557 подписчиков

ЧИТАЕМ ЖЮЛЯ ВЕРНА... «Путешествие и приключения капитана Гаттераса»

В один из сентябрьских дней 1522 г. в гавань Сан-Лукар вошло судно. По заштопанным старым парусам, почерневшему корпусу, покрытому толстым слоем моллюсков, было видно, что судно вернулось из дальнего плавания. Первый человек, сошедший с него на берег, упал на землю и поцеловал ее. То был капитан корабля дель Кано, который привел остатки экспедиции Магеллана в родной порт. Из 265 человек и пяти кораблей, три года назад отправившихся в плавание, вернулись всего 18 человек на одном корабле. Это были первые люди, объехавшие вокруг Земного шара.

Экспедиция Магеллана имела огромное научное значение. До этой экспедиции различные народы были знакомы только с отдельными областями Земного шара — с теми, в которых они обитали, и с соседними странами.

Смелые путешественники эпохи великих географических открытий все дальше и дальше отодвигали границы исследованной части Земли.

Экспедиция Магеллана доказала, что Земля представляет шар. Однако, хотя ученые и смогли начертить карты двух полушарий и гордо сказать: вот она, вся Земля, колыбель человечества, — на этих картах оказалось не мало мест, о которых не было известно ничего, — так называемых "белых пятен".

История географии последующих четырехсот лет — это в основном история того, как смелостью, настойчивостью и отвагой путешественников и исследователей многих стран стирались с карты земли белые пятна, — появлялись четкие очертания материков, группы островов, густела и принимала соответствующие оттенки коричневая краска горных хребтов, синяя расцветка океанов дифференцировалась в зависимости от глубин.

Самыми труднодоступными, а значит, и самыми заманчивыми для открывателей, были области вокруг "крайних точек" — полюсов нашей планеты.

Путешественники, плававшие в полярных водах, рассказывали о густых непроглядных туманах, о беззвучно плавающих под напором ветра гигантских ледяных горах — айсбергах, столкновение с которыми грозит гибелью кораблю, о ледяных полях огромной величины, в которые нередко вмерзают суда мореплавателей. Полярные мореплаватели рассказывали, что даже месяцами не заходящее солнце все-таки не может растопить этих льдов. А в зимнее время над ними нависает полугодовая ночь, и трепетный свет разноцветных лент северного сияния только подчеркивает ее непроглядную темноту…

А что там, еще дальше, за полосой этих суровых гибельных морей, за полосой вечных льдов? На этот вопрос не мог ответить никто, и новые и новые отважные люди снаряжались в путь, чтобы достигнуть манящих к себе таинственных точек. О раскрытии их тайн мечтал и Жюль Верн…

Трудно отделить вопрос о завоевании Северного полюса от задач овладения Северо-Западным и Северо-Восточным морскими проходами по Ледовитому океану — первый вокруг Северной Америки и второй вокруг Северной Европы и Азии. Именно в связи с усилиями людей, направленными на поиски кратчайших путей, ведущих из Европы в Китай и Индию в обход Северной Америки и Азии, стоят первые систематические попытки изучения Северного Ледовитого океана.

Поиски этих проходов привели к замечательным географическим открытиям и к освоению южных границ Ледовитого океана.

Во время арктических плаваний были установлены выгодные промысловые районы, использование которых в свою очередь способствовало новым открытиям.

К началу XIX в., по мере расширения географических знаний о природе Северного Ледовитого океана, все настойчивее становится стремление проникнуть к "загадочному Северному полюсу". Людей вела туда любознательность, за которой таилась мечта открыть новые земли, а с ними вместе и новые возможности получить те или иные материальные блага. Отчасти влекла к полюсу и жажда славы.

