Найти в Дзене

41. Прощание с Костромой

Последние сборы

2 февраля 1971 года.

На другой день после выпускного вечера мы разъезжались по домам. Мы – это теперь уже бывшие студенты агрономического факультета Костромского сельскохозяйственного института «Караваево».

На третьем этаже пятиэтажного общежития №6 без конца хлопали двери комнат. Группки оживлённой молодёжи вытекали в коридор, расширенный посредине в холл, в котором по выходным и праздничным дням студенты часто устраивали танцы. Со стороны холла коридор в противоположных концах прерывался двумя выходами на лестничные площадки, стекающими ступеньками на первый этаж. Дальше – вахтёр в центре вестибюля, мимо которого через главный выход из общежития студенты попадали на асфальтированные дорожки, соединяющие своими аллеями каскад общежитий и учебных корпусов в единый студенческий городок.

Декабрь 1970г. Л. Егоренков, до выпускного вечера - несколько недель.
Декабрь 1970г. Л. Егоренков, до выпускного вечера - несколько недель.

Закончилось столпотворение со сдачей постельного белья кастелянше, упакованы чемоданы и сумки, пылившиеся много лет под кроватями. До отхода московского поезда осталось около пяти часов. Захожу в соседнюю комнату попрощаться с ребятами. Там – последние сборы у земляка из Юхновского района Гены Павлухина. На подоконнике сиротливо лежит крышка от посылочного ящика. На одной стороне крышки – адрес получателя, однокурсника Самохвалова, и обратный адрес его родителей. На другой стороне набросан живыми масляными красками вид из окна комнаты, в которой мы находимся, на деревню Шувалово за полем ярко-зелёных, сочных всходов озимых. Это поле начинается у самого студенческого городка. А сейчас, зимой, чуть левее – племзавод «Караваево», чуть правее проходит лыжня, ведущая весь люд студгородка в свободное время на крутые горки и причудливую трассу, петляющую по лесу между деревьями, по занесёнными снегом оврагам. Летом в этом направлении стекаются шумные студенческие ватаги на речку Сендегу.

Но на картине – ранняя осень. Сразу же за зелёным полем полыхают золотистым пламенем отдельные пряди осеннего леса, частично заслоненного на переднем плане домами с палисадниками. Меня заворожил этот кусок фанеры. Возникшая вдруг ассоциация уложилась в бесхитростные строки: «И зелень нив, и желтизна лесов… Мне так понятно их противоречье: ведь это прошлое прощается навечно, чтоб будущему дать дорогу вновь» …

Между тем приближалось время отправки моего поезда «Кострома – Москва», и я поторопился на железнодорожный вокзал, может быть, навсегда прощаясь с дорогим мне студенческим городком, где провёл самые дорогие годы юности.

Тульское землячество

В ноябрьском номере «Российской газеты» за 2004 год обратила на себя внимание заметка с аннотацией содержания под заголовком: «За высказывание о проститутках депутату прострелили ноги». Ниже заметки была помещена фотография. На ней я узнал однокурсника Сергея Замораева. На фоне, видимо, заседания депутатов Ярославской области он что-то убеждённо говорил. Фотография и заставила меня прочитать текст полностью…

Сергей был на нашем курсе представителем немногочисленного тульского землячества. Особенно дружили между собой С. Замораев, В. Кузнецов и В. Никитин.

С. Замораев, депутат Ярославской областной Думы пяти созывов.
С. Замораев, депутат Ярославской областной Думы пяти созывов.

Я вклинился в студенческий поток после службы в армии к середине второго курса. К тому времени среди наших студентов сложились устойчивые группы и группки по интересам, чаще всего связанные общей «малой родиной». Наиболее заметны были тульские ребята.

