситуация, с той лишь разницей, что любой водитель может устать стоять в пробке и взять и развернуться через 2 сплошные перед твоим носом. И он тоже не будет включать поворотники и смотреть в зеркало, ведь его внимание устремлено на встречную полосу. Он смотрит как бы в него не вьехали оттуда, ведь он идет на нарушение. Да, так нельзя, он будет неправ, а ты будешь торчать в его левой бовокой стойке или выброшен на встречную полосу касательным ударом о его борт. А там навстречу допустим камаз. Ну или не на встречку, а на отбойник, который ты перелетишь и как и куда шмякнешься неизвестно. Вариантов развития событий очень много, и все они не очень хорошие. Или же водитель авто возьмет и высунется левее, чтобы просто посмотреть что там впереди, сколько же еще продлиться пробка. Ему же из авто не видно. Для тебя эффект будет почти такой же как и в ситуации с разворотом попутного авто через 2 сплошные. Постарайся не ездить левее левого и правее правого без надобности.

Обгон в «дырку».

-8

Двигаясь во второй полосе за автомобилем, рядом с плотно занятой полосой, не надо в нее сразу нырять и обгонять, как только соседняя полоса освободилась. Авто перед вами может внезапно сделать тоже самое. Водитель даже в зеркало не посмотрит, ведь для него, там никого не может быть. И твое там появление будет для него полностью неожиданным. Скорее всего ты встретишься с его задним крылом. Вообще не надо мгновенно бездумно соваться в каждую образовавшуюся щель между машинами – целее будешь. Этот момент симметрично верен для правой и левой сторон.

Проезд прямо после поворачивающего направо.

-9

Проезд после поворачивающего направо. Машина впереди тебя поворачивает направо, ты двигаешься прямо, после начала ее маневра у тебя появляется место для того, чтобы ускорится и проехать прямо. Там тебе надо метр. Ты узкий. Но не торопись. С того направления, куда поворачивает машина впереди тебя, может выезжать другая машина и совершать левый поворот. (Обычно я замечаю подъезжающую машину гораздо ранее переферическим зрением, и держу ее в уме, даже если уже не вижу.) Для ее водителя слева (с твоего направления) никого не может быть. Его прикрывает все еще поворачивающая машина. И все внимание водителя приковано вправо, откуда он ждет помехи и. И тебя он не видит и видеть не может. Не только потому что не смотрит в твою сторону, а еще потому, что ему закрывает обзор налево все еще не повернувшая машина. Тем более если это что-то типа газели или автобуса. И тут хлоп! Ты приезжаешь ему в левое крыло и летишь через капот. Надо оно тебе? Думаю нет.

Проезд прямо после поворачивающего налево.

-10

Тоже самое правило работает и для проезда прямо в щель справа, от попутно поворачивающего налево авто. Со встречной может поворачивать налево автомобиль, водитель которого тебя не видит из-за поворачивающего авто с твоего направления. Мы получаем почти первую ситуацию с перекрестком, с тем лишь отличием, что водитель вот совсем-совсем не ждет никого из щели между авто и тротуаром или соседним рядом. И вдруг ты втыкаешься ему из ниоткуда в правое крыло и все так же летишь через капот. Да, он неправ, не пропустил, того кто едет прямо, а ты переломанный в больничке. Клево? По-моему, не очень. Поэтому не торопись соваться во все дырки. Развивай терпение. Ты не на гонках и на роды не опаздываешь.

Положение на светофоре.

-11

Стоя на светофоре, конечно, лучше и безопаснее стоять спереди вереницы машин, просочившись туда между рядов. Однако я призываю соблюдать ПДД. Так как такой маневр грозит 2 нарушениями: пересечение сплошной линии разметки. (как правило на перекрестках перед стоп-линией пунктир превращается в сплошную) и пересечение стоп-линии. С засильем анальных камер в больших городах – несложно с каждого светофора попасть на пару штрафов. Светофор не пробка, не надо каждый светофор проезжать в междурядье. Все стоят, и ты постой. Загорится зеленый - уедешь. Лично я стараюсь стоять в ряду, но всегда бдю в зеркала, далеко назад и всегда стою на передаче. И встаю немного под углом, так чтобы иметь возможность при малейшей опасности дернуть в междурядье, пусть даже продрав бока машинам. Это лучше, чем быть зажатым между бамперами машин из-за того, что очередная девочка сзади завтыкала в телефон или дедушка перепутал педали. Так что не спим, не втыкаем в телефон или по сторонам, а бдим в зеркала. Если же все-таки приходится выехать вперед очереди, никогда не стартуй первой ракетой на зеленый. Всегда смотри опоздунов, пересекающих перекресток на несвежий зеленый.

