Найти тему
Олег Панков

Дети иного мира

Детский дом слепоглухонемых
Детский дом слепоглухонемых

Увлеченные важными политическими и прочими событиями, поглощенные бытовыми заботами мы, порой, даже не подозреваем, что где-то по-соседству с нами существует совершенно иной, неведомый многим мир, в котором другие жизненные измерения, потребности, ценности…

И времени уже не будет.

(Апок. 10, 6)

На юго-восточной окраине Сергиева Посада расположено уникальное в своем роде учреждение - детский дом слепоглухонемых. Таких детских домов не только у нас в стране, но и за рубежом - единицы. Открыто упомянутое заведение было еще в советское время, в 1962 г. Сейчас в нем находятся около 200 детей. Большинство воспитанников детского дома лишены зрения и слуха - самых главных органов чувств, с помощью которых человек воспринимает и познает Божий мир, имеет общение с окружающими его людьми. Причем, если дети лишились способности видеть и слышать в раннем возрасте или родились с соответствующими нарушениями, то у них не развивается речь и они оказываются полностью оторванными от окружающего мира.

Я неоднократно посещал этот детский дом, и каждое такое посещение было для меня равносильно открытию нового континента, неизвестного затерянного мира. Оказалось, что и полные инвалиды детства не только общаются (разработан специальный язык общения через осязание с помощью ладони и пальцев рук), но и читают книги, рисуют, изготовляют различные поделки и т. п. Как и обычные здоровые дети - умываются, чистят зубы, делают зарядку…, изучают основные школьные предметы. Все это, конечно, осуществляется по специальным методикам.

Имеют детдомовцы и духовное окормление. Вот уже более 20 лет существенную помощь оказывает детскому дому Троице-Сергиева Лавра. С помощью Лавры в 2010 г. на детдомовской территории построен и освящен великолепный храм в честь явления Божьей Матери преподобному Сергию Радонежскому. Богослужения совершаются в нем ежедневно. В общежительном корпусе имеется также и небольшая домовая церковь. Дети вместе с воспитателями не только посещают церковные службы, но и бывают также на других приходах, совершают паломнические поездки. В частности, они побывали во многих святых уголках нашей страны, совершили многодневные паломничества по монастырям Афона и на Святую Землю. Иеромонахи Троице-Сергиевой Лавры проводят занятия в Воскресной школе. Кстати, они овладели языком знаков и жестов и свободно общаются с самыми разными детьми.

Со слов иеромонахов, в частности о. Феофилакта, общаясь с такими детьми, входишь в совершенно другой, непередаваемый обычными словами, мир. Господь открывает, на первый взгляд, границы невозможного. Есть дети, несомненно, духовно одаренные, с уникальным способностями и глубокой верой, которые тянутся к Богу, охотно посещают храм, стараются понять смысл Богослужения, задают исполненные духовного смысла вопросы. Например, один воспитанник старшего возраста, который лишен зрения, но может слышать и говорить, охотно произносит своего рода проповедь в храме в конце службы, как это обычно делают священники. Ему иногда доверяют…

Во всем мире уже накоплен определенный опыт реабилитации таких полных инвалидов, включения их в обычную жизнь.

Некоторым любителям литературы известно имя Елены Келлер - слепоглухонемой писательницы, которая родилась в Америке в 1880 г. и является автором нескольких книг. Ее жизнь - ярчайший пример высочайшего человеческого подвига. После тяжелой болезни девочка в возрасте 2 лет лишилась зрения и слуха. Однако усилиями родителей и воспитателей в 7-летнем возрасте овладела языком знаков, впоследствии научилась читать, писать и говорить. Затем выучила латынь и несколько иностранных языков. Она первой из слепоглухонемых окончила университет и получила высшее образование и степень бакалавра искусств. С помощью Божией, а она была глубоко верующим человеком, Елена так научилась чувствовать и сопереживать внешний мир, что достаточно было ей прикоснуться к чему-либо, чтобы понять происходящее. Например, прикоснувшись к музыкальному инструменту, на котором играл исполнитель, она могла оценить музыкальное произведение, которое он исполнял. Елена присутствовала на одном из выступлений Федора Шаляпина во время его гастролей в Америке. Она так описала свои впечатления от встречи с великим русским певцом: «Шаляпин гремел русской народной песней, обняв меня сильной рукой, чтобы я ощутила каждую ноту…»

Независимость и глубина суждений, сила воли и стремление к общительности завоевали ей уважение множества самых разных людей, в том числе видных государственных деятелей, писателей, ученых. Она неоднократно выступала в конгрессе США с инициативами по проблемам инвалидов, общалась с американскими президентами, в частности, с Джоном Кеннеди.

Елена Келлер прожила долгую удивительную жизнь. Умерла она в возрасте 87 лет.