Кузнецова и Никитина прозвали тургором и плазмолизом ещё на первом курсе, когда на ботанике изучали строение и физиологию клетки растения. Кузнецов был приземистым и плотным, а Никитин (плазмолиз, трансформированный потом в короткое слово «маза») – высоким и худым. Ребята не обижались, когда к ним так обращались и даже подыгрывали. Несмотря на то, что они ночами напролет могли играть в покер или организовать весёлую вечеринку, учёба у них шла без сбоев. Они успешно окончили институт и вернулись в свою Тульскую область. К двадцатой годовщине выпуска, на празднование которой они тоже приехали в Кострому, Никитин работал начальником управления сельского хозяйства в Плавске, а Кузнецов – начальником охотхозяйства.

К Замораеву устойчиво прилипла «партийная кличка» ЗМС, которую он придумал сам. Мы с Сергеем жили в одной комнате, но в свободное время он чаще всего пропадал по соседству у своих земляков. Иногда садился на свободную кровать, брал гитару и, в духе песен популярного тогда барда Высоцкого, бренчал на семи струнах, напевая скороговоркой, на ходу придумывая слова.

К четвёртому курсу Сергей сильно изменился. Очень серьёзно стал относиться к учёбе. Он не был «общественным деятелем» студенческого масштаба. Но когда его однажды назначили перед очередными выборами агитатором, он близко к сердцу принял эту общественную нагрузку. Вечерами пропадал на закреплённом за ним избирательном участке в жилом секторе студгородка, приходил к избирателям на рабочие места. Особенно он сдружился со слесарем-сантехником. Познакомился с его семьёй. И мне показалось, всё, что он узнал о жизни простого рабочего, о быте этой семьи, для Сергея было откровением.

За несколько лет знакомства осталось впечатление о Сергее как о скромном, даже застенчивом, парне. Хотя при первой встрече он представлялся общительным человеком, балагуром.

20 февраля 2000 года по телевизору шло обсуждение будущего земельных отношений экономистами Глазьевым и Улюкаевым при посредничестве телеведущего. И вот в студии раздался голос ярославского телезрителя, как он представился, крестьянина с тридцатилетним стажем. Я сразу узнал этот темпераментный говор. Это был Сергей Замораев. Этот голос напомнил, что пошёл уже тридцатый год, как мы вышли в жизнь молодыми специалистами…

Незабываемые встречи

Мне регулярно доводилось встречаться с Сергеем на юбилеях выпусках нашего курса. Встреча, о которой я хочу рассказать, относится к 1991 году. Третья часть курса собрались, чтобы отметить двадцатилетие. Появились представители деканата, преподаватели. Они с интересом выслушивали нас, делились новостями из современной институтской жизни.

Было заметно, что Костромской сельхозинститут стал более солидным. Открылись новые факультеты, корпуса, лаборатории. И даже оформление вестибюля в современном стиле вызывало уважение и гордость за родной вуз. Большое впечатление на нас произвели зоологический музей и музей института, открытый в 1984 году.

После экскурсии нас усадили в амфитеатре нового конференцзала с мягкими креслами. Начался полуофициальный оживлённый разговор. Декан В.И. Панов сделал обзор состояния агрономического факультета за последние двадцать лет. Ректор А.Л. Соколов рассказывал о том, что много делается для укрепления материально - технической базы, что изменилась политика подготовки будущих специалистов: прежде нужен был исполнитель, теперь стоит задача получить «творца». Но студенты стали относиться к учёбе упрощенно. Не случайно в ходу теперь поговорка: «Если тебе хочется поработать, полежи – пройдёт».

После обмена мнениями и решения некоторых бытовых вопросов с размещением гостей все отправились готовиться к самому «важному» мероприятию – к «посещению» центрального ресторана Костромы. И здесь после двух-трех тостов все окончательно сбросили маски солидности и таинственности, стали узнаваемы, как будто и не было между нами целых двадцати лет. Степенно вошла в танцевальный круг наш комсорг Галя Рыбина. Галя приехала из Горького, где она теперь работала на заводе.