К этому же времени относятся новые попытки найти Северо-Западный морской проход. В 1818 г. из Англии было отправлено четыре корабля, под начальством выдающихся мореплавателей — Джона Росса, Эдварда Парри, Ф. У. Бичи, Джорджа Бэка и Джона Франклина. Джон Росс и Э. Парри дошли до Баффинова залива, но не смогли пройти дальше на запад. В особенности следует отметить арктические путешествия Э. Парри, совершенные в 1819, 1821 и 1824 гг., а также его путешествие 1827 г.

Парри достиг северного побережья Шпицбергена на корабле «Гекла», а оттуда двинулся к полюсу, имея в своем распоряжении две шлюпки, поставленные на полозья. Однако через некоторое время Парри заметил, что дрейф льдов сносит его к югу, делая напрасными все его усилия. Он добрался лишь до 82°45 северной широты и затем вернулся обратно. Это была одна из первых попыток организации санных экспедиций. В 1836 г. Дж. Бэк попытался продолжить исследования Парри и Росса, но его корабль был затерт льдами в канале Фокса.

Не менее видным мореплавателем и исследователем Арктики был Джон Франклин. В 1819 г. он предпринял экспедицию в земли устья реки Медных Руд и, после бесконечных трудов достигнув цели в 1820 г., разыскал свободный ото льда берег, с многочисленными островами. В 1825 г. Франклин предпринял новое путешествие с целью открыть судоходный путь от устья реки Макензи к Берингову проливу, куда ему должен был выйти навстречу из Тихого океана капитан Бичи. Он проплыл по реке Макензи, вышел в Ледовитый океан, открыл острова Парри, Кен-даль, Пелли и другие и в 1829 г. возвратился в Англию. Во время этих путешествий Франклин изучил берега на огромном протяжении и сделал важные наблюдения над земным магнетизмом.

В 1845 г. Д. Франклин отправился в новую экспедицию, но уже к Северному полюсу, намереваясь проникнуть через Баффинов залив и пролив Ланкастера в пролив Барроу до мыса Валькера, а оттуда по возможно прямому направлению плыть в Берингов пролив. Последние вести от экспедиции достигли Лондона в середине 1845 года…

 В один из сентябрьских дней 1522 г. в гавань Сан-Лукар вошло судно.

В своем романе "Путешествие капитана Гаттераса" Жюль Верн рассказывает преимущественно историю вышеуказанных полярных экспедиций. У этих же отважных мореплавателей он заимствует описание природы Арктики, географических особенностей полярного побережья Северной Америки и, в известной доле, героику экспедиций.

Но эта история не полна в первую очередь потому, что Жюль Верн не упоминает об открытиях русских мореплавателей и северных полярных морях, о них не знал французский писатель. Поэтому в романе не рассказывается и о смелых плаваниях русских поморов, еще в XII веке посещавших Шпицберген, который тогда назывался ими Груманд; о том, что русские же поморы указали путь иностранным экспедициям на острова Вайгач и Новой Земли; о русской Великой северной экспедиции в период с 1733 по 1748 г. на гребных судах, снабженных парусами, как вспомогательным движущим средством, обследовавшей и составившей карты необозримых пространств Сибирского побережья, и о других русских экспедициях.

Кажется неполной эта история современному читателю еще и потому, что она обрывается на середине прошлого века. А ведь наиболее интересные по результатам экспедиции приходятся в основном на более поздний период.

Среди них в первую очередь надо упомянуть об экспедиции Фритьофа Нансена 1893–1896 гг.

…Лет за десять до этой экспедиции на юго-западном берегу Гренландии были найдены вмерзшие в лед вещи, на которых еще можно было разобрать буквы «Жаннета». Вещи принадлежали экипажу судна с таким названием, года три назад раздавленному льдами у Новосибирских островов. Как же они попали за тысячи километров от места гибели судна, на гренландский берег?

Задумавшись над этим вопросом, Нансен пришел к выводу о существовании постоянного течения с востока на запад, проходящего через Северный полюс или совсем вблизи него, обусловившего дрейф льдов в этом же направлении.

