Найти тему
KlinHas

Путешествия по Беларуси - Узда и Кухтичи (12 часть)

На дворе был октябрь. Погода с каждым днём понемногу ухудшалась, однако летнее тепло ещё не ушло до конца, и эта самая погода не начала раздражать своей осенней дождливостью. В такой день я и решил съездить в небольшой городок Узда.

Сразу с автовокзала пошёл к часовне-усыпальнице Завишей. Уникальное сооружение для нашей страны. С такими пирамидами и в Египет ехать не надо. Благо, в Египте я был, и могу провести более объективное сравнение.

От усыпальницы так и веет древностью, хотя построена она недавно (относительно египетских пирамид): в 1800 году.

Завиши — древний шляхетский род, который существовал почти 600 лет. С местечком Узда, которым они владели со конца 17 века, и имением Кухтичи (о котором позже) связаны имена Криштофа Завиши, воеводы Минского, Казимира Завиши, генерала польской, а затем российской армии, Яна Завиши, ученого, археолога, этнографа, Магдалены Радзивил (Завиши), просветительницы и меценатки.

-2

В обычаях шляхты существовала традиция захоронения в фамильных склепах, часовнях. Необычная пирамидальная форма часовни-усыпальницы обусловлена, скорее всего, увлечением Казимира Завиша историей Древнего Египта после африканских походов Наполеона 1798 — 1801 годов.

Высота часовни составляет около 10 метров. Усыпальница представляет собой двухуровневое сооружение: на квадратном цоколе с лучковым входом и окном над ним установлена четырехугольная пирамида. Внутри находится небольшое прямоугольное помещение, перекрытое стрельчатым сводом. В стенах имеются глубокие ниши для захоронений. Напротив входа, в нише, установлен алтарный постамент. Не совсем понятным является предназначение комнаты на втором уровне, на высоте около 8 метров.

"Окошки" на задней части часовни.

Исследование «Белорусской пирамиды» завершено, теперь можно двигаться к остаткам усадебно-паркового комплекса Завишей (усадьба «Кухтичи»), который теперь находится на территории Узденского государственного сельскохозяйственного профессионального лицея в местечке Первомайск.

Небольшой пеший переход.

Переход занял около 50 минут. На подходе к остаткам усадьбы меня встретил парк.

-7
В центре парка стоит памятник солдатам Гражданской и Великой отечественной войны. Состояние парка весьма запущенное.
В центре парка стоит памятник солдатам Гражданской и Великой отечественной войны. Состояние парка весьма запущенное.

Ядро усадебного комплекса состояло из трех частей: усадебного дома и двух боковых флигелей, объединенных колонными галереями. От имения сохранились только два флигеля: одноэтажные дома, покрытые покатой крышей. Стены выложены из местного бутового камня и оштукатурены.

Начну с общего вида комплекса и парочки исторических фотографий усадебного дома.

Картина Наполеона Орды. Здесь виден усадебный дом и колоннады, соединяющие его и флигели.
Картина Наполеона Орды. Здесь виден усадебный дом и колоннады, соединяющие его и флигели.

Несколько возвышенная центральная часть главного дома выделялась четырехколонным портиком с треугольным фронтоном. В дом поднимались по широким мраморным ступеням и боковым пандусам. Войдя в дом, гости оказывались в бальном зале с высокими окнами. Бальный зал имел выход на широкую террасу, ведущую в парк. Кроме этого зала, внутри дом имел ряд комнат-салонов.

Возвращаемся в реальность, правый флигель выглядит так. Он закрыт и огорожен забором. Следы разрушения больше всего видны на левой части портика: на фронтоне частично отсутствует штукатурка, сильно пострадал карниз, отсутствует треть фриза, крайняя левая колонна лишилась капители. Кое-где в стенах видны трещины.

Панорамный вид на правый флигель.
Панорамный вид на правый флигель.

Теперь посмотрим на то место, где должен стоять усадебный дом. На его месте стоит какое-то белокирпичное убожество. Жилое.

-13
-14

А теперь левый флигель. У него, как и у правого флигеля, сбоку есть вход, здесь сохранились фрагменты ведущей к нему дорожки. Возможно, здесь и проходила колоннада.

-15

Сам флигель находится в лучшем состоянии, чем правый. Если посмотреть в окна, можно обнаружить, что до недавнего времени он был жилым.

Здесь можно заглянуть в подвалы, в которых находились топки печей для отопления жилых помещений. Немного позже я нашёл способ туда спуститься, однако мне показалось, что фотографий через окошки достаточно.

Левый торцовый вход оказался открыт. Пробраться к нему было проблематично, но в конце концов получилось.

Итак, я внутри.

Помещение справа от входа.
Помещение справа от входа.

Здесь обнаружилась заклеенная обоями дверь. При близком рассмотрении выяснилось, что она забита гвоздями, а за ней - кирпичная стена. Мне кажется, таким образом эту часть флигеля отделили от основной жилой.

-21

Дверь крупным планом:

Если посмотреть на план флигеля, можно заметить, что отделили достаточно небольшую зону. Зачем? Не знаю.

Схема из книги "Збор помнікаў гісторыі і культуры. Мінская вобласць. Кніга 2". Красным выделена отделённая область. 1 - замурованная дверь с фотографий выше. 2 - ещё одна замурованная дверь, которой нет на плане; она на фото ниже.
Схема из книги "Збор помнікаў гісторыі і культуры. Мінская вобласць. Кніга 2". Красным выделена отделённая область. 1 - замурованная дверь с фотографий выше. 2 - ещё одна замурованная дверь, которой нет на плане; она на фото ниже.

Прямо перед входом можно увидеть ещё одну дверь, гораздо меньше предыдущей, она тоже замурована с другой стороны.

Затем двигаюсь к кальвинскому сбору второй половины ХVI века, который находится в паре шагов от имения.

-25

Это компактное 12-гранное здание под покатой шатровой крышей. Главный фасад украшен цилиндрическими шатровыми башнями. Витые лестницы башен вели на ярусы надстроенной на входом звонницы (не сохранилась). Толщина стен – 1,5 метра. Больше информации можно прочитать на удалённой странице сайта лицея, на территории которого находится храм, страница доступна через WaybackMachine тут.

Но если кратко, то имение изначально принадлежало роду Ковечинских. Собор начал возводиться в 1560-70 года благодаря Матею Ковечинскому, который был активным кальвинистом, а также сподвижником Симона Будного. В XVII веке имение перешло к Криштофу Ковечинскому, он решил преобразовать собор в католический костёл. С конца XVII века земли перешли к роду Завишей, которые построили здесь своё родовое имение.

Храм изнутри, фото с сайта orda.of.by.
Храм изнутри, фото с сайта orda.of.by.

Вот такая поездка получилась. После этого путешествия я вернулся на автовокзал, купил шаурму и стал ждать маршрутку до Минска.

-29

Вот и всё на сегодня. Спасибо за внимание и до встречи в следующих отчётиках!