Одним из самых эффектных и узнаваемых мужских головных уборов XIX столетия был цилиндр. Это «жесткий головной убор из шелка, шерсти, иногда кожи, цилиндрической формы с полями. В России его название происходит от соответствующей геометрической фигуры, обозначение которой появилось в первой четверти XVIII в. при Петре I и было прямым заимствованием из немецкого языка» [Кирсанова Р.М., 1995 г., с. 312].
Несмотря на то что первые цилиндры были изготовлены еще в конце XVIII столетия, широкое признание они получают во втором десятилетии XIX века и начинают свое победное шествие в мире мужской моды, постепенно стирая сословные границы. Аристократ, чиновник, поэт, художник, кучер – вот неполный перечень тех, в чей гардероб входил цилиндр. Пропорции головного убора полностью зависели от модных веяний.
Разновидностью цилиндра является шапокляк – головной убор с расположенной внутри тульи пружиной. «Название основано на звукоподражании и восходит к франц. chapeau a claque или chapeau claque, букв.— «шляпа-хлопок» [Кирсанова Р.М., 1995 г., с. 324].
Конструктивная особенность шляпы позволяла не искать место для убора в помещении. Цилиндр с «механизмом» в сложенном виде носили под мышкой левой руки.
Один из представителей «века цилиндров» хранится в фондах Национального музея Республики Башкортостан под учетным обозначением ОФ 17953 (ГК 3146588). Приобретен он был в 1993 году в результате закупки в антикварном отделе книжного магазина «Знание».
Шапокляк с высокой тульей и плоским верхом сшит из черного шелка. Лента в тон цилиндру пущена по краям небольших, загнутых вверх полей. Основание тульи прикрывает черная репсовая лента. Внутри тульи расположен пружинный механизм, позволяющий складывать головной убор.
На подкладку тульи пришит «металлический» вензель в виде двух переплетенных букв «W» и «R». Фабричное клеймо золотистого цвета с геральдическим изображением львов и надписью «ЛЕМЕРСЬЕ. НА ПЕТРОВКѢ ВЪ МОСКВѢ» нанесено изнутри на донце цилиндра.
«Количество шляпных ателье в столичных и провинциальных городах просто не поддается учету – их было великое множество. Но на многих шляпных изделиях начала ХХ века красовалось клеймо московского торгового дома «А.А. Лемерьсе и Ко». Эта фирма была основана в 1862 году и занималась изготовлением мужских, женских и детских шляп. Фирменный шляпный магазин находился в Москве по адресу: ул. Петровка, д.11…
…Известно, что продукцию именно этого магазина высоко ценил Лев Николаевич Толстой» [Парамонов В.А., 2018 г., Электронный ресурс].
В книге Владимира Руги и Андрея Кокорева «Повседневная жизнь Москвы. Очерки городского быта начала ХХ века» также указывается, что «Торговлю готовым платьем крепко держали в своих руках магазины австрийской фирмы Мандля. Шляпы и перчатки покупали только у Лемерсье и Вандрага» [Руга В., Кокорев А., 2010 г., с.59].
Благодаря прейскуранту от 1883 года мы знаем, что складная шляпа из атласа от Лемерсье стоила 9 рублей, а добавление металлических букв обошлось бы владельцу в один рубль.
К большому сожалению, у шапокляка из нашей музейной коллекции отсутствует легенда. Мы не знаем свидетелем каких событий он являлся, кому верно служил, но все это ни в коей мере не умаляет достоинств данного творения шляпных дел мастеров.
Авторы:
Эльвира Хамидуллина – заведующий отделом этнографии Национального музея,
Тимур Трофимов – научный сотрудник сектора по организации и проведению выставочных работ Национального музея.
Фото экспоната: Тимур Трофимов
Литература
1. Беловинский Л.В. Иллюстрированный энциклопедический историко-бытовой словарь русского народа. XVIII-начало ХХ в./ Л.В. Беловинский. - М.: Эксмо, 2007 г. - 784 с.: ил.
2. Кирсанова Р.М. Костюм в русской художественной культуре 18-первой половины 20 вв.: Опыт энциклопедии / Под ред. Т.Г. Морозовой, В.Д. Синюкова.- М.: Большая Российская энциклопедия, 1995 г. - 383 с.: ил.
3. Парамонов В.А. Траурная «Ленточка» на французской шляпке / Пушкино сегодня – Новостной портал города Пушкино, 2018 г. [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://pushkino.tv/news/kray-rodnoy/128650/
4. Руга В., Кокорев А. Повседневная жизнь Москвы. Очерки городского быта начала ХХ века, 2010 г.