Найти тему

Немножко истории про: Акра (Иерусалим)

Оглавление

Акра (ивр. ‏חקרא‏ или חקרה, арам. Хакра, от др.-греч. Ἄκρα, «высокое, укреплённое место») — крепость в Иерусалиме, построенная Антиохом Эпифаном, правителем государства Селевкидов, после разграбления города в 168 году до н. э. Крепость сыграла значительную роль в событиях вокруг восстания Маккавеев и формирования Хасмонейского царства. Она была уничтожена Симоном Маккавеем во время этой борьбы.

Ранее была распространена точка зрения, что это «название одного из кварталов древнего Иерусалима, так называемого Нижнего города , окружавшего Верхний город (собственно Сион) полукругом с юга, что это та самая „крепость Сиона“, которую построил царь Давид и назвал её градом Давида».

Точное местоположение Акры, важное для изучения эллинистического Иерусалима, было предметом длительных дискуссий. Историки и археологи предлагали различные места в Иерусалиме, полагаясь главным образом на выводы, сделанные из нарративных источников. Дискуссия перешла на другой уровень в конце 1960-х годов в связи с началом археологических раскопок. Новые открытия вызвали переоценку древних литературных источников, географии Иерусалима и ранее обнаруженных артефактов. Йорам Цафрир[en] интерпретировал группу строений в юго-восточном углу платформы Храмовой горы как ключ к возможному положению Акры. Во время раскопок 1968—1978 годов в районе, прилегающем к южному склону горы, были обнаружены элементы, которые, возможно, были связаны с Акрой, включая комнаты в казарме и огромную цистерну. В ноябре 2015 года Управление древностей Израиля объявило о возможном обнаружении Акры в другом месте, к юго-западу от Храмовой горы и к северо-западу от города Давида.

Предпосылки строительства

После смерти Александра Македонского в 323 году до н. э. территорию Иудеи оспаривали Птолемей, правивший в Египте , и Селевк, обосновавшийся в Сирии Месопотамии. Победа императора Антиоха III над Птолемеями в 200 году до н. э. в битве у Панеона привела Иудею под контроль Селевкидов. Еврейское население Иерусалима помогало Антиоху во время его осады Бариса, укреплённой базы египетского гарнизона Иерусалима. Их поддержка была вознаграждена уставом, утверждавшим еврейскую религиозную автономию, в том числе запрет иностранцам и нечистым животным находиться в Храме, а также выделением официальных средств для совершения религиозных обрядов в Храме. Несмотря на то, что им дали свободу отправлять свой культ, многие евреи переняли элементы греческого образа жизни. Имперская культура предлагала путь к политическому и материальному прогрессу, и это привело к формированию эллинистической элиты среди еврейского населения. Эллинизация породила напряжённость между евреями, придерживавшимися традиций, и их собратьями, которые приняли греческую культуру.

В 175 году до н. э. трон Селевкидов занял Антиох IV Эпифан . Вскоре после этого к Эпифану обратился Йешуа (Ясон), брат первосвященника Хоньо III (иногда по ошибке его путают с Ионатаном), с просьбой о назначении на должность первосвященника Израиля. Йешуа, сам полностью эллинизированный и называвший себя Ясон, пообещал увеличить дань, уплачиваемую городом, и установить в нём инфраструктуру греческого полиса, включая гимнасий и эфебион. Прошение Ясона было удовлетворено, но после 42-месячного правления он был изгнан Антиохом и вынужден бежать в Аммон. Тем временем Антиох IV дважды вторгся в Египет (в 170 г. до н. э. и в 169 г. до н. э.) и разгромил птолемеевские армии. Победы Антиоха были недолговечными. Его намерение объединить царства Селевкидов и Птолемеев встревожило быстро расширяющееся римское государство, которое потребовало, чтобы он вывел свои войска из Египта. Во время египетской кампании Антиоха в Иерусалиме распространился ложный слух о том, что он был убит. В этой неопределённости Ясон собрал отряд из 1000 последователей и попытался захватить Иерусалим штурмом. Атака была отбита, но когда сообщение о восстании дошло в Египет к Антиоху, он заподозрил иудейских подданных в нелояльности. В 168 году до н. э. Антиох IV напал на Иерусалим, разграбил храмовую казну и убил тысячи его жителей. Отказавшись от мягкой политики своего отца, Антиох IV издал декреты, запрещающие традиционные еврейские обряды и преследующие религиозных евреев. Храмовые ритуалы были прекращены, еврейское соблюдение субботы запрещено, и обрезание было объявлено вне закона.