КГСХА, 2006г. Встреча выпускников 1971г. В центре 1-го ряда Л.Ф. Егоренков и Е.Ф. Веселова (Егоренкова)
КГСХА, 2006г. Встреча выпускников 1971г. В центре 1-го ряда Л.Ф. Егоренков и Е.Ф. Веселова (Егоренкова)

На заводе работал и Николай Филюшкин, бывший нерехтский студент из нашей группы. Он интересно рассказывал, как попал на завод. Его семья получила квартиру в студенческом городке, и он пошёл устраиваться ближе к дому, на Машиностроительный завод в Костроме. Предъявленный диплом, конечно, был не по профилю. Тогда директор предложил ему написать в формулах ход некоторых химических реакций. Николай с легкостью это сделал (спасибо, нашей знаменитости – преподавателю неорганической и физколлоидной химии Е.С. Тиновской), и без лишнего разговора попал в литейный цех, а потом стал и начальником этого цеха. Вообще Филюшкин легко вписывался в рыночную экономику. В сложные для людей годы он освоил челночную торговлю из Питера по костромским городам и весям. Сейчас регулярно навещает своих детей за границей.

Также, как и в студенческие годы, величественной и в то же время располагающей к себе выглядела Таня Смирнова из нашей второй группы.

Герасимов устремился на встречу из далёкого Харькова, где он специализировался вплотную по агрохимии. На вечере он не проявлял большой активности, но с интересом наблюдал за коллегами. Выражение его лица выдавало огромную внутреннюю радость от долгожданной встречи с однокурсниками.

Издалека прибыла и Лида Муравьёва, работавшая на Тосненском агрокомбинате под Ленинградом. Лида не посчитала за труд и прислала памятные фотографии, за что я ей очень благодарен. Как и прежде, искрилась энергией и общительностью моя постоянная партнёр по танцам в студенческие годы Татьяна Панина.

Я рад был через двадцать лет повидаться с четой Виноградовых. К этому времени они жили в Петушках Владимирской области. У Владимира Виноградова вдруг прорезались таланты отъявленного весельчака и рассказчика. По любому поводу он мог вставить «в тему» анекдот. Эльвира, как и прежде, была несколько сдержанной, но с удовольствием принимала приглашения на танцы.

Но центром внимания на вечере был, конечно, Сергей Замораев. Загрустит кто-то в уголке - он тут же подойдёт, и уже доносятся с той стороны оживлённые разговоры, шутки, смех. Затянулась танцевальная пауза – Сергей «трубит» сбор за столы, каждого обнесёт водкой, к испугу друзей резко опрокидывая целую бутылку в рюмку, а в итоге в рюмке окажется на донышке горячительного напитка, что вызывает общий хохот собравшихся. А потом будет красивый тост. И снова – разговоры, разговоры… С тех пор мы условились встречаться каждые пять лет.

05.06.2021г. Выпускники 1971 г. у Главного учебного корпуса.
05.06.2021г. Выпускники 1971 г. у Главного учебного корпуса.

Да, к тому времени у Сергея был богатый организаторский опыт. Вскоре после окончания института он возглавлял крупное хозяйство в Ефремовском районе – колхоз «Гигант». Работал начальником районного управления сельского хозяйства. Потом с работой у Сергея что-то не сложилось. Видимо, наступил тот, андроповский период, когда правоохранительные органы рьяно взялись перетряхивать руководителей разного ранга. На территории всего Советского Союза тогда следили за противостоянием троих братьев Стародубцевых и властей Тульской области.

Стародубцевы были руководителями довольно известных на всю округу своими производственными и социальными достижениями сельхозпредприятий. Василий, внедрял организационные новшества под руководством доктора наук Письменной, той самой, которую будут упрекать потом в закреплении хрущёвской идеологии сселения неперспективных деревень в агрогородки. Хотя справедливости ради надо заметить, что «капитализация» села на рубеже 20 – 21 веков ежегодно стирает с лица земли тысячи населённых пунктов и без Хрущёва. Василий Стародубцев на базе своего хозяйства создал целый агрокомплекс в пределах Новомосковского района, а потом возглавил Тульскую область. Брат Фёдор не выдержал давления местных властей и переехал в Ярославскую область восстанавливать село. Вот и Сергей Замораев тоже оказался под Ярославлем, где и стал директором пригородного совхоза «Туношна» - огромного по меркам Нечерноземья хозяйства, способного обеспечить продуктами питания такой промышленно развитый город, как Ярославль…