Опытный полярный исследователь, Фритьоф Нансен был уверен в невозможности пробиться к полюсу через полярные льды на судне. И он решил заставить самую природу помочь ему: поручить движущимся льдам донести его судно до полюса.

С этой целью и был построен «Фрам» — судно с корпусом особой формы, обеспечивавшей в случае сжатия выжимание его изо льда. Летом 1893 г. «Фрам» оставил Норвегию, держа курс на Новосибирские острова. Вскоре полярные льды сковали судно, и вместе с ними оно начало дрейфовать. Через некоторое время Нансен убедился, что течение проносит судно мимо полюса. Вместе со штурманом Иогансеном он покинул «Фрам» и на собаках попытался достигнуть полюса. Они добрались до 86°14 северной широты — области, где до них еще никто не был. Дальше идти они не смогли — течение, которое несло «Фрам» к полюсу, теперь начало относить путешественников на юго-запад. Нансен вернулся в Норвегию в августе 1896 г., почти одновременно с «Фрамом», обогнувшим во время своего дрейфа Шпицберген.

Хотя Нансену и не удалось достигнуть Северного полюса, он собрал очень много ценных научных данных о природе Северного Ледовитого океана. Вместе с тем он показал, что, разумно используя дрейф льдов, можно проникнуть далеко вглубь полярного бассейна.

В конце прошлого века к попыткам достичь Северного полюса по льду и по воде прибавилась попытка достичь его по воздуху.

В июле 1897 г. с одного из островов Шпицбергена к полюсу, пользуясь попутным ветром, вылетела на воздушном шаре экспедиция шведского инженера Андрэ. Первое сообщение об этой экспедиции было получено 17 августа — аэронавты пролетели район с координатами 82° северной широты и 15° восточной долготы. Принес это короткое сообщение голубь, выпущенный Андрэ. И затем более 30 лет никто в мире не знал ничего о судьбе отважного исследователя и его спутников.

Только в 1930 г. полярный океан приоткрыл часть тайны, окружающей обстоятельства гибели первой полярной воздушной экспедиции. Экипаж норвежского судна «Братваг» нашел на берегу острова Белого (восточнее Шпицбергена) трупы Андрэ и его товарища по полету. Удалось прочитать дневники и даже проявить часть фотопластинок, свыше 30 лет пролежавших во льду, Дневники рассказали, что воздушный шар, вскоре после вылета покрывшийся мокрым снегом, вынужден был опуститься на ледяное поле, с которым экипаж и дрейфовал до острова Белого. Дальнейшие обстоятельства гибели отважного исследователя не ясны и до сих пор.

Важное место в истории полярных исследований занимают работы русского адмирала С. О. Макарова, плававшего на спроектированном и построенном им ледокольном судне «Ермак». В 1899–1901 гг. «Ермак» совершил несколько экспедиций в тяжелых ледовых условиях, достигнув однажды широты 81°21 . Эти плавания показали широкую возможность использования ледоколов в полярных морях. Однако попытки Макарова пробиться на ледоколе к полюсу оказались безрезультатными.

Достигнуть Северного полюса удалось впервые американцу Роберту Пири. Он вышел с мыса Колумбия па Земле Гранта (около Гренландии) на шести собачьих упряжках, в сопровождении ряда помощников, командовавших самостоятельными отрядами. Пять из них имели целью создать последовательно расположенные вспомогательные базы. 6 апреля 1909 г. Пири достиг полюса, в районе которого пробыл 30 часов, изучая льды и делая многократные астрономические определения своего местонахождения.

Пири подтвердил предположение Нансена об отсутствии земли в районе Северного полюса. В районе Северного полюса не оказалось ни открытого моря, ни материков и островов, покрытых растительностью, ни действующих вулканов… Только однообразная белая скатерть льдов и снегов, то ровных, то исковерканных сжатием, поставленных на ребро, образующих торосы и ледяные холмы.