Строительство

Чтобы укрепить свою власть над городом, следить за событиями на Храмовой горе и защищать эллинизированное население в Иерусалиме, Антиох разместил в городе гарнизон

Оградили город Давидов большою и крепкою стеною и крепкими башнями, и сделался он для них крепостью. И поместили там народ нечестивый, людей беззаконных, и они укрепились в ней; запаслись оружием и продовольствием и, собрав добычи Иерусалимские, сложили там, и сделались большою сетью. И было это постоянною засадою для святилища и злым диаволом для Израиля. Они проливали невинную кровь вокруг святилища и оскверняли святилище.

Название «Акра» произошло от греческого слова «акрополь» и означало возвышенное укреплённое место с видом на город. В Иерусалиме это слово стало символом антиеврейского язычества: крепость «нечестивых и злых». Доминировавшая как над городом, так и над окрестностями, крепость была занята не только греческим гарнизоном, но и эллинизированными евреями.


Иуда Маккавей осаждает Акру. Миниатюра из Библии Альбы 1430 г.
Селевкидские репрессии и запрет религиозных ритуалов встретили сопротивление среди коренного населения. В то время как Антиох был занят на востоке в течение 167 года до н. э., священник Маттафия Хасмоней поднял восстание против его власти. И администрация Антиоха, и местная администрация не поняли масштабы восстания. В 164 году до н. э. Иуда Маккавей освободил Иерусалим и вновь освятил храм. Хотя окружающий город пал, Акра держалась. Маккавей осадил крепость, жители которой обратились с призывом к царю Селевкидов (теперь Антиоху V) за помощью. Силы Селевкидов была брошены на подавление восстания. Когда они осадили Бет-Цур, Маккавей был вынужден отказаться от своей осады Акры и сразиться с Антиохом. В последующей битве при Беф-Захарии Селевкиды одержали первую победу над Маккавеями, и Маккавей был вынужден уйти. Акра сохранялась в качестве греческой ещё 20 лет, в течение которых она выдержала несколько попыток Хасмонеев вытеснить греческий гарнизон.

Разрушение

Иуда был убит в 160 году до н. э., и его сменил брат Ионатан, который попытался построить заграждение, чтобы отрезать пути снабжения Акры. Ионатан уже собрал силы, необходимые для этого, но он был вынужден противостоять вторжению армии Селевкидов под началом Диодота Трифона. Ионатан был приглашён на переговоры, где Трифон захватил его с сопровождающими и всех убил. Ионатана сменил другой брат, Симон, который осадил и, наконец, захватил Акру в 141 году до н. э. Два источника содержат информацию о судьбе Акры, хотя их сообщения противоречат друг другу. Согласно Иосифу Флавию, Симон разрушил Акру после изгнания её жителей, а затем велел срыть холм, на котором она стояла, чтобы холм был ниже храма. Тем самым Симон помешал любому будущему завоевателю Иерусалима его использовать против города. Сообщение в Первой книге Маккавеев рисует другую картину:

"И умилосердился над ними Симон, и не сражался с ними, а только выгнал их из города, и очистил домы, в которых находились идолы, и так вошел в город с славословиями и благословениями
И выбросил из него все нечистое, и поселил там мужей, соблюдающих закон, и укрепил его, и устроил в нём для себя жилище.
Бывшим же в Иерусалимской крепости не позволяли ни входить, ни вступать в страну, ни покупать, ни продавать, и они терпели сильный голод, и многие из них погибли от голода.
Тогда воззвали они к Симону о мире, и он дал им его, но выгнал их оттуда и очистил крепость от осквернения,
и взошел в неё в двадцать третий день второго месяца сто семьдесят первого года с славословиями, пальмовыми ветвями, с гуслями, кимвалами и цитрами, с псалмами и песнями, ибо сокрушен великий враг Израиля.
И установил каждогодно проводить этот день с весельем, и укрепил гору храма, находящуюся близ крепости, и поселился там сам и бывшие с ним."

Таким образом, по этой версии Симон не сразу уничтожил Акру, но вместо этого занял её и даже мог проживать внутри неё. Первая книга Маккавеев не упоминает о дальнейшей судьбе Акры. Крепость представляла из себя внутренний пункт для контроля над Иерусалимом и его окрестностями. Если она находится в городе Давида, как считает большинство учёных, её расположение мало добавило бы защиты Иерусалима от внешних угроз. Возможно, она перестала использоваться и была снесена в конце II века до н. э. после строительства хасмонейской крепости Барис(ивр. ‏בִּירָה‏ — замок, крепость, место не идентифицировано) и дворца Хасмонеев в верхнем городе Иерусалима (юго-западный холм, древнейшая часть Иерусалима).