Скрытая помеха.

-12

Если поток твоего ряда или соседнего стал замедляться, а ты не видишь этому причины, то немедленно замедлись вместе со всеми. Это не они идиоты, а ты не самый умный. Скорее всего впереди препятствие, которого ты пока не видишь. Особенно это актуально перед нерегулируемыми перекрестками и пешеходными переходами. Не торопись. Ускориться всегда успеешь – тут много ума не надо. Будь внимателен и не торопись. Ты ведь не хочешь сбить мамашку с коляской, которую пропускает соседний ряд? Просто ты пока еще его видишь. Прижми тормоз и убедись, что нет помехи. И всегда смотри что делают другие участники движения. Если поток замедляется это не просто так. Помни, что суслик есть всегда, даже если ты его не видишь.

Скрытая помеха из двора.

-13

Если нет пешеходных переходов или перекрестков, в соседней или встречной полосе намечается значительный разрыв, а причины этого ты не видишь, то убедись, что оттуда никто не высунет морду. Например, выезжающая из двора машина, которую сердобольный водитель в плотном потоке решил пропустить. А ты просто этого еще не видишь из-за стоящих высоких машин. Да, по ПДД он тебя обязан пропустить, но тебя не увидит, пока не высунет капот на половину твоей полосы. Поэтому сбавь скорость, не прижимайся к стоячим машинам и езжай аккуратнее, чтобы иметь возможность остановиться. Равносильно, если ты будешь двигаться левее левого стоящего ряда и из-за машин не сможешь увидеть выезжающего из двора, которого кто-то решил пропустить. Классика жанра! Водитель этой машины в твою сторону даже смотреть не будет. он будет смотреть на встречку, откуда он ждет машины.

Положение в полосе и на дороге в целом.

-14

Двигаясь по полосе старайся занимать в ней левое положение, левую «колею». У этого есть несколько плюсов: тебя видит водитель впереди едущей машины в боковое и центральное зеркало. Тебя видит обгоняющий вас авто и не перестроится в «пустую» якобы, для него нишу, где притаился мотоциклист. Кстати, мне не трудно подвинуться, если вижу, что есть необходимость обгоняющему спрятаться в моей полосе. Поэтому бдим в зеркала и ситуацию вокруг. Но самое главное: ты видишь ситуацию на дороге на несколько машин вперед. Подмечай маневры впереди идущего транспорта. Если они все виляют по полосе, то скорее всего они что-то объезжают. Так же из этого положения в полосе у тебя есть место для маневра и ухода левее, если поток начнет вдруг экстренно тормозить. Избегай находиться в мертвой, не просматриваемой в зеркало зоне рядом с автомобилем, едущим в соседней полосе. Обычно это область задней двери и крыла. Водителю может взбрести в голову перестроится и не увидев тебя в зеркале он начнет перестроение в тебя. Старайся покинуть эту зону как можно быстрее. Либо ускорься, либо замедлись. На многополосных дорогах старайся выбрать полосу соразмерно своей скорости. Как правило чем левее, тем быстрее. Не уверен в себе? Не лезь в левые полосы. Я обычно по тому же МКАДу еду около 100 по третьей полосе. Хочется ехать быстрее – смещаюсь левее, если хочется побатонить — ухожу правее. Следи за потоком и старайся никому не мешать. За городом вне населенных пунктов, я обычно еду в правой полосе 100-110. Мне некуда спешить. Чего и тебе желаю. Левая полоса – для кроссоверов, летящих 160+. Ты будешь им мешать. Если вдруг случилось, что ты едешь по пустой дороге в левом ряду, и видишь, что тебя быстро догоняет машина, не спеши уходить с полосы направо, чтобы уступить полосу, как бы ты поступил на автомобиле. Водитель машины сзади тоже может решить тебя объехать справа. И вы там и встретитесь. На мотоцикле в такой ситуации, логичнее прижаться левее, к разделительной. Но опять же повторю, в левую полосу при свободных других без необходимости лучше не лезть. Во-первых, так написано в ПДД, а во-вторых, всегда найдется тот, кто быстрее тебя.

