Новая дидактика Яна Коменского. 430 лет со дня рождения великого педагога

«Учителям вручена превосходная должность, выше которой ничего не может быть под этим солнцем» Я. А. Коменский

Чешский мыслитель и писатель Ян Амос Коменский (1592-1670) стал широко известен своей новаторской деятельностью в педагогике. Это он ввел столь привычную сейчас классно-урочную систему. Помимо этого Коменский написал книги: «Лабиринт света и рай сердца», «Мир чувственных вещей в картинках», «Правила поведения, собранные для юношества в 1653 году» и др.

«Учителям вручена превосходная должность, выше которой ничего не может быть под этим солнцем» Я. А.

Ян Коменский родился 28 марта в городе Нивница. Семья была верующей, и отдала мальчика в школу с религиозным уклоном. Когда в 1602 году в Европе вспыхнула эпидемия чумы, то погибли родители Яна и его сестра. Горе помогла победить только вера, и непрестанная учеба. После окончания школы Ян поступает в Хернборскую академию, а затем в Гейдельбергский университет, специализирующийся на преподавательской деятельности.

В 1616 году Коменский становится священником семейной Общины чешских братьев и проповедников, но находит время и для науки. Молодой ученый стал известен тем, что написал словарь «Сокровищница чешского языка», ставший популярной энциклопедией для лингвистов. В 1618 году выходит книга о традициях и обычаях Моравии, а с 1627 года Коменский приступает к написанию своих дидактических трудов. Книги «Открывая дверь языкам», «Материнская школа», «Физика» и другие учебники закрепили за ним славу передового педагога.

Книга «Материнская школа» и сегодня поражает своей актуальностью, злободневностью, раскрывает проблемы воспитания дошкольников, отношения между детьми и родителями, указывает пути решения этих проблем. Каждая строчка книги дышит нежнейшей любовью и заботой о детях, желанием помочь родителям в трудном, важном и благородном деле – воспитании детей. Коменский старается донести истину, что дети являются даром Божиим и ни с чем не сравнимым сокровищем, и относиться к ним нужно с величайшей заботливостью.

Интересная форма работы, введенная Коменским – это умение ярко читать лекции, используя элементы театральности и актерского мастерства. Неудивительно, что ученики запоминали такие уроки на отлично. Я. А. Коменский мудро заметил, что лучше всего обучает деятельность, в процессе которой показывают. Так было сформировано «золотое правило наглядности».

Новаторство в педагогике проявилось также в создании «пансофии» – уникального метода обучения всех и всему. Цель этого метода в том, чтобы сформировать у учащихся широкое видение мира. Результаты «пансофической школы» были блестящие – особенно хорошо ученики усваивали математику, физику и астрономию.

В 1623 году Коменский написал сочинение «Лабиринт света и рай сердца». В нем Путник, решивший выбрать себе достойное поприще, отправляется «посмотреть всевозможные дела человеческие». Через свои путешествия он осознает то, что Коменский назвал «лабиринт света и рай сердца», т. е. обретает ясное видение того, что на этом свете и во всех предметах его нет ничего, кроме суеты и заблуждения, сомнения и горестей, призрака и обмана, тоски и бедствий и, наконец, досады и отчаяния; но тот, кто остается дома в сердце своем и запирается с одним Господом Богом, приходит сам собою к истинному и полному успокоению и к радости.

«Учителям вручена превосходная должность, выше которой ничего не может быть под этим солнцем» Я. А.-2

В XVII веке в культурной жизни Западной Европы зарождается такой уникальный феномен, как научная педагогика. В этот период она окончательно выделилась в отдельную отрасль самостоятельного научного знания и обрела характерные признаки развернутой научной теории. Опыт работы в школе позволил Коменскому создать новую дидактику, которая учитывала все стороны обучения, социальные условия и передовые достижения науки. В 1627 году Коменский начал работать над «Дидактикой» на чешском языке и окончил ее в 1632 году. Я. А. Коменский писал: «Мы решаемся обещать Великую дидактику, т.е. универсальное искусство всех учить всему. И притом учить с верным успехом, так, чтобы неуспеха последовать не могло; учить быстро, чтобы ни у учащих, ни у учащихся не было обременения или скуки, чтобы обучение происходило скорее с величайшим удовольствием; учить основательно, не поверхностно и, следовательно, не для формы, но продвигая учащихся к истинным знаниям, добрым нравам и глубокому благочестию».