Профессор Бецалель Бар-Кохба предлагает другую теорию: Акра все ещё стояла в 139 году до н. э., когда Антиох VII Сидет потребовал её от Симона вместе с Яффо и Гезером, двумя эллинизированными городами, захваченными Симоном. Симон был готов обсудить эти два города, но не упомянул об Акре. Именно в этот момент он, должно быть, определил её судьбу, чтобы не дать Селевкидам в будущем способ удерживать Иерусалим. Когда Антиох VII покорил город во время правления Гиркана I, все его требования были удовлетворены — кроме тех, которые требовали размещения гарнизона Селевкидов в городе. Возможно, Гиркан отказался, и Антиох принял отказ, потому что негде было разместить гарнизон, поскольку Акры уже не было. Таким образом, можно полагать, что Акра была разрушена Симоном примерно в 130-х годах до н. э

Другие версии

Даже если название «Акра» было применено ко всему эллинистическому кварталу, а не только к крепости, похоже, что цитадель находилась внутри этого квартала, чтобы защищать македонский гарнизон. Для эллинистического города было обычно, чтобы в ней была крепость на самой высокой точке среди обнесённой стеной территории. Таким образом, как часть более крупного анклава или же независимая часть своего окружения, цитадель, вероятно, стояла на северной оконечности города Давида к югу от Храмовой горы. Археологи пытались точно определить местоположение этой цитадели, используя находки из раскопок, проводимых в этом районе.

Йорам Цафрир предположил, что Акра располагалась под юго-восточным склоном Храмовой горы. Цафрир указал на прямой вертикальный шов в восточной стене каменной кладки в качестве свидетельства разных периодов строительства. К северу от шва находится ранняя часть стены, построенная из больших прямоугольных обтёсанных блоков. Эти блоки имеют с фасада выделенные края и уложены равномерно один над другим. Это эллинистический стиль строительства, отличающийся от конструкции времён иродиадов, видимой к югу от стыка. Хотя точная датировка этой конструкции не определена, Цафрир полагает, что это остатки оснований Акры, которые впоследствии были включены в перестроенную Иродом Храмовую платформу]. Цафрир также указывает на значительное сходство методов строительства, видимых к северу от шва (включая использование камней трапециевидной формы), с использованием методов, используемых в селевкидском городе Перге в Малой Азии. Первая книга Maккавеев (1:30) приписывает построение Акры некоему Аполлонию, названному «главный сборщиком» Антиоха III (ивр. שר-המיסים, Сар Хамиссим), что, судя по всему, является древним неверным переводом или его первоначальным титулом как вождя (ивр. שר, Sar) из Мизии.

Меир Бен-Дов считал, что Акра стояла к югу от ворот Хульды на южной стене платформы Храма Ирода. Раскопки Бенджамина Мазара в 1968—1978 годах на холме Офель в районе, прилегающем к южной части платформы, открыли фундамент массивной структуры и большую цистерну, возможно, относящиеся к эллинистическому периоду. Они были условно идентифицированы как остатки Акры, со структурой из рядов небольших смежных комнат, считающихся остатками казармы. Эти сооружения были построены и разрушены в течение хасмонейского периода, что соответствует описанию Иосифа Флавия. Позже хасмонейские конструкции были срыты, чтобы создать площадь перед главными воротами на платформе Храма во время перестройки Ирода.

Несколько цистерн под самой Храмовой горой также были идентифицированы как возможные остатки цитадели Селевкидов. К ним относится цистерна в форме буквы E на 700 000 галлонов (называемая сейчас цистерна Акры или цистерна Офель), северный край которой примыкает к предлагаемой южной линии участка Храмовой горы до её расширения Иродом. Это сооружение было упомянуто в Mishnah, Erubin Tract 10.14 как «be’er haqar» или «bor heqer», что переведено, возможно, неправильно, как «холодный колодец». Дополнительные доказательства существования Акры появились из случайного открытия фрагментарной греческой надписи в Старом городе Иерусалима, опубликованной Шимоном Аппельбаумом. Надпись представляет собой фрагмент верхушки стелы из песчаника и, предположительно, представляет из себя текст присяги, приносимой солдатами в Акра, хотя чтение названия «Акра» в тексте было оспорено.