Опыт ее работы в системе образования и социальной поддержки упомянутой группы людей широко используется в мировой практике, в том числе в Сергиево-Посадском детском доме, где трудится высокопрофессиональный коллектив педагогов и медиков. Здешним специалистам приходится иметь дело с глухими и слепыми детьми с множественными нарушениями психического, физического, интеллектуального развития, начиная с дошкольного возраста. В зависимости от структуры дефекта и возраста воспитанники распределяются по четырем отделениям: учебно-диагностическому, социально-коррекционному, учебно-реабилитационному, социально-трудовому.

-2

Очень хорошо все это заметно при посещении местного храма. Когда я присутствовал на Богослужении, сразу обратил внимание на различные группки детей, находящихся вместе с педагогами на службе в разных местах храмового помещения. Прямо перед алтарем выделялась группа детей старшего возраста. Эти дети в основном глухие и немые, но в той или иной мере зрячие. Воспитательница жестами переводила службу на понятный им язык. Чуть поодаль, нестройным рядком лицом к алтарю, располагались дети, которые, видимо, слышат. Ближе к выходу стояли и сидели воспитанники, к каждому из которых периодически подходила воспитательница, брала за руку и осязательными знаками что-то сообщала. Кстати, в храме имеется несколько икон с рельефным изображением, изготовленных специально для незрячих инвалидов.

В конце службы многие дети причащались Святых Христовых Таин. Посещение такого храма ни кого не может оставить равнодушным. В этих детях-инвалидах словно отображена боль и неблагополучие всего нашего общество. Большинство воспитанников оставлены по тем или иным причинам родителями или взяты из неблагополучных семей. Мать и отца в той или иной мере им заменили воспитатели и служащие здесь священники.

Однако имеются и исключения. Однажды во время моего очередного посещения детского дома мне довелось увидеть двух слепоглухонемых девушек-близнецов и общаться с их родителями. Девушкам было уже по 30, и они жили в своей семье. В детский дом они приехали погостить. В нем они воспитывались до 18 лет.

Как рассказали родители этих девушек, родились они нормальными вполне здоровыми детьми, но примерно в годовалом возрасте у них обнаружилось инфекционное заболевание. В результате возникших осложнений и длительного неправильного лечения лишились зрения и слуха, и девочек пришлось отдать в детский дом. Родители их постоянно навещали и постепенно научились общаться с ними с помощью знаков через прикосновение к ладоням рук.

Особенно поразил меня ответ родителей на вопрос, как построен досуг и какие проблемы у вас в семье.

Родители рассказали, что день у их дочерей четко регламентирован. Утром после подъема они делают зарядку, убираются в комнате, участвуют в приготовлении пищи, завтракают, совершают небольшой моцион, затем занимаются обычными домашними делами: стирают, вяжут, читают, мастерят какие-либо поделки…

В квартире идеальная чистота и порядок.

Невольно в душе возник вопрос: «Кто может похвастаться этим, проживая совместно со своими взрослыми физически полноценными детьми?» Вопрос, мне кажется, риторический.

Однако, как далее рассказали родители, у девочек есть характер. Попробуй, например, переложить что-нибудь в бельевом шкафу, так как тебе удобно. Через некоторое время все снова будет на своих местах. Поэтому им свойственны те душевные качества, которые свойственны и многим из нас, в том числе упрямство и своеволие.

В настоящее время Сергиево - Посадский детский дом слепоглухонемых - это целый комплекс учебных корпусов и хозяйственных построек, занимающий территорию в более чем 11 гектаров. Помимо хорошо обустроенного комфортного жилого корпуса, в него входят прачечный комбинат, современная химчистка, теплицы и оранжереи, трудовые мастерские и другие здания и подсобные помещения. Абсолютно все строения комплекса между собой соединяются крытыми теплыми переходами, что позволяет говорить о комплексе как о весьма удобном социально-образовательном учреждении с четко и грамотно продуманной инфраструктурой.

Многие годы детским домом руководит Заслуженный учитель России Епифанова Галина Константиновна. Она награждена международной медалью Анны Саливан, присуждаемой людям, внесшим наибольший вклад в дело помощи слепоглухонемым. Кстати, Анна Саливан была первым педагогом и воспитателем выше упоминаемой Елены Келлер, с которой они дружили почти всю жизнь, 49 лет.

«Сила Божия совершается в немощи», - пишет святой апостол Павел (2 Кор. 12, 9). Наверно поэтому на Руси инвалидов называли «убогими», т. е. близкими к Богу.

Как и обычные дети детдомовские также по-своему радуются, ищут внимания и любви, имеют свои привычки и наклонности. Многие из них не знают этого мира, поэтому им в значительной мере несвойственно чувство зависти.

Как бы то ни было, посещение такого учреждения - хороший жизненный урок для любого человека. И после этого в сердцах невольно хочется воскликнуть: «Как мы не ценим великий дар Божий: видеть, слышать звуки, нормально общаться…»

И кажется, что в этих словах воплощено и Евангелие, и весь Новый Завет...

-3