6/VII'21 вт
День 16й
Маршрут:
Göcek, Мусорная бухта — Atbuku koyu — Göcek, рейд между MarinTurk и Scopea.
Экипаж:
шкипер — Кокорев Александр;
кок/матрос — Гуськова Мария;
матрос — Yildirim Mutlu.
🔆 5:51🔺{14ч35м}🔻20:26 UF10
💧0мм
Погода: ясно, солнечно, после 16:00 🌤️ слабая облачность, преимущественно над сушей. +30..33°, атм. давление 1007 hPa.
Ветер по прогнозу: ночью NNW 1-3/12 kts, с заходом к 8 утра к NW 5/11. После полудня и к вечеру SSW-S-SE 5-7-4 kts с порывами до 18 kts с 14ти до 17ти часов.
Подъём в 8:30.
Наводил порядок. На борту и в записях.
Написал Ылдриму с предложением присоединиться к небольшой тренировке после обеда.
Маша вернулась около 14:00-14:30 и привезла мне капли для глаз.
Пока все собрались и приготовились к выходу было уже 15:30.
Отдали якоря в 15:48. Охота пуще неволи..
Пока возились, шкваликом чуть не накинуло на трубу, торчащую из воды между местом нашей стоянки и заправкой.
Попытались выйти из бухты под парусами правым галсом*. Мотор на подстраховке.
С первого раза не вышло — забыл опустить шверты* и нас начало сильно дрейфовать к левому берегу. Не пройдём. Развернулись. Отошли обратно и
снова встали на правый галс.
Тут навстречу откуда-то вылезла небольшая парусная яхта под немецким флагом. Экипаж на ней — один дядька в возрасте. В повороте, пока он возился, его Code 0* конкретно намотало на штаг и закрутку стакселя.
Для безопасного расхождения с ним подработал мотором.
На выходе из бухты много судов на якорях. Пришлось лавировать между ними.
При совершении поворотов оверштаг* помогал мотором докручивать. Потому что ещё не выработал технику поворота на катамаране, не разобрался — кат встаёт в левентик* и дрейфует, не сменив галс, а в переполненной бухте это чревато большими неприятностями.
В три галса вышли на оперативный простор.
В "трубе" ветер SSE-SE, порывистый.
Полетели в бейдвинд левым галсом*.
Пройдя мыс Ince br. (φ36°44.1'N; λ28°55.8'E) увалились до галфвинда*.
При входе в бухту Atbuku ветер отошёл до бакштага*.
Завели мотор. Срубили сначала стаксель, привелись*, в левентике срубили грот.
В этот момент надо было, конечно, спокойно увалиться* на правый галс и продолжить движение на моторе задним ходом. Или не соваться вглубь бухты. Но я зачем-то вернулся на левый галс и пошёл по ветру внутрь. А ветер, хоть и слабый, но навальный*. По обоим берегам бухты много яхт и катамаранов. Место есть только в самом дальнем углу, в глубине бухты. Там мель, но, по показаниям Навионикса, нам хватит глубины. Подняли шверты и рули.
Носовой якорь бросили поздно. Не рассчитал. Он не встал. Не хватило вытравленной длины троса. Потащило. Уже над мелью, видя, что нас тащит правым бортом на поднимающуюся из воды кучу камней и стволы деревьев я попытался отрулить на реверсе мотором налево. Почти безуспешно. Корму занёс, а нос парусит, сваливает. Зашвырнул кормовой якорь. Этот встал, но его трос начал мешать рулить мотором.
И, хотя, у нас появилась стационарная точка опоры, она же стала центром вращения, а камни по правому борту продолжали создавать угрозу. 4 метра... 3... 2... 1...
От столкновения с ними нас спасла.. Маша!
Она, ни доли секунды не сомневаясь, по команде сиганула за борт и, стоя по пояс в воде, удерживала руками катамаран всё то время, пока я выбирал носовой, спускал тузика и перезаводил на нём якорь.
Не знаю каким чудом она не наступила ни на одного из морских длинноиглых ежей, в большом количестве обитавших в непосредственной близи с камнями.
Ну а Ылдрим.. он метался, предлагал помощь, хватался то за трос, то за отпорник, но не понимал чем может помочь. А объяснять ему понятным языком в динамично и опасно развивающихся событиях у меня просто не было времени. Ну не владею я в такой мере никакими другими языками, кроме родного и командно-крибле-крабле-бумсового, не знакомыми Ылдриму.
Когда же он начал въезжать в ситуацию, то тут же с радостью и рвением взялся за порученное ему дело: травить, выбирать и закладывать носовой, когда я перезакидывал якорь.
Народ вокруг, конечно, повеселился.
Встали. φ36°43.4'N; λ28°54.5'E
Искупались. Откушали салату и испили чаю.
18:50 Снялись с якоря и пошли обратно.
Доверил Маше вести катамаран до самого Гёчека. Выйдя из бухты, попытались поставить паруса, но только ветер распугали. Моторили.
В дороге выяснилось, почему кольцо, фиксирующее положение ручки газа, не срабатывает — в ней трещина. Надел сверху на кольцо хомут. Обжал. Держит.
20:10 На рейде Гёчека. φ=36°45'N; λ=28°56.3'E
По совету Ылдрима, встали на два поплавка — муринга.
Ылдрим заметно устал. То ли от нашего общества, то ли в целом день у него трудный был.
Высадившись на берег прошли вместе около сотни шагов и попрощались. Мы в магазин, он — домой.
Вернувшись на яхту обнаружил, что один из "мурингов" — просто канистра с ни к чему не привязанным концом.
Завёл на тузике носовой якорь. Матерился.
Вот фиг знает, чего меня торкнуло в тот вечер с двумя точками? Позже, если не кидал чалки на берег, везде спокойно стоял по классике на одном якоре или муринге. А тут чёрт попутал, не иначе.
Быстро поужинали.
Пока я разбирал концы и подводил итоги тренировки, Маша подарила морю ковш. Намыла на левой корме посуду и решила съэкономить время — пошла в кокпит с полными руками посуды. Тут ковшик и выскользнул.
Изловить или обнаружить на дне не удалось. Первая жертва Посейдону принесена.
В общем, начал гундеть, послал её спать (и, наверное, был мысленно послан в ответ).
Занялся разбором полётов.
Итоги дня:
В целом, тренировка показала несколько слабых сторон, над которыми нужно работать:
- Не забывать про шверты на острых курсах!!
- Не лезть под парусами в узкости, особенно, если там полно народу;
- Подробнее изучить и овладеть техникой поворотов оверштаг на катамаране;
- Скорректировать приёмы постановки на якорь — в частности значительно увеличить расстояние заброса якоря, не забывать, что оптимальная длина якорного троса — не менее 5 глубин!
- Научится увереннее маневрировать мотором на реверсе. Делать поправку на заброс* (мне показалось, что радиус циркуляции «Анастасии» на реверсе при подруливании мотором вправо гораздо меньше, чем влево) и повышенную парусность катамарана по отношению к монокорпусу;
- Стараться заранее обсуждать планы и действия экипажа в различных ситуациях;
- Подтянуть английский!
За день (3h) пройдено: 6,5 (всего 22,5) миль, из них:
Мотор: 3 (7) мили, 1,5 (3) мч;
Паруса: 3,5 (15,5) мили
Макс.скорость 7,5 (7,5) уз.
***Некоторые термины и понятия в тексте "подсвечены", отмечены звёздочкой* и снабжены ссылками на комментарии, содержащие их толкование.
Продолжение:
7/VII'21 День 17й «Случай на рейде Гёчека и переход в Фетхие.»