В 1638 году «Великая дидактика» была переведена самим Коменским на латинский язык. Впервые эта лучшая дидактическая работа великого педагога была опубликована в Амстердамском издании педагогических сочинений Коменского в 1657 году. В этом труде Коменский вступает в борьбу со старым порядком дел, с преданиями и предрассудками. Он смело и решительно обещает лучшую будущность школе и воспитанию.

Коменский подчеркивал, что образование есть искусство учить и учиться. И если профессии учителя учат, то искусству учиться учащихся практически не обучают. При этом можно постоянно слышать о цели школы – научить учиться. Утверждая, что стать человеком можно только в результате научения, Коменский обращает внимание, что способности человека легче всего раскрываются в «нежном» возрасте, то, что воспитывается в раннем возрасте; человек впитывает в себя прочно и устойчиво. Осуществлять это лучше всего «в местах, которые предназначены для общих совместных занятий, которые называют школами, учебными заведениями, аудиториями, коллегиями, гимназиями, академиями и пр.». При этом создание школ есть священный обычай каждого христианского государства. Школы должны быть общедоступными для богатых и бедных, знатных и незнатных, мальчиков и девочек, в городах и деревнях.

Рассматривает Коменский и сложнейший вопрос о том, как учить всех, если у всех различные способности? Ответ Коменского представляет большой интерес. «Надо признать, – пишет он, – что каждый получит разные знания. И это надо воспринимать как данность. Не следует от всех требовать одинаковых знаний. Разница окажется лишь в том, что более отсталые будут знать, что они восприняли весьма ограниченное знание вещей, но все же кое-что восприняли, более же способные, переходя от изучения одного предмета к другому, будут все глубже и глубже проникать в сущность вещей и тем самым приобретать все новые и новые полезные знания о них».

К сожалению, проблема обучения по способностям и до настоящего времени не разрешена, более того, она усугубляется наличием образовательных стандартов и едиными требованиями к итогам обучения.

Обучение должно осуществляться в соответствии с принципами сознательности и активности; наглядности; постепенности и систематичности знаний; упражнений и прочного овладения знаниями и навыками. Обучение необходимо начинать с простого, добиваясь того, чтобы у учеников было общее понимание целого, только на фоне усвоения целого следует проводить изучение частностей. В изучении предметов должна быть обеспечена преемственность, так «чтобы предшествующее всегда открывало дорогу последующему и освещало ему путь».

Каждая наука должна изучаться в самые сжатые сроки, точно по правилам, каждое правило должно излагаться ясными и сжатыми словами, сопровождаться многочисленными примерами, показывающими разнообразное его применение. Обучение следует делить на классные занятия и домашнюю работу, к запоминанию необходимо относить только самое главное, предоставив остальное свободному течению, в ходе преподавания следует учитывать степень восприимчивости ученика, которая будет увеличиваться с возрастом и в ходе дальнейших занятий. Заучивать надо то, что хорошо понято. Следует заниматься тем, что соответствует возрасту и способностям, при этом следует учитывать их интересы. К выполнению задания следует приступать только после того, как в достаточной мере разъяснены форма и способ выполнения. Нужно учить только тому, в чем есть очевидная польза. Необходимо заботиться, чтобы разные предметы преподавались одним и тем же методом. При этом необходимо распределять материал на основной, подлежащий усвоению, и дополнительный, который должен быть предоставлен свободному течению.

Согласно Коменскому полное образование занимает весь период юности человека до 24 лет. При этом существуют четыре типа школ:

1) материнские школы в каждом доме;

2) школы родного языка – в каждой общине, селе, местечке;

3) гимназии – в каждом городе;

4) академии – в каждом государстве, или даже в каждой значительной провинции.

Однако великий педагог не считал, что образование доступно только в молодые годы. Напротив, в своем труде «Всеобщий совет об исправлении дел человеческих» он отмечает необходимость образования и воспитания человека на протяжении всей жизни.

«Учителям вручена превосходная должность, выше которой ничего не может быть под этим солнцем» Я. А.-3

Книга Я. А. Коменского «Мир чувственных вещей в картинках» была первым в истории учебником, в котором иллюстрации стали обучающим средством. Знакомясь с этим учебником, ребенок получал знания о предметах и явлениях окружающего мира. Эта книга была написана в 1650-54 гг. Она представляет собой наиболее отчетливый синтез педагогических воззрений Коменского в их практическом применении к системе обучения по его принципам. В основу учебника были положены три глобальные философско-педагогические идеи: познание, основанное на чувственном опыте в его органическом единстве с практикой и абстрактным мышлением; познание в процессе деятельности; познание, направленное на получение всестороннего, энциклопедического (пансофического) образования, поставленного на службу реальным потребностям человека и общества.

