Рестораны утверждают, что синяя кнопка "заказать онлайн" отнимает прибыль и отвлекает клиентов.
Группа американских ресторанов штата Флорида подала в суд на Google, утверждая, что технологическая компания создавала несанкционированные страницы для сбора заказов на еду, вместо того чтобы направлять их на сайт ресторана.
Google использует тактику "приманки и подмены", чтобы заставить клиентов размещать заказы на доставку или самовывоз через "новые, неавторизованные и обманчиво брендированные веб-страницы", говорится в иске, поданном от имени Left Field Holdings, ресторанной компании, управляющей франшизами Lime Fresh Mexican Grill. На этих страницах клиентам предлагаются большие кнопки для заказа через такие компании по доставке еды, как GrubHub, DoorDash или Seamless.
"Google так и не удосужился получить разрешение от ресторанов на продажу их продукции в Интернете", - говорится в иске. "Google намеренно создал свои сайты так, чтобы пользователю казалось, что их предлагает, спонсирует и одобряет ресторан, хотя это не так - тактика, без сомнения, используемая Google для увеличения количества заказов и кликов".
В заявлении для Ars компания Google оспаривает "неверные характеристики нашего продукта" и говорит, что будет защищаться от иска.
"Наша цель - связать клиентов с ресторанами, в которых они хотят заказать еду, и облегчить им эту задачу с помощью кнопки "Заказать онлайн", - сказал Ars представитель компании Хосе Кастаньеда. "Мы предоставляем продавцам инструменты для указания того, поддерживают ли они онлайн-заказы или предпочитают определенного поставщика, включая их собственный сайт заказа. Мы не получаем никакой компенсации за заказы или интеграцию с этой функцией".
Приобретение Google
Кнопка "Заказать онлайн", по-видимому, является результатом приобретения Google сайта, известного как "The Ordering App", который изначально был предназначен для ресторанов.
"The Ordering app - это платформа для онлайн-заказа, работающая на базе Google и разработанная специально для ресторанов, чтобы помочь клиентам сделать заказ более легко из бизнес-профиля Google", - говорится на странице продукта в Salesforce. Хотя приложение The Ordering App изначально было настроено на получение процента от продаж, Google отказался от него "для поддержки ресторанов, пострадавших во время пандемии COVID-19".
Неясно, когда приложение The Ordering App или кнопка "Заказать онлайн" сменили галс и сменили ли вообще - в открытом доступе очень мало информации о приобретении или продукте, но в иске утверждается, что в какой-то момент Google решила продавать приложение компаниям по доставке еды, а не ресторанам.
До появления кнопки "Заказать онлайн" страницы результатов поиска Google по ресторанным запросам выглядели так же, как и многие другие - список органических результатов, сопровождаемых текстовой рекламой. Затем, в 2019 году, Google начал внедрять новую кнопку, которая появилась на видном месте в том, что компания называет "Бизнес-профилем" - подборке информации о предприятии, которая появляется рядом с результатами поиска.
Когда пользователи нажимают на кнопку "Заказать онлайн", они попадают на страницу, которая во многих случаях содержит крупные ссылки на компании по доставке еды с их логотипами. На сайте самого ресторана тоже есть ссылка, но это маленькая кнопка "Веб-сайт". В некоторых случаях Google предоставляет интерфейс для составления заказа с указанием цен и описанием пунктов меню. Компании, выполнившие настройку "Заказ онлайн" в Google, могут также направлять клиентов на свои собственные службы онлайн-заказа. Однако, поскольку многие сайты заказов ресторанов управляются третьими лицами, эти ссылки могут не содержать названия ресторана. Например, в случае с кафе Flour Bakery в Кембридже, штат Массачусетс, опция прямого заказа отображается как "thelevelup.com".
Если рестораны не завершили настройку, Google все равно создает страницу. Неясно, как это происходит, хотя возможно, что это происходит из-за появления ресторана в приложении доставки. Однако это не всегда является признаком деловых отношений между рестораном и компанией по доставке еды. Многие компании по доставке еды были засужены за добавление ресторанов без их согласия.
«Кнопка Google "Заказать онлайн" ведет на несанкционированную интернет-витрину, принадлежащую и контролируемую Google, где потребители могут размещать заказы на продукцию ресторана, причем под торговой маркой ресторана", - говорится в иске. "Google размещает торговую марку ресторана в верхней части страницы, над адресом и меню ресторана, чтобы у пользователя создавалось четкое впечатление, что витрина и продукты разрешены и спонсируются рестораном, хотя это не так»
Плата за услуги приложений по доставке еды
Если ресторан поддерживает отношения с компанией по доставке еды, с него взимается комиссия. Эти сборы могут быть настолько высокими - от 15 до 30 процентов во многих случаях, что ресторан не надеется получить прибыль от заказа.
"Мотивация ресторана вступить в партнерство с поставщиком доставки почти никогда не заключается в получении прибыли от заказов, полученных от поставщика", - говорится в жалобе. "Скорее, обычной целью ресторана является привлечение новых клиентов, которые впоследствии могут сделать заказ в ресторане за пределами дорогостоящих платформ поставщиков доставки".
Но, как говорится в иске, из-за того, как устроена функция Google "Заказ онлайн", она ограничивает шансы ресторанов принимать заказы напрямую.
Учитывая количество ресторанов в США, юристы, представляющие интересы Left Field Holdings, добиваются коллективного иска, заявляя, что, по их мнению, существует "десятки тысяч" потенциальных истцов. "С момента запуска своей несанкционированной витрины Google похитил миллионы клиентов и заказов", - утверждается в иске.