Однообразная ледяная пустыня… Стоило ли тратить столько сил, энергии, ума, жертвовать столькими человеческими жизнями для того, чтобы убедиться в этом? Надо ли заниматься дальнейшим изучением полярных областей?

Да, надо. И не только надо, а просто необходимо по целому ряду причин. Прежде всего потому, что Северный Ледовитый океан оказывает большое влияние на прилегающие области суши, в том числе и на всю территорию нашей Родины.

Действительно, Арктику иногда называют "кухней погоды". От ледовых условий, от направления и силы ветров, от температуры воздуха в районе Северного полюса может зависеть урожай пшеницы на Украине и Алтае, раннее или позднее наступление заморозков в Орловской и Курской областях, снежная или бесснежная зима в Восточной Сибири, прорывы арктических масс холодного воздуха вплоть до южных границ СССР.

Значит, для того чтобы давать долгосрочные и краткосрочные прогнозы погоды для территории нашей страны, метеорологи должны изучать и знать, что делается в районе Северного полюса.

Всем известно затем, насколько водный транспорт дешевле железнодорожного. Нередко перевезти груз из Одессы во Владивосток на пароходе вокруг всего Азиатского материка обходится дешевле, чем по железной дороге. А ведь территорию нашей страны с севера омывает цепь полярных морей, образующих кратчайший водный путь между западными и восточными районами нашей страны, путь к устьям великих сибирских рек, являющихся в свою очередь гигантскими водными артериями. Чтобы без затруднений использовать этот путь, проводить по нему караваны судов, надо знать особенности полярных морей.

Некогда полярные области считали лишенными жизни, мертвыми. Однако это не так. На прибрежьях полярных островов и на плавающих льдинах обитают огромные стада моржей, тюленей, морских котиков. Ради дорогих шкур бьют их охотники за морским зверем. В полярных областях водятся лисицы, песцы, медведи, также имеющие важное хозяйственное значение. В водах полярных морей обитают киты, плавают косяки рыб. На скалах полярных островов гнездятся птицы. Гагачий пух и мех песцов, рыбу и целебные водоросли, вкусное мясо крабов — разве можно перечислить все, что дают нам уже сейчас районы Арктики.

6

Работая над своими произведениями, Жюль Верн стремился к их максимальной научной точности и достоверности, позволяя себе фантазировать или придерживаться непроверенных гипотез только в тех областях науки, в которые еще не пришло достаточно обоснованное знание. Поэтому так точны его описания полярной природы, данные в романе "Путешествие и приключения капитана Гаттераса".

Однако в некоторых случаях Жюль Верн, доверившись несколько эмоциональным рассказам полярных путешественников, допустил некоторые неточности. Попадаются такие места и в высказывании некоторых научных положений. Это не вина Жюля Верна, а уровень научных знаний его времени.

К таким неточностям следует отнести рассказ о буре, наблюдаемой Клоубонни, буре, захватывавшей только узкую полоску, за пределами которой на расстоянии 4–5 км виднелось ясное небо и спокойное море. И волнение моря и движение воздуха вряд ли могут так резко смягчиться и исчезнуть совершенно на таком небольшом расстоянии. Преувеличена, пожалуй, и густота тумана, под покровом которого на экспедицию Гаттераса напали медведи. Таких плотных и, главное, стремительных туманов обычно не бывает.

Только в последние десятилетия советскими метеорологами был установлен полюс холода Северного полушария. Он находится в Оймяконе, в верхнем течении реки Индигирки, в тысячах километров от Северного полюса. Морозы здесь доходят до 73°. В летние же жаркие дни температура поднимается до +35°, Таким образом, годовое колебание температуры превосходит 100°.

К западу от Гренландии на Земле Гриннелла расположен другой полюс холода — самое холодное место на Северном полушарии по среднегодовой температуре, составляющей здесь всего -20,4°. Однако ниже -65° температура здесь не бывает.

Как видно, сегодняшние данные о расположении полюса холода и температурах несколько расходятся с теми, которыми располагал Жюль Верн.