Ямы и люки.

-15

Дистанция и ямы. Старайся не дышать в зад впереди едущему авто. И тем более при этом не занимать среднее положение в полосе. Водители авто часто пускают ямы и открытые люки между колес. Ты же просто не успеешь среагировать, даже если успеешь заметить яму или открытый люк. Езжай по левой «колее» и держи дистанцию соразмерно скорости. Обычно безопасным считается минимально расстояние, которое ты проезжаешь за две секунды. По разметке приметь полоску около заднего бампера впереди едущего авто и два раза произнеси вслух «двадцать-два». Если полоска разметки быстрее достигла твоего переднего колеса, чем ты договорил – увеличь дистанцию. Она недостаточна для такой скорости. Думаю понятно, что чем больше дистанция, тем безопаснее.

Ой-ё! Междурядие мое.

-16

Междурядье. Как много в этом слове… Двигаясь между рядами, нужно понимать, что ты тут по факту нелегально. Хотя в ПДД РФ и нет четкого понимания междурядья, и там не регламентируется необходимый безопасный боковой интервал, но тебя тут быть не должно. И выезжая в междурядье ты обязан принимать на себя все риски и ответственность. В ПДД достаточно пространно истолкован боковой интервал. По сути, пока нет столкновения – боковой интервал соблюден. А раз нет столкновения – нет и нарушения. По факту ты ничего не нарушаешь, если держишься хотя бы в одной полосе, пусть и рядом с машиной. Максимум что тебе может грозить это пересечение сплошной линии разметки, если таковое было или хаотичное перестроение, что классифицируется ИДПС (вживую как правило) как опасное вождение. (штраф 5000р или лишение ВУ). Хотя я правда реально не могу понять, как может быть опасным продвижение мотоцикла со скоростью 15-20км/ч в междурядье, в наглухо стоящей пробке. Но да не об этом сейчас речь. Междурядьем пользуюсь только в крайнем случае, и без необходимости туда не суюсь. Если поток едет хотя бы 30 км/ч, я качусь в ряду. Если медленнее, то выезжаю междурядье. Хотя не люблю это делать. Но если поток авто впереди до горизонта очень плотный и рискует вставать время от времени – то выбора нет. Двигаясь между рядов, я еду не быстрее +20км/ч к потоку. И постоянно отслеживаю положение передних колес каждого авто – не собирается ли кто-то вывернуть из полосы, отслеживаю внезапно открывшийся багажник – значит водитель сейчас вылезет и стоит ждать открывшейся двери и тд. Почему именно +20км/ч? Постараюсь коротко объяснить. Водитель авто обычно видит назад в зеркало 2-3 машины, не дальше. Допустим перед перестроением, он глянул в зеркало, и не увидев помехи начинает маневр. У него это занимает примерно 2 секунды. Так вот, двигаясь относительно него со скоростью до 20км/ч ты проезжаешь меньшее расстояние за это время, что он видел и до начала его маневра. И для тебя и него не будет неожиданностью что он дернул в соседний ряд. Если бы ты ехал быстрее, то преодолел бы за эти 2 секунды большее расстояние, чем видел водитель и приехал к нему в водительскую дверь к моменту начала маневра. Конечно, от тех индивидов, которые не смотрят в зеркала, это не спасет. Так что это только со стороны только кажется, что в междурядье так легко ездить и быть «умнее» глупых коробочников. На самом деле это сильно выматывает. и через пару-тройку часов непрерывного форсирования пробок в междурядье, ты уже не сильно одупляешь что происходит вокруг. Опасный момент. нужно остановиться и отдохнуть.

Двигаясь по междурядью, всегда жди неожиданно выбегающих людей, детей, собак. Например из-за большого стоящего авто, закрывающего тебе обзор, типа грузовика, или автобуса. При отсутствии видимости не грешно снизить скорость, вплоть до полной остановки и аккуратно выглянуть из-за автобуса. Есть несознательные граждане, беззаботно снующие между машин, стоящих в пробке. Твое появление в междурядье для них тоже полная неожиданность, как и для тебя.

