Найти в Дзене
lavrenova.art

"КНЯЖНА ТАРАКАНОВА", Константин Флавицкий, 1864г.

Картина «Княжна Тараканова» написана художником Константином Флавицким в 1864 году, и в этом же году впервые выставлена на выставке Академии художеств. За эту картину ему было присуждено звание профессора исторической живописи. Известный критик Стасов, назвал полотно Флавицкого «чудесной картиной, славой нашей школы, блистательнейшим творением русской живописи». Картина была приобретена Павлом Третьяковым для его коллекции уже после смерти художника. Флавицкий - российский живописец родился в Москве в семье чиновника. Рано осиротев, мальчик 7 лет провел в воспитательном доме для бедных детей. Дар к рисованию у него проявился очень рано. Поэтому, когда вырос — решил, что будет учиться живописи. Но увы художник умер слишком рано от чахотки – ему было всего 35. Слишком мало написал и порой в источниках вся биография автора умещается на 1 странице. «Княжна Тараканова» написанная почти полтора века тому назад, и теперь волнует зрителя драматизмом сюжета и мастерством исполнения. Лично я сч

Картина «Княжна Тараканова» написана художником Константином Флавицким в 1864 году, и в этом же году впервые выставлена на выставке Академии художеств.

За эту картину ему было присуждено звание профессора исторической живописи.

Известный критик Стасов, назвал полотно Флавицкого «чудесной картиной, славой нашей школы, блистательнейшим творением русской живописи».

Картина была приобретена Павлом Третьяковым для его коллекции уже после смерти художника.

Флавицкий - российский живописец родился в Москве в семье чиновника. Рано осиротев, мальчик 7 лет провел в воспитательном доме для бедных детей. Дар к рисованию у него проявился очень рано. Поэтому, когда вырос — решил, что будет учиться живописи.

Но увы художник умер слишком рано от чахотки – ему было всего 35.

Слишком мало написал и порой в источниках вся биография автора умещается на 1 странице.

«Княжна Тараканова» написанная почти полтора века тому назад, и теперь волнует зрителя драматизмом сюжета и мастерством исполнения.

Лично я считаю эту картину самой чувственной в Третьяковской галерее.

Какие исторические события послужили сюжетом этому произведению и почему княжну звали — «Тараканова»?

Таракановыми называли незаконнорожденных детей Елизаветы Петровны, младшей дочери Петра I от Алексея Разумовского.

Сюжетом для создания картины послужила история княжны Таракановой, авантюристки, выдававшей себя за дочь императрицы Елизаветы Петровны и выдвигавшей претензии на российский престол.

По повелению императрицы Екатерины II она была арестована и в мае 1775 года была доставлена в Петропавловскую крепость. Императрица предложила Таракановой свободу в обмен на ее признание себя самозванкой.

Девушка отказалась это сделать, и даже не покаилась священнику перед своей смертью. Княжна Тараканова была заключена в Петропавловскую крепость и умерла от чахотки.

К слову сказать, именем «княжна Тараканова» её впервые назвали в печати спустя 20 лет после её смерти.

Появление этй картины в высших кругах вызало настоящий переполох.

Обсуждалась скрываемая тайна царской фамилии. Да и следственное дело о княжне-самозванке хранилось в строжайшей секретности.

Александр II повелел отметить, что сюжет картины "заимствован из романа, не имеющего никакой исторической истины".

Существует также предание о гибели Таракановой во время наводнения 1777 года. И именно эту легенду художник Флавицкий выбрал в качестве сюжета для своей картины.

Немного о картине.

Это коктейль строгого академизма, брюлловской романтики с нотками реализма.

Холодная, мрачная камера Петропавловской крепости, крысы; худой арестантский обиход: овчина, деревянные стол и кровать, кружка из глины и кусок черного хлеба. Из оконной решетки хлещет ледяная вода – наводнение. На кровати, вжавшись в стену от ужаса, обессилено запрокинув голову и опустив руки, стоит она – княжна Тараканова. В пышном, потрепанном бархатном платье – лишь намек на былую роскошь.

Чувственная красавица, бессильная перед надвигающейся стихией.

Присмотритесь , какие чувства она у вас вызывает ? Жалость ? Сострадание ?

Здесь она не авантюристка, лишь бедная, прелестная девушка, в ужасе ждущая неминуемой смерти. В костюме есть символика – белый считается символом чистоты, а красный – мученичества. И быть может вместо смерти авантюристки, Флавицкий изображает смерть святой?

Он пишет эту картину после всех своих неудач, не принятый публикой, на пороге своей смерти , всего за год.

Может это полотно не о смерти , а о надежде , о перерождении, о полете души, вырвавшейся из темницы. Может в этом образе он пишет свою душу?

Картина совсем недавно вернулась с реставрации и вновь заиграла свежими красками в зале галереи.

Вдохновляйтесь искусством и ходите в музеи!