Юрий Михайлович Новиков (1946 — 2018) — известный советский и российский художник-керамист с ярким индивидуальным почерком, дизайнер, педагог, основатель «Музея керамики Юрия Новикова» и творческой мастерской с полным технологическим циклом в технике «майолика» в Сочи.
Свой многогранный талант художник проявил в разных сферах культуры и искусства, в области реставрации, общественной и педагогической деятельности. Керамика всегда занимала в его творчестве доминирующие позиции. За свою жизнь художник много путешествовал по стране и миру, не раз менял место жительства – Ленинград, Москва, Сочи. Смена обстановки задавала новый темп, обогащала зрительный ряд, способствовала расширению взглядов и интересов, что отражалось на тематике произведений, совершенствовании технологий, эволюции авторского стиля. Поэтому не случайно сформировалась традиция разделять творчество Ю.М. Новикова на три этапа:
– ленинградский (до 1984),
– московский (1984–1996)
– сочинский (1997–2018)
В собрании Музея керамики представлено 10 знаковых работ, относящихся к первым двум периодам. Творчество Ю. Новикова невозможно рассматривать вне исторического и социального контекста. Послевоенное стремительное восстановление городов на индустриальной основе в конце 1950-х – 1960-х гг. способствовало интенсивному развитию керамической отрасли. Керамика как наиболее рентабельный материал стала ведущей в области формирования стилистически новой предметной среды повседневной жизни советского человека.
Достижения 1960-х гг. вывели керамику на новый виток развития – создание авторской керамики. В 1970-е гг. стали складываться региональные керамические школы, и среди них всеобщий интерес и признание получила школа ленинградских керамистов. Демонстрация на выставках их новаторских работ притягивала людей со всего Союза. Каждый мастер имел свою харизму, светился индивидуальным светом в ленинградском керамическом созвездии. Ю.М. Новиков выработал свой собственный, хорошо узнаваемый стиль, заняв в плеяде мастеров особое место. Коренной ленинградец, он воспитывался в образованной семье. В детстве и студенческие годы судьба сводила его с самыми разными людьми – А.А. Ахматовой, В.Г. Мессингом, М.З. Шагалом. Он учился в школе для одаренных детей, основанной еще Петром I. Рисовал с детства, искусству обучался у своего старшего брата скульптура Виталия Новикова, с которым позднее, будучи профессиональным художником, тесно сотрудничал.
Разнообразие интересов определило первоначальный выбор профессии. Он поступил на радиотехническое отделение Ленинградского Западного института, но вскоре изменил решение, став студентом Ленинградского высшего художественно-промышленного училища им. В.И. Мухиной – альма-матер художников Ленинградской школы. Работа с материалом в мастерской кафедры керамики и стекла изменила его первоначальное желание стать художником-графиком. Осознание технологических возможностей керамики, разнообразия ее художественного инструментария и широкого спектра применения определило его будущую специальность художника-керамиста. Его преподавателями были В.Ф. Марков, К.М. Митрофанов, В.С. Васильковский, А.И. Миклашевский, М.Э. Гизе, О.А. Иванова, П.П. Литвинский, а практику он проходил на Ленинградском фарфоровом заводе под руководством А.А. Лепорской – ученицы К.С. Малевича. Знакомство со знаменитым «архивом Лепорской» оказало влияние на формирование его авторского почерка.
Глубокие и разносторонние знания, тактичные методы обучения, постоянная практика сделали Ю.М.Новикова в полном смысле слова «свободным художником». Уже студентом он открыл собственную независимую мастерскую с полным производственным циклом. Она стала и базой для работ по исследованию и воссозданию изразцов для печей Петергофа, и творческой студией, где было создано большинство работ ленинградского периода, и местом дружеских встреч и совместной работы с художниками-керамистами. Но, главное, собственная мастерская – ленинградская, а позднее московская и сочинская – стала обязательной составляющей творческого процесса.
Где появлялся Юрий Новиков, там создавалась и мастерская, ставшей своего рода «визитной карточкой» мастера. Она позволяла быть независимым от любых социальных потрясений. В ней можно было бесконечно экспериментировать и открывать новые свойства керамики. Ю.М. Новиков работал с разными керамическими материалами, но постепенно предпочтение отдал технике майолики. Мастер импровизации, он часто писал с листа, без предварительных эскизов. Увлекался цветом, особенно в сочинский период, использовал богатую палитру эмалей собственного приготовления. Часто применял свой излюбленный метод веерной росписи. Набирая на кисть несколько красок – основную, рисующую и дополнительную, он свободными и широкими мазками строил объемы на плоских поверхностях пластов, блюд, панно, усиливал или смягчал кистью пластику скульптурных форм.