В 90-х годах всё ближе дикий рынок подступал к сельскому хозяйству. Делёж собственности пришёл и сюда. Как жаль, что своим безжалостным крылом этот рынок зацепил и хорошего парня Сергея. Но всё закончилось благополучно, и при очередных встречах, как и прежде, он много шутил, был центром нашего внимания. К тому же он был основным организатором и спонсором наших встреч вместе с его верными помощниками Н. Филюшкиным и Т. Крюковой (Лебедевой).

Последняя встреча курса состоялась 5 июня 2021 года. Эта встреча была посвящена юбилею нашего выпуска. Прошло пятьдесят лет с тех пор, как мы покинули стены родного вуза – Костромской Государственной сельскохозяйственной Академии. За несколько месяцев до события активизировалась переписка в социальных сетях, участились телефонные разговоры однокашников. Велико было стремление всех увидеть друг друга, сверить жизненные позиции, поделиться семейными удачами и просчётами.

05.06.2021г. Встреча выпускников КГСХА. Оргкомитет в действии: С. Замораев и Т. Крюкова (Лебедева).
05.06.2021г. Встреча выпускников КГСХА. Оргкомитет в действии: С. Замораев и Т. Крюкова (Лебедева).

Большое упорство проявили члены оргкомитета «председатель» С. Замораев, «учёный секретарь» Т. Крюкова, «квартирмейстер» Н. Филюшкин. Чтобы со всеми договориться о дате, месте встречи. С. Замораев был вынужден каждому по нескольку раз перезвонить, уточняя детали, выехать в Кострому для заказа аудитории в Академии, гостиницы, ресторана.

И вот мы снова у стен любимого Главного корпуса Академии, где нас встречают всё те же постаменты великих учёных – К.А. Тимирязева и Д.И. Менделеева. Не передать в словах атмосферу радости и теплоты наших встреч. По традиции в одной из аудиторий агрофака каждый отчитался за последние пять лет своего жизненного пути. Потом прогулялись по студенческому городку, открытие которого приближал и я, учась до службы в армии ещё в Костроме, на улице 1–е Мая. Прошлись по аллее, заложенной бывшим главным агрономом племзавода «Караваево и нашим преподавателем А.М. Прощелыкиным, до поселка Караваево.

А вечером нас ждал банкет в ресторане на берегу Волги.

«По-стариковски» расселись за столами в предоставленном нам зале с приглушённым светом, а не на открытой площадке набережной Волги, где веселилась молодёжь. Управление торжеством взял на себя новоиспечённый тамада В. Смирнов. Он и в студенческие годы выделялся активностью, был душой студенческих отрядов по электрификации Костромского края. Почтили минутой молчания ушедших из жизни сокурсников. За пятилетку потери возросли до 28 человек. Посожалели о ребятах, которые готовились на встречу, но не смогли приехать. Все-таки возраст у всех – 70+, а некоторым и за 75. Появились дополнительные препятствия для проживающих в ближнем зарубежье: Молдавии и Украине. С тостом каждый из 23 человек, присутствовавших в зале, высказал свои пожелания, сокровенные мысли.

При общей праздничной, торжественной обстановке все-таки, в отличие от прежних встреч, чувствовалась некоторая грустинка. Нас уже не тянуло, как раньше, в круг на танцы или петь песни. Время больше проходило в беседах, сидели ли мы за столом, или прогуливались по набережной, наблюдая закат над волжской гладью в районе автодорожного моста, который начали строить как раз перед нашим выпуском. Каждый из нас понимал: может быть это наша последняя встреча. И когда при расставании возник вопрос об этом, С. Замораев заявил: «Я вам только обещал организовать Юбилей. А на дальнейшее не берусь планировать».