Коменский подметил разницу между научным и педагогическим изложением предмета. Ведь важно не просто написать грамотный учебник, но и сделать его интересным и доступным для детского восприятия. «Мир в картинках» стал первым иллюстрированным учебником в педагогическом смысле слова.

«Я надеюсь, что такая книга, построенная на подобных началах, принесет следующую пользу. Во-первых, она привлечет к себе детей, так что они в школе будут уже видеть не муку для себя, а удовольствие... Во-вторых, эта книга послужит для возбуждения внимания детей, для приковывания его к предметам и все большего и большего заострения его... приготовляя их к более высоким занятиям. Отсюда произойдет и третья польза, а именно: дети, которые будут привлечены к рисункам и внимание которых будет захвачено посредством игры и шутки, приобретут понятия о главнейших предметах в мире».

Коменский очень много путешествовал, объездил всю Европу, но в 1657 году, устав от кочевой жизни, по приглашению амстердамского сената, выехал в Голландию, где прожил до конца своих дней. Все творчество Яна Амоса Коменского пропитано духом гуманизма. Главной идеей чешского педагога является утверждение о том, что все достижения в мире могут быть донесены через школу на родном языке до всех людей независимо от расовой, общественной, религиозной принадлежности. При этом каждый ребенок при соответствующей организации учебно-воспитательного процесса может взойти на «самую высокую» ступень «лестницы образования». Коменский одним из первых высказал мысль о возможности обучения детей с нарушениями в развитии. Утверждал, что особую заботу общество должно проявлять по отношению к слабоумным. Выдвигал идеи ранней помощи ребенку и его интеграции в образовательный процесс. Великий педагог свято верил, что образование необходимо для всех! Подробнее о жизни ученого можно узнать из фильма «Учитель народов Ян Амос Коменский»:

Что читать о Коменском:

Безрогов, Виталий Григорьевич. "Сделавший наукой искусство обучать": Ян Амос Коменский (1592-1670) / В. Г. Безрогов // Вестник образования России. – 2017. – № 6. – С. 70-77.

Грохольская О. Г. Приоритеты развития образования в свете идей Я. А. Коменского / О. Г. Грохольская // Педагогика. – 2018. – № 9. – С. 104-110.

В свете переосмысления педагогических идей Я. А. Коменского рассматриваются приоритеты развития образования в целом как средства самореализации личности, обозначен ряд важных посылов для понимания современной образовательной парадигмы.

Джибладзе, Георгий Николаевич. Философия Коменского / Г. Н. Джибладзе. – Москва : Педагогика, 1982. – 167, [1] с.

В монографии академика Г. Н. Джибладзе рассматриваются философские взгляды великого чешского педагога Яна Амоса Коменского. Анализируются проблемы взаимоотношения философии и педагогики, философского мышления в эпоху Коменского, соотношения теории и практики в процессе познания, методов научного исследования и обучения. Первое издание книги выпущено издательством Тбилисского университета в 1973 г. В 1978 году по решению правительства ЧССР за заслуги в области комениологии автор данной книги награжден медалью Я. А. Коменского.

Меськов, Валерий Сергеевич. "Матетика и будущее педагогики": парадоксологический подход к анализу проблем, рассмотренных на конференции / В. С. Меськов // Вопросы философии. – 2019. – № 4. – С. 173-184.

Ян Амос Коменский практически заложил основание "науки о познании" применительно к образованию и назвал это направление "Матетика". В статье подводятся итоги Всероссийской научно-практической конференции с международным участием "Матетика и будущее педагогики", лейтмотивом которой стало развитие идей Коменского об образовании человека. Тематика конференции является уникальной и не имеет аналогов в мировой истории образования; она опирается на идеи, высказанные Яном Амосом Коменским. Также впервые основанием анализа стал авторский "парадоксологический" подход, который позволил показать способы классификации проблем, затронутых в ходе конференции.

Перминова Л. М. "Великая дидактика" Я. А. Коменского – научно-педагогический памятник обучению, или О великой миссии человечества / Л. М. Перминова // Педагогика. – 2018. – № 6. – С. 93-98.

Я. А. Коменский рассматривает дидактику в высшем ценностном смысле как искусство (мастерство) обучения, адресуя ее школе, родителям, учителям, ученикам, государству. Значимость "Великой дидактики" состоит в том, что возможность интерпретации ее классических основоположений сохраняется по сей день для обучения как института образования, воспитания и развития человека.

Приятного чтения!

Резник Марина Васильевна, главный библиотекарь отдела городского абонемента