Найти тему
Три генома

Почему Менделю это удалось?

Грегор Мендель (1822-1884). Фото из открытых источников.
Грегор Мендель (1822-1884). Фото из открытых источников.

8 февраля 1865 года в городе Брюнн стояла пасмурная безветренная погода. 32-летний учитель физики и природоведения Ржегож Мендель спешил на собрание Общества естествоиспытателей. У него не было никаких сомнений в истинности умозаключений по опытам с горохом, ведь через его руки и глаза прошли тысячи растений и каждый раз опыт по моногибридному скрещиванию воспроизводился с точностью до нескольких горошин.

Гибриды образуют в одинаковых количествах зачатковые и пыльцевые клетки, соответствующие всем константным формам, получаемым из комбинирования признаков, соединенных путем оплодотворения. – закончил свой доклад Мендель и обвёл ясным взглядом притихшую аудиторию из 40 человек.

Доложенные Менделем в тот день и ещё спустя месяц закономерности наследования признаков были признаны мировым научным сообществом в 1900 году, через 16 лет после "естественного неизбежного" ухода из жизни талантливого "учёного-гибридизатора".

Почему именно Грегору Менделю удалось найти и подтвердить столь гениальную идею наследования признаков, ведь он не был первым, кто ставил научные эксперименты по скрещиванию растений?

От родителей Грегор унаследовал трудолюбие и настойчивость (от отца), спокойный и мягкий характер (от матери). Антон Мендель (отец) занимался садоводством и часто брал сына в сад и рано научил его приемам садовода.

Мендель был прекрасно подготовлен, он получил среднее образование, окончив Философские классы при Университете в Оломоуце и освоив физику и математику. 

А в Философском университете в Брюнн (Брно) прослушал лекции одного из крупнейших теоретиков гибридизации и селекции профессора Франца Дибеля по сельскому хозяйству, садоводству и виноградарству.

Бедное материальное положение привело Менделя в Старобрюннский Августинский монастырь, в котором он, вопреки распространенному мнению, занимался не церковными делами, а преподавал естественные науки. У него было время на садоводческие работы.

Мендель тщательно изучил все труды своих предшественников и учел методические ошибки при постановке опытов. Грегор предварительно продумал четкий план работы и поставил «простую» и ясную цель – изучить проблему наследственности организма, но не вида.

Мендель исследовал только наглядные, качественные, альтернативные признаки (цвет семян, форма семян, окраска цветков, положение цветков на побеге, высота растения, форма зрелых бобов, окраска незрелых бобов).

Грегор проводил одногибридные скрещивания, то есть скрещивал растения, отличающиеся друг от друга только по одному признаку.

Мендель наблюдал передачу признака на протяжении нескольких поколений.

Грегор фиксировал точное количество особей с определенным признаком и тщательноанализировал полученные данные.

"Самые беспристрастные из судей, Время и Истина, вынесли свой вердикт: ОН ПРАВ, пишет Юрий Новиков из Томского государственного университета (2015). – Весной 1900 г. мир был оповещен о рождении одной из самых замечательных наук – генетики".

В 2003 году, оказавшись в городе Брно, я с благоговением пожала каменную руку великого Грегора Менделя, достойнейшего человека, прародителя науки генетики.

-2
-3

Материалы, использованные при подготовке поста и рекомендуемые для более глубокого изучения вопроса:

1. Володин Б. Г. …И тогда возникла мысль. М.: Библиотека «Знание», 1985. 224 с.

2. Володин Б. Г. Мендель. М.: Жизнь замечательных людей, 1968. 256 с.

3. Мендель И. Г. Опыты над растительными гибридами. М.: Наука, 1965.

4. Мендель Г. И. Тест на ДНК. С чего все начиналось? О наследственности, изменчивости и эволюции: (пер. с нем.) / Грегор Иоганн Мендель, Фрэнсис Гальтон. Москва: Родина, 2020. 384 с.

5. Новиков Ю. М. Грегор Мендель: мое время придет // Вавиловский журнал генетики и селекции. 2015;19(1):7-12. Doi:10.18699/VJ15.001

6. Шляхов А. Л. Генетика на пальцах. Москва: Изд-во АСТ, 2022. 288 с. (с. 141-165).