Средний и крепкий алкоголь, выпущенный на территории РФ или импортируемый в страну, маркируется федеральными специальными марками (ФСМ). Слабый — пиво, пивные напитки, сидр, пуаре и медовуха — кодами Data Matrix. Под какую государственную систему прослеживания подпадает напиток, зависит от его крепости.
Маркировка алкогольной продукции в 2022 году претерпела изменения. Давайте рассмотрим их подробнее.
Внедряем маркировку под ключ за 7 дней!
Что такое маркировка алкоголя
Маркировка алкоголя — нанесение на бутылку с напитком уникальной федеральной специальной марки. Исключение — пиво, пивные напитки, сидр, пуаре и медовуха. ФСМ содержит код Data Matrix с зашифрованным в нем же идентификатором ЕГАИС (единой государственной автоматизированной информационной системы). Именно через нее прослеживается весь алкоголь на территории РФ, а через «Честный ЗНАК» государство никак не контролировало спиртные напитки до 2021 года.
С 1 апреля 2021 по 31 августа 2022 в России проводится эксперимент по маркировке пива и слабоалкогольных напитков (сидра, пуаре и медовухи). В рамках «пилота» на каждую бутылку наносят код Data Matrix, выданный «Честным ЗНАКом». После завершения эксперимента Правительство РФ проанализирует его результаты и назначит дату старта обязательной маркировки. Прослеживание пива и слабоалкогольных напитков отдадут «Честному ЗНАКу». Будет ли при этом ЕГАИС мониторить их и дальше, пока не известно.
Постановление о маркировке алкогольной продукции: ФСМ вместо ФАМ в 2022
Согласно постановлению Правительства РФ № 2348 «О маркировке алкогольной продукции…», на каждую бутылку теперь наносится федеральная специальная марка — она заменила ФАМ. ФСМ приобретаются производителем спиртных напитков в АО «Гознак» по предоплате и изготавливаются в течение 14 дней с момента поступления денежных средств на счет акционерного общества. Федеральные специальные марки выдаются по накладной и счету-фактуре со склада территориального органа Росалкогольрегулирования. Забирает их заявитель — руководитель компании, ИП или материально ответственный представитель.
Выпуск федеральных акцизных марок (ФАМ) прекращен с 1 января 2021, но выводятся из оборота постепенно. Акцизными марками, которые выданы по заявкам, поданным до 01.01.2021, можно было маркировать импортируемый алкоголь — до 01.01.2022. Оборот алкоголя с ФАМ разрешен до конца срока годности продукции.
i На импортируемую алкогольную продукцию распространяются не только правила маркировки, но и требования Технического регламента Таможенного союза «О безопасности алкогольной продукции» (ТР ЕАЭС 047/2018).
Что представляет собой ФСМ
Федеральная специальная марка подтверждает легальность производства и оборота алкоголя в России. Стоимость ФСМ — 1 890 рублей за 1 тыс. штук (без НДС). Специальные федеральные марки покупают производители и импортеры алкоголя.
Для изготовления ФСМ применяется самоклеящаяся бумага, содержащая специальную химическую защиту с особыми волокнами (двух видов). На оборотной стороне находятся гильоширные розетки с аббревиатурой «РФ», бесцветный текст «Алкогольная продукция», люминесцирующий под воздействием ультрафиолетового излучения. При печати на марки наносят уникальное сочетание арабских цифр и код Data Matrix c идентификатором ЕГАИС.
Как подготовиться к маркировке алкогольной продукции
Производителям потребуются:
- усиленная квалифицированная электронная подпись (УКЭП);
- промышленный принтер для изготовления этикеток;
- оборудование и программы для учета маркированного алкоголя;
- подключение к оператору ЭДО;
- регистратор эмиссии — для изготовителей пива, пивных напитков, сидра, пуаре и медовухи, принимающих участие в эксперименте «Честного ЗНАКа».
Оптовикам и дистрибьюторам нужны:
- УКЭП;
- сканер двумерных штрихкодов;
- подключение к оператору ЭДО.
Рознице потребуются:
- УКЭП;
- онлайн-касса, готовая к работе с ЕГАИС;
- сканер двумерных штрихкодов;
- подключение к оператору ЭДО.
Все участники алкогольного рынка должны обновить УТМ (универсальный транспортный модуль) ЕГАИС до последней версии.
Подробнее об оборудовании для розницы
Задача розницы — продажа алкоголя конечному потребителю. Расчет и вывод штрихового кода из оборота производится через онлайн-кассу. Чтобы считать идентификатор с ФСМ перед продажей бутылки, нужен 2D-сканер. Для работы с ЕГАИС нужна онлайн-касса с поддержкой УТМ. Рекомендуемые модели смарт-терминалов для установки в точках сбыта алкоголя:
- Эвотор 10;
- Эвотор 7.3;
- Атол Sigma 10.
Рекомендуемые модели 2D-сканеров для считывания кодов с федеральных марок:
- Zebra DS2278;
- Datalogic QW2100;
- Honeywell HH400;
- Zebex Z-3250BT.
Оставьте заявку на сайте и получите услугу, связанную с подключением и обслуживанием торгового оборудования!
Сканеры двумерных штрихкодов на любой бюджет. Доставка по всей России!
Требования к маркировке пищевого пластика для алкоголя
В зависимости от сферы применения для изготовления пластиковой тары используют материалы, которые различаются между собой по прочности, плотности, горючести, температуре плавления и другим параметрам. Чтобы сообщить потребителю о виде и назначении пластика, производитель наносит на тару специальную маркировку. Идентификаторы размещаются на этикетке, крышке или непосредственно на емкости. Маркировка пищевого пластика для алкоголя:
- PET, PETE — полиэтилентерефталат. Наиболее распространенный материал для производства тары, включая минеральную воду. Рассчитан на одноразовое использование. Маркируется треугольником из стрелок, в центре — цифра 1.
- PEHD, HDPE — полиэтилен высокой плотности. Подходит для хранения напитков, рассчитан на многоразовое использование и подлежит переработке. Маркируется треугольником из стрелок, в центре — цифра 2.
Оба материала нетоксичны и совершенно безопасны для здоровья.
Зачем нужна обязательная маркировка алкогольной продукции в 2022
Маркировка алкогольной продукции помогает:
- бороться с контрафактом;
- контролировать производство и сбыт спиртных напитков. С помощью штрих кода, используемого для маркировки алкоголя, прослеживается движение каждой бутылки — с завода до потребителя;
- исключить продажу спиртного с акцизными марками-дублями. ЕГАИС фиксирует каждый идентификатор — он должен быть уникальным.
Для покупателей наличие ФСМ на бутылке — гарантия подлинности продукции. С помощью мобильного приложения, например, «АкцизКонтроль: Сканер Алкоголя», можно получить информацию о товаре. Достаточно отсканировать код камерой смартфона.
Минпромторг планирует ввести обязательную маркировку слабой алкогольной продукции — пива, пивных напитков, сидра, пуаре и медовухи с 1 сентября 2022. Точная дата пока не определена.
Об особенностях маркировки алкогольных напитков, ответственности за нарушения правил маркировки алкогольной продукции читайте в нашем блоге.
Прочли и не поняли, как маркировать алкоголь? Звоните +7 (800) 500-25-91! Подскажем и поможем внедрить систему маркировки!
Ставьте «Палец вверх» и жмите кнопку «Поделиться». Не оставайтесь равнодушными, эта информация может принести пользу вашим друзьям и знакомым.
Другие статьи о маркировке:
#маркировка #алкогольная продукция #алкоголь #малый бизнес #предпринимательство #малый бизнес в России