Найти тему
Пенсионер с удочкой

О безопасности на льду, подлинной и мнимой

Вчера сгонял с приятелем на корюшку на Финский залив, 21-ый километр Приморского шоссе

Опасался, как там лед, но решили посмотреть. И собственно о состоянии льда основная информация и будет, поскольку рыбалка оказалась ни о чём.

Лед, вопреки ожиданиям еще даже не начал плавиться верхней коркой. И наст с утра держал так, что было абсолютно без разницы идти по тропе или по целине. Тропа набита толпой, видимо в выходные, поскольку на льду народу было немного. Толщина льда формально - весь шнек. Причем если еще неделю назад почти везде лед был двухслойный - верхний смерзшийся из снежно-водной смеси за последний месяц, и нижний - сантиметров 20, "ранне-зимний" из чистой воды, но уже насосанный водой и рыхлый, то сейчас почти повсеместно остался только верхний лед, скрепленный ночными морозами. Он достаточно толст и однороден. А нижний совсем растаял.

При этом, по состоянию на вчерашний день, оставшийся лед даже внизу еще был однороден, и вода начинала просачиваться в лунку только когда оставался 1-2 оборота бура. Я думал будет хуже, поскольку дни стоят солнечные, с плюсовой температурой. Видимо ночные минусы пока достаточно сильны.

Из неприятного. Живая трещина о которой писал раньше, в отчетах на ПКР.

Вчера фото не делал, но вот как трещина выглядела 6 марта, когда ее только-только порвало

Потом ее края прижало , вот так примерно

-3

А вчера, по дороге "туда" ее даже не надо было перешагивать, она смотрелась, как обычный чуть заторошенный лед. А вот на обратном пути края разошлись сантиметров на 60, еще не прыжок, но уже широкий шаг. Ветер весь день был юго-восток, восток, очень умеренный 3-6 метров в секунду. И даже при этом ситуация за день поменялась очень заметно..

А еще надо учитывать, что открытая вода не далее, чем в километре от мест рыбалки. То есть, выходить на лед можно, но с очень-очень большой оглядкой на прогноз и реальный ветер.

И вот теперь перехожу к теме, вынесенной в заголовок.

С 15 марта запрещен выход на лед в границах Санкт-Петербурга.

-4

В очередной раз говорю - полемизировать о законности действия постановления губернатора субъекта федерации на акваторию федерального значения я не буду. По мне вполне достаточно того, что контроль исполнения его осуществляют городские подразделения полиции и МЧС. И попадать на ровном месте под протокол с двухтысячным штрафом мне например не хочется.

Новот парадокс. По состоянию льда на 16 марта - в зоне красной черты залива, то есть , если брать северный берег, то это Смолячково, Зеленогорск, Комарово, Репино - лед мало того, что нормальный, толстый, прочный, но еще и варианты отрыва на сегодня крайне маловероятны. Но формально выход на него запрещен. И сделано это 13 ноября прошлого года, когда было подписано соответствующее постановление губернатора Беглова.

Теперь получается, что б не стать нарушителем, я должен ехать за границу города, туда , где даже при нормальном ледовом покрытии, из-за близости открытой воды есть риски оказаться на оторванной от берега льдине. Где логика в поступках губернатора?

Я не говорю уже о том, что нарушается право на пользование водными биологическими ресурсами, которое обозначено Законом о любительском рыболовстве, как свободное и бесплатное, на водоемах общего пользования.

Ради чего господин Беглов издает подобные запреты? Что б его никто не мог обвинить в пренебрежении безопасностью жителей города? Это не обеспечение безопасности, а самый обычный формализм, безразличие к интересам и нуждам жителей.

И еще циничней это смотрится , когда сотни человек гуляют например по льду Озерков, или других малых водоемов Петербурга, после 15 марта. Лед есть, нет даже аншлагов, что выход на него запрещен, хотя Правила охраны жизни и здоровья людей предписывают подобное оповещение, в случае опасности выхода на лед. И только приезд наряда полиции может в любую минуту десятки ни о чем не подозревающих людей превратить в нарушителей и обилетить их штрафами.

Если цель губернатора сделать всех "виноватыми по умолчанию", то тогда запреты подобного рода понятны. Если забота о жизни и здоровье граждан, то делать это надо с оглядкой и на другие права и интересы тех же людей.

Не меньшую опасность представляют собой скользкие, неубираемые всю зиму тротуары в городе. Но за ходьбу по ним еще никого не додумались штрафовать. Зря наверное. Вот тут то и была б видна настоящая, отеческая забота. Вышел на скользкий тротуар - плати штраф, ты ж создал себе опасность! Надо подсказать губернатору!

Ну и немного реализма, для тех, кто задумывается о своей безопасности, не надеясь на губернатора и МЧС.

весенний лед действительно существенно опаснее перволедья, потому что толщина ледового покрытия не играет здесь решающей роли.

Важна структура льда. При устойчивой плюсовой погоде, без ночных заморозков, лед теряет в прочности очень быстро. Льдины под воздействием постоянно протекающей вниз талой воды, кристаллизуются, приобретают пористую структуру. Если в перволедье черный лед из смерзшейся без снега воды был самый прочный, то сейчас места черного льда лучше обходить стороной. Как правило он уже самый разрушенный.

Не выходите на лед в одиночку, без средств спасения. Веревка в 10-20 метров не занимает много места, но может очень сильно пригодиться. Спасалки я ношу с собой всю зиму, независимо от сезона, хоть по весне их роль может быть и не так сильна, потому что вылезать на рыхлый лед трудно и со спасалками, лучше просто не доводить ситуацию до этого.

Обязательно выходя на весенний лед пользуйтесь хотя бы лыжной палкой, если нет пешни. Если лед пробивается палкой, то точно нельзя по нему идти.

Следите за прогнозом. Даже сильный ночной мороз не гарантирует выхода со льда, поскольку разрушение весеннего льда идет и сверху, от солнечных лучей, ветра и тепла, и снизу, от имеющей плюсовую температуру воды. И ночные заморозки укрепляют верхнюю часть покрова, но не успевают проморозить всю толщу льда. Оценивайте состояние льда при сверлении лунок, если при сверлении после нескольких оборотов бура шнек продавливает оставшийся лед, то это уже не лед. Шансы , что к вечеру при солнечном дне растает и верхняя часть - очень велики.

Не ориентируйтесь только на утреннее состояние льда. Проверяйте его в течении дня. Лучше своевременно уйти на ногах, чем продвигаться к берегу ползком по еле-еле выдерживающей вес тела поверхности.

Берегите себя сами, не надейтесь на заботу губернатора!