‒ Как вы пришли к написанию «Клементины»?
‒ Клементина ‒ это феникс... Она возникла из пепла другого персонажа. Я писала о мальчике Стюарте, который беспокоился буквально обо всем и всегда, даже тогда, когда ему не стоило этого делать. Серия закончилась, и мне нужен был новый персонаж, поэтому в качестве отправной точки я задумалась о противоположном: о девочке, которая ни о чем не беспокоится даже тогда, когда ей следовало бы. Буквально сразу я поняла, что мне понравится эта девчонка. Хотя я и не могу сказать, что сразу же полюбила ее.
‒ Читатели чувствуют, что знакомы с Клементиной. Ее голос так звучит так отчетливо, ее идеи свежи, а наблюдения и вопросы так подкупающи. Как вы создавали ее характер?
‒ При создании Клементины я опиралась на своих собственных детей. Мой первый ребенок, моя дочь, естественно вписалась в школу, как будто школы были придуманы для нее, и поэтому она была очень уверенной в себе. Мой сын... не очень. Он художник, мечтатель, и у него были проблемы с вниманием. Объединив их двоих, я получила Клементину. Когда я пишу о ней, она выглядит реальным человеком, кем-то очень знакомым. Я знаю, это звучит странно, но когда я пишу о ней, я почти чувствую, что она прямо здесь, в комнате, разговаривает со мной.
‒ Вы сказали, что в основу образа Клементины легли характеры ваших детей. Что они думают о книге и персонаже?
‒ Мои дети постоянно напоминают мне, что на самом деле я не придумываю эти истории, а просто вспоминаю эпизоды из жизни детей. Но они очень гордятся мной. Теперь они считают Клементину своей сестрой. Я очень благодарна им за то, что они помогли мне с этим персонажем. Это способ сказать своим детям, какие они замечательные.
‒ Основан ли образ Маргарет на ком-то из ваших знакомых? А как насчет понимающей директрисы миссис Рис?
‒ В основном Маргарет – это зеркало Клементины. Она противоположна ей во многих отношениях, что помогает подчеркнуть характер Клементины. Можно, наверное, провести такую параллель: если бы вы рисовали кого-то и хотели бы показать, насколько он высок, то вы бы нарисовали кого-то очень низкого рядом с ним. То, что кто-то является противоположностью главного героя, также создает напряжение, которое и делает историю цепляющей.
Миссис Рис ‒ это скала... она надежна, ее нельзя поколебать. Клементина склонна к некоторой нестабильности, она все взбалтывает и будоражит, поэтому ей необходимо присутствие кого-то, кто ее может стабилизировать. И миссис Рис слушает, не пытаясь решить проблемы Клементины.... Она — мой подарок Клементине.
‒ Книги о Клементине были высоко оценены рецензентами, как взрослыми, так и детьми. Это как-то изменило вашу жизнь?
‒ Да, изменило. Безусловно. Я люблю таких детей, как Клементина, детей с дефицитом внимания, и я так счастлива и благодарна за то, что могу выступать от их имени. Я рада быть частью большого разговора о том, как живут эти дети, о том, как ценить таких детей. Но самое лучшее, я полагаю, это то, что благодаря успеху этих книг, я могу быть писателем, не тратя время на другие дела. Я очень люблю писать, это огромный подарок. Не многим людям удается заниматься тем, что они любят больше всего.
‒ В каждой книге так много маленьких откровений для читателей и так много забавных односложных реплик от Клементины. Ведете ли вы блокнот для записей идей, диалогов и ситуаций? Как вы работаете над текстами?
‒ Я не веду блокнот, я просто стараюсь запоминать. Но это хорошая идея. Думаю, я начну. В основном я работаю, вживаясь в образ: я всегда хожу вокруг, притворяюсь кем-то другим, смотрю, как выглядит мир, и думаю, какой была бы жизнь, если бы я была другим человеком. Потом я прихожу домой и записываю это. Я много пишу, почти каждый день.
‒ Есть ли у вас какие-нибудь советы для детей-читателей и/или детей — будущих писателей?
‒ Мой лучший совет: просто много пишите и много читайте... Я не знаю ни одного писателя, который бы не читал множество книг. И не обращайте внимания на то, что говорят другие о вашей работе! Писательство — дело, где нужно уметь слушать себя и верить в себя... Это требует мужества, но вы должны этого придерживаться. Удачи!
#интервью