Родной город всегда был для него в числе приоритетных тем. В росписи блюд из собрания музея, посвященных Ленинграду-Петербургу – «Первый снег», «Дворы моего детства», «Дворы Достоевского» художник применил принципы супрематизма К.С. Малевича. В композициях важную роль играют цветовые сочетания и геометризм форм, а смысловое их содержание на грани ощущений и всегда требует от зрителя соучастия. В новиковских городских пейзажах нет людей, есть только едва ощутимое их присутствие. В композициях чувствуется особый аромат северного города – сумеречного, холодного, пропитанного влажным воздухом. Здесь можно уловить черты разных эпох, а, главное, чувства самого художника к городу его детства, где знаком и дорог каждый уголок, каждый символ, не важно, насколько давнего времени.
Литературная тематика занимает особое место в творчестве. Характерной чертой его «литературных» композиций является не сюжетная линия, а трансляция через образы ощущений и мыслей художника от прочитанного. В его работах реальность всегда граничит с мистикой. Это чувствуется и в городских «безлюдных» пейзажах Ленинграда, и в росписи блюда «Дворы Достоевского», где следы на снегу аккумулируют в себе и реальных обитателей города разных эпох, и героев произведений Достоевского. Повышенный интерес советских людей к метафизике земного бытия – характерная черта 1970-х–1990-х гг. Это ярко проявилось и в работах Ю.М. Новикова, особенно московского периода. В собрании музея представлена созданная художником серия скульптур животных-тотемов России – быка, медведя – и персонажа славянской мифологии Лешего.
Фигуры пронизаны ощущением полной гармонии. Их позы полны спокойствия и умиротворения, что усиливается органично вписанными в форму пейзажами тихой российской глубинки. Особое место среди работ этой серии занимает скульптура «Синий бык» – мистический персонаж известного романа В.В. Орлова «Альтист Данилов». В мифологии многих народов мира бык – культовое животное, олицетворяющее собою Бога Земли, безропотного, послушного и одновременно непредсказуемо опасного. По сюжету романа, Синий бык служит опорой для Девяти слоев потустороннего мира демонов, чем-то похожих на научно-производственное учреждение по разработке методов духовного падения человеческих душ. И хотя Синий бык несет на себе эту тяжкую ношу, в нем нет ничего демонического. Для самих демонов Синий бык одновременно загадка и безусловный авторитет, за которым всегда последнее слово. Каждый читатель романа может по-своему интерпретировать образ Синего быка. Для кого-то он ассоциируется с Создателем мира, наблюдающего терпеливо и смиренно за происходящем в потустороннем и земном мире в ожидании последнего часа. Для Ю.М. Новикова Синий бык – олицетворение родной страны, собирательный образ России, большой и малой родины. В его работах она предстает в разных ипостасях. Это и «Вологодский бычок. Белые ночи», навеянный воспоминаниями о вологодской деревушке Ступново, родине матери художника, с коровами-кормилицами, спасших многих в голодное послевоенное время, и «Медведь. Сибирь», созданный как воплощение бескрайней, первозданной и почти безлюдной тайги, и «Лешего», воспевающего в ночи красоту заснеженных лесов, полей и русских деревень, и, наконец, «Медведь. Спящая Россия» – воплощение огромной и сильной страны, которой еще только предстоит пробудиться и раскрыться в полной мере.
Идеи, затронутые художником в произведениях ленинградского и московского периодов, имели дальнейшее развитие в более поздних сочинских работах. В южной столице России Ю.М. Новиков приобрел дом и создал в нем мастерскую, которая в настоящее время хорошо известна как Дом-музей Юрия Новикова. И хотя произведения художника можно встретить в разных уголках мира, в музейных и частных собраниях в России и за рубежом, именно в сочинском Доме-мастерской хранится наиболее полное собрание произведений мастера. Одной из наиболее важных достопримечательностей этого частного музея является изразцовая печь «Послание» (2006) с автобиографической росписью на изразцах. Строилась печь на протяжении восьми лет с использованием старинной технологии кладки изразцов. На данный момент это самая высокая изразцовая печь в мире высотой 6,02 м, удостоенная диплома Книги рекордов Гиннеса. Функциональная и надежная, она украшает главный выставочный зал музея. Здесь не останавливается жизнь – проходят выставки и экскурсии, мастер-классы и творческие вечера. Прекрасно оборудованная мастерская является местом, где можно познакомиться с таинством производства керамики «от карьера до готового изделия».
В 2021 году по случаю 75-летия со дня рождения художника директором музея Н.И. Барсуковой при участии Музея-усадьбы «Кусково» был издан каталог-резоне «Художник Юрий Новиков. Керамика», в котором опубликованы наиболее важные произведения огромного творческого наследия художника, максимально полно отражены все стороны жизни и творчества этого незаурядного художника.