Есть еще одна ловушка в стоячем междурядье - обгон авто с прицепом. Частенько получается обогнуть прицеп и уткнутся в узкую щель рядом с задним крылом авто с прицепом и соседним авто. И встать там, в надежде что водитель авто с прицепом тебя видит. Уверяю – он даже не подразумевает о твоем существовании. И с моментом, когда поток начнет двигаться – он тоже двинется и защемит тебя колесом прицепа, которое обычно торчит наружу от борта прицепа. А тебе некуда деваться. Междурядье все еще слишком узкое чтобы продвинуться вперед. Повторяю: не суйся в каждую дырку. А перед тем, как сунуться – думай, прогнозируй. Еще не умеешь? Тогда не суйся. Набирайся опыта.

Двигаясь по междурядью обязательно бди и в зеркала. Пропускай более быстрых, пусть и безответственных мото-собратьев, смещаясь в ряд. Причем не надо метаться, нужно включить поворотник и, если возможно, показать указательный палец левой руки вверх мол: «шас, секундочку» и при первой же дырке спокойно перестроиться в ряд, дав проехать более быстрым или узким мотоциклистам. Тебе будут только благодарны. Выезжая в междурядье всегда смотри, чтобы там не летел на всю катушку твой неразумный двухколесный собрат. Есть и такие, увы.

У мотоциклистов в России, негласно принято двигаться на многополосных дорогах между крайним левым и вторым слева рядом. А не по всем междурядьям. Так как шарахнувшаяся от вас машина может стукнуть мотоциклиста в соседнем междурядье. Но пока у тебя мало опыта постарайся не ездить в междурядье. Это достаточно сильно утомляет, так как требует высокой степени концентрации и внимания. У тебя может его просто пока не хватить.

Заключение.

Кто-то после прочтения может сказать, что это какие-то советы старого дедушки и дескать вообще, он мотоцикл покупал не для того чтобы по правилам ездить и в пробках стоять. Я отвечу на это так: все это я написал, чтобы ты, мой дорогой читатель, как и я, в течении многих лет мог насладиться удовольствием от езды на мотоцикле. А любителей ездить не по правилам я вижу каждый год новых. Прошлогодние куда-то деваются.

В общем учись читать и прогнозировать обстановку на дороге на много шагов вперед, различать тесные и неуютные места в потоке и междурядье, выявлять идиотов в потоке и держаться от них подальше. От этого зависит твоя жизнь. В отличие от автомобилиста, у тебя нет права на ошибку. У мотоцикла есть огромное преимущество в виде его габаритов, но злоупотребляя этим преимуществом, ты рискуешь попасть в ловушки, описанные выше. Водители авто всегда мыслят габаритами полноразмерных транспортных средств. Они не помнят о тебе и не ждут тебя из узких дырок. Не торопись соваться в каждую щель между машинами. Не пытайся проскакивать вслепую нечитаемые зоны при разъезде с другими потоками, даже если тебе горит зеленый. Для всех ты невидимка, ты не существуешь. Тебя нет. Всем на тебя наплевать. Ты маленький, незаметный, всех раздражающий учасник движения и тебе никто ничего не должен. Должен только ты самому себе. Ты должен научиться не подставляться, чтобы привезти свою жопу домой целой и невредимой.

Регулярно (прям вот каждый день) смотри подборки аварий на ютубе, не обязательно мото. Это здорово отрезвляет и помогает учиться на чужих ошибках. Обязательно посмотри «разборы полетов» Андрея ГАВа на ютубе. Не смотри блогеров, хайпующих на образе крутого-псевдо-профессионала-гонщика-аутло-анархиста на ДОПах. И Боже тебя упаси подражать им. Все что они делают в своих роликах на дорогах – не совсем круто. Тупой выпендреж и кураж на дорогах общего пользования ведет только к: авариям, увечьям и смерти. И также горю родных и друзей погибших. Я не пугаю, а просто констатирую факты. Хочется гонять – езжай на трэк, занимайся шоссейно-кольцевыми гонками, где «под коленочку» можно технично раз за разом проходить повороты и привозить доли секунды с каждого круга. Хочется делать вилли и стоппи? – подготовь мот и иди заниматься в стандрайдинг. Хочется высоко прыгать с трамплинов и крутить в полете финты ушами? Иди в эндуро. В мире много мото-дисциплин, которыми ты можешь заниматься профессионально и относительно безопасно. С тренерами, которые научат и помогут тебе реализовать все твои хотелки. А также добиться хороших показателей в выбраной дисциплине. А дороги общего пользования не для этого.

Всем удачи на дорогах и долгой безаварийной езды.
Mrak2k © 2020.