Вот, пожалуй, и все основные замечания по неточностям, встречающимся в этом интересном романе Жюля Верна, в котором так красочно описана суровая природа северо-западной части Арктики и так ярко показана полная опасностей жизнь полярных исследователей.

 В один из сентябрьских дней 1522 г. в гавань Сан-Лукар вошло судно.-2

Над романом "Путешествие и приключения капитана Гаттераса" Жюль Верн начал работать в 1863 г.

Роман печатался в журнале для юношества "Журнал воспитания и развлечения" с марта 1864 до середины 1865 г.

В 1866 г. роман вышел отдельным изданием и был встречен весьма положительными отзывами французской и зарубежной критики.

Еще в юношеские годы Жюль Верн живо интересовался историей полярных экспедиций и исследований Арктики. Эта тема занимает в его творчестве видное место. Своего рода прелюдией к полярной эпопее капитана Гаттераса явилась ранняя повесть Жюля Верна "Зимовка во льдах" (1855). В разных областях Арктики развертывается действие и в других его романах: "В стране мехов", "Найденыш с погибшей «Цинтии» (написан в соавторстве с Андрэ Лори), "Цезарь Каскабель", "В погоне за метеором". История арктических экспедиций подробно освещена в романе "Вверх дном". Путешествие к Южному полюсу служит предметом изображения в романе "Ледяной сфинкс". На Южном полюсе водружает свой флаг и капитан Немо ("Двадцать тысяч лье под водой").

Во время работы над романом Жюль Верн постоянно информировал своего издателя Этцеля о том, как продвигается его труд, и советовался по поводу отдельных эпизодов. Однако далеко не все советы издателя казались автору приемлемыми. Когда издатель выразил пожелание увидеть среди персонажей романа хотя бы одного француза, Жюль Верн отклонил это предложение. В письме от 16 сентября 1863 г. он ответил издателю: "Я охотно принимаю поправку, относящуюся к Гаттерасу, и сделаю его беспредельно смелым и удачливым. Его отвага будет устрашать. Что же касается того, чтобы ввести в состав экипажа француза, то это невозможно — там нужны только англичане. Он сам заявит об этом в своем письме, и это будет непременным условием для того, чтобы быть принятым на борт".

Интересен также предварительный авторский замысел финала романа. Жюль Верн предполагал закончить роман гибелью героя в кратере вулкана: "Другой возможности для финала я не видел, — сообщил Жюль Верн издателю в письме от 25 апреля 1864 г., - и, кроме того, мне казалось, что вся его история могла привести только к такому исходу. И в самом деле, зачем возвращать Гаттераса в Англию? Что ему там делать? Ну конечно же, этот человек должен умереть на полюсе! Вулкан — единственно достойная для него могила".

Но в процессе работы над романом Жюль Верн отошел от своего первоначального замысла.

Этцель с нетерпением ждал рукописи "Капитана Гаттераса". Первой главой этого романа он решил начать издание журнала для детей и юношества "Magasin d'Education et de Recreation" ("Журнал воспитания и развлечения"). Программой этого прогрессивного журнала, сыгравшего заметную роль в истории французской литературы для детей и юношества, было соединение образования с развлечением. Большое место отводилось в журнале популяризации естественнонаучных знаний. В состав редакции входили видные французские ученые, писатели, художники-иллюстраторы, педагоги. "Журнал воспитания и развлечения" издавался с марта 1864 по 1906 г. Здесь впервые было опубликовано тридцать романов Жюля Верна — бессменного соредактора этого журнала.

Активным сотрудником "Журнала воспитания и развлечения" была замечательная украинская писательница Марко Вовчок (М. А. Маркович), которую познакомил с Этцелем И. С. Тургенев.

На русском языке роман был издан впервые в 1866–1867 гг. в переводе Л. Шелгуновой. В 1870 г. он вышел в переводе Марко Вовчка и затем в этом же переводе много раз переиздавался.