Найти тему
Василий Орестов

Автобусы сделанные в Новороссийске

Отрывок из газеты «Красное Черноморье»
Отрывок из газеты «Красное Черноморье»

На дворе 1928 год. Некоторое время назад в стране было принято постановление о запрещении ввоза автомобильных кузовов в СССР. В свою очередь, данный ход, заставил Автопромторг «на месте» создать соответствующее производство.

Решался вопрос и на живописных берегах  Цемесской бухты. В городе появилась вывеска: «Гараж Новороссийского отделения Автопромторга». Однако, это уже был не просто гараж.  Где-то внутри кипела работа - собирали кузова автобусов! Кое-где, как «общипанные курицы», торчали шасси марки «СПА» и «Рено» и «Фиат», которые прибывали из зарубежа. 

Новороссийский автовокзал. Конец 1920-х гг.
Новороссийский автовокзал. Конец 1920-х гг.

Выгода налицо: готовый автобус, например марки «Рено», обходился - 16 000 ₽, а шасси, того же производителя - 6 500 ₽. Оборудованные мастерские в Новороссийске, существенно снижали расходы. Готовый автобус собранный у нас обходился дешевле западного аналога. По крайней мере, так писали газеты того времени.

В публикации представлены уникальные снимки площади двух вокзалов - ж/д и авто в конце 1920-х гг. На них вы можете увидеть вышеописанные  автобусы. 

Площадь «двух вокзалов»
Площадь «двух вокзалов»

Сейчас это территория площади перед ж/д вокзалом. Неплохая была идея - когда два вокзала находились в одном месте.

Кстати, подобная концепция была отображена в довоенном генплане города. Тогда планировалось совместить мор- и ж/д- вокзалы, в районе «Хододильника» (Мира/Леднева). Т.е. оба два в одном многофункциональном здании, а рядом ещё и автовокзал. Этим планам, к сожалению, не суждено было сбыться, началась Великая Отечественная...

Привокзальная площадь, сентябрь 1943 г.
Привокзальная площадь, сентябрь 1943 г.