Найти в Дзене
РАССВЕТ

Доктрина Монро как основа экспансионистской политики США

Можно смело утверждать, что желание США обрести исключительный статус и господствующую роль в Западном полушарии, появилось ещё во времена обретения ими независимости. Первые предпосылки к доктринальному оформлению этой идеи обнаруживаются в «Прощальном послании» одного из отцов-основателей и первого избранного президента США Джорджа Вашингтона.

Доктрина Монро не была официально оформленным документом и не базировалась на каком-либо межгосударственном договоре. 2 декабря 1823 года в ходе выступления с ежегодным посланием к Конгрессу, президент США Джеймс Монро заявил, что отныне американские континенты не могут выступать в качестве объектов будущей колонизации со стороны любых европейских держав. Мотивируя свою позицию невмешательством и неучастием в войнах европейских государств, он объявил о том, что теперь любую попытку со стороны европейских стран и России распространить своё влияние и существующую в них систему на любую часть Западного полушария Штаты будут рассматривать как представляющую опасность миру, безопасности и интересам США.

Поскольку на тот момент Штаты не представляли собой великой державы, не обладали необходимой военной мощью, достаточной для обеспечения провозглашённых принципов, данное политическое заявление осталось без особого внимания в Старом Свете. Даже в самих США Доктрина долгое время не имела никаких значимых политических проявлений и находилась на задворках политического сознания.

Однако утверждение Доктрины стало основой для активного развития экспансионистских устремлений США. Завоевание стран Латинской Америки изначально проходило по преимуществу в экономической сфере. Освоение новых территорий осуществлялось путём организации рынков для продажи американских товаров и создания крупных предприятий на территории латиноамериканских стран для снабжения США дешёвыми сельскохозяйственными продуктами. Практически безвозмездно эксплуатируя местные ресурсы и население, Штаты со временем стали применять также и военную силу для подавления мятежей недовольных проводимой ими политикой.

По сути, Доктрина Монро, стала оправданием неоколониальной политики США. В 1845 году президент Джеймс Полк уже с уверенностью объявлял Конгрессу, что принципы, заложенные в её основе, должны неукоснительно соблюдаться. В 1870 году Доктрина приобрела новое значение и стала интерпретироваться ещё более широко, окончательно утвердив положение латиноамериканских стран в качестве «заднего двора Америки». С оглашения Монро новых принципов внешней политики и до начала XX столетия американцы, основываясь на положениях Доктрины, вторглись в Аргентину, Колумбию, Перу, Мексику, Никарагуа, Уругвай, Панаму, Доминиканскую Республику, Пуэрто-Рико, Гондурас и на Кубу.

Необходимо понимать, что никакого отказа от основополагающих положений Доктрины Монро в начале XX века не произошло, хотя внешне риторика несколько изменилась в соответствии с требованиями времени и политическими условиями. Более того, её значимость только возрастала и со временем её стали воспринимать как основу и один из этапов в установлении мировой гегемонии. В ходе Первой мировой войны внешняя политика США стала трансформироваться, а геополитические амбиции - расти. По-прежнему считая Западное полушарие зоной своих интересов, Вашингтон пришёл к мнению, что имеет право и возможность вмешиваться в дела Старого Света, расширяя сферу своих интересов за океан.

Не пропускайте новые публикации, подписывайтесь на канал