8,9K подписчиков

Юрий Новиков. Керамика из собрания Музея-усадьбы «Кусково»

122 прочитали

Юрий Михайлович Новиков (1946 — 2018) — известный советский и российский художник-керамист с ярким индивидуальным почерком, дизайнер, педагог, основатель «Музея керамики Юрия Новикова» и творческой мастерской с полным технологическим циклом в технике «майолика» в Сочи.

Юрий Новиков
Юрий Новиков

Свой многогранный талант художник проявил в разных сферах культуры и искусства, в области реставрации, общественной и педагогической деятельности. Керамика всегда занимала в его творчестве доминирующие позиции. За свою жизнь художник много путешествовал по стране и миру, не раз менял место жительства – Ленинград, Москва, Сочи. Смена обстановки задавала новый темп, обогащала зрительный ряд, способствовала расширению взглядов и интересов, что отражалось на тематике произведений, совершенствовании технологий, эволюции авторского стиля. Поэтому не случайно сформировалась традиция разделять творчество Ю.М. Новикова на три этапа:

– ленинградский (до 1984),

– московский (1984–1996)

– сочинский (1997–2018)

Блюдо. 1982 г. Новиков Ю.М.  Из композиции «Первый снег»
Блюдо. 1982 г. Новиков Ю.М. Из композиции «Первый снег»

В собрании Музея керамики представлено 10 знаковых работ, относящихся к первым двум периодам. Творчество Ю. Новикова невозможно рассматривать вне исторического и социального контекста. Послевоенное стремительное восстановление городов на индустриальной основе в конце 1950-х – 1960-х гг. способствовало интенсивному развитию керамической отрасли. Керамика как наиболее рентабельный материал стала ведущей в области формирования стилистически новой предметной среды повседневной жизни советского человека.

Достижения 1960-х гг. вывели керамику на новый виток развития – создание авторской керамики. В 1970-е гг. стали складываться региональные керамические школы, и среди них всеобщий интерес и признание получила школа ленинградских керамистов. Демонстрация на выставках их новаторских работ притягивала людей со всего Союза. Каждый мастер имел свою харизму, светился индивидуальным светом в ленинградском керамическом созвездии. Ю.М. Новиков выработал свой собственный, хорошо узнаваемый стиль, заняв в плеяде мастеров особое место. Коренной ленинградец, он воспитывался в образованной семье. В детстве и студенческие годы судьба сводила его с самыми разными людьми – А.А. Ахматовой, В.Г. Мессингом, М.З. Шагалом. Он учился в школе для одаренных детей, основанной еще Петром I. Рисовал с детства, искусству обучался у своего старшего брата скульптура Виталия Новикова, с которым позднее, будучи профессиональным художником, тесно сотрудничал.

Скульптура «Синий бык. Альтист Данилов». 1987 г. Новиков Ю.М., Новиков В.М.
Скульптура «Синий бык. Альтист Данилов». 1987 г. Новиков Ю.М., Новиков В.М.

Разнообразие интересов определило первоначальный выбор профессии. Он поступил на радиотехническое отделение Ленинградского Западного института, но вскоре изменил решение, став студентом Ленинградского высшего художественно-промышленного училища им. В.И. Мухиной – альма-матер художников Ленинградской школы. Работа с материалом в мастерской кафедры керамики и стекла изменила его первоначальное желание стать художником-графиком. Осознание технологических возможностей керамики, разнообразия ее художественного инструментария и широкого спектра применения определило его будущую специальность художника-керамиста. Его преподавателями были В.Ф. Марков, К.М. Митрофанов, В.С. Васильковский, А.И. Миклашевский, М.Э. Гизе, О.А. Иванова, П.П. Литвинский, а практику он проходил на Ленинградском фарфоровом заводе под руководством А.А. Лепорской – ученицы К.С. Малевича. Знакомство со знаменитым «архивом Лепорской» оказало влияние на формирование его авторского почерка.

А.А, Лепорская
А.А, Лепорская

Глубокие и разносторонние знания, тактичные методы обучения, постоянная практика сделали Ю.М.Новикова в полном смысле слова «свободным художником». Уже студентом он открыл собственную независимую мастерскую с полным производственным циклом. Она стала и базой для работ по исследованию и воссозданию изразцов для печей Петергофа, и творческой студией, где было создано большинство работ ленинградского периода, и местом дружеских встреч и совместной работы с художниками-керамистами. Но, главное, собственная мастерская – ленинградская, а позднее московская и сочинская – стала обязательной составляющей творческого процесса.

Скульптура «Вологодский бычок. Белая ночь». 1985 г. Новиков В.М., Новиков Ю.М.
Скульптура «Вологодский бычок. Белая ночь». 1985 г. Новиков В.М., Новиков Ю.М.

Где появлялся Юрий Новиков, там создавалась и мастерская, ставшей своего рода «визитной карточкой» мастера. Она позволяла быть независимым от любых социальных потрясений. В ней можно было бесконечно экспериментировать и открывать новые свойства керамики. Ю.М. Новиков работал с разными керамическими материалами, но постепенно предпочтение отдал технике майолики. Мастер импровизации, он часто писал с листа, без предварительных эскизов. Увлекался цветом, особенно в сочинский период, использовал богатую палитру эмалей собственного приготовления. Часто применял свой излюбленный метод веерной росписи. Набирая на кисть несколько красок – основную, рисующую и дополнительную, он свободными и широкими мазками строил объемы на плоских поверхностях пластов, блюд, панно, усиливал или смягчал кистью пластику скульптурных форм.

Блюдо «Дворы моего детства». 1982–1983 гг. Новиков Ю.М.
Блюдо «Дворы моего детства». 1982–1983 гг. Новиков Ю.М.

Родной город всегда был для него в числе приоритетных тем. В росписи блюд из собрания музея, посвященных Ленинграду-Петербургу – «Первый снег», «Дворы моего детства», «Дворы Достоевского» художник применил принципы супрематизма К.С. Малевича. В композициях важную роль играют цветовые сочетания и геометризм форм, а смысловое их содержание на грани ощущений и всегда требует от зрителя соучастия. В новиковских городских пейзажах нет людей, есть только едва ощутимое их присутствие. В композициях чувствуется особый аромат северного города – сумеречного, холодного, пропитанного влажным воздухом. Здесь можно уловить черты разных эпох, а, главное, чувства самого художника к городу его детства, где знаком и дорог каждый уголок, каждый символ, не важно, насколько давнего времени.

Литературная тематика занимает особое место в творчестве. Характерной чертой его «литературных» композиций является не сюжетная линия, а трансляция через образы ощущений и мыслей художника от прочитанного. В его работах реальность всегда граничит с мистикой. Это чувствуется и в городских «безлюдных» пейзажах Ленинграда, и в росписи блюда «Дворы Достоевского», где следы на снегу аккумулируют в себе и реальных обитателей города разных эпох, и героев произведений Достоевского. Повышенный интерес советских людей к метафизике земного бытия – характерная черта 1970-х–1990-х гг. Это ярко проявилось и в работах Ю.М. Новикова, особенно московского периода. В собрании музея представлена созданная художником серия скульптур животных-тотемов России – быка, медведя – и персонажа славянской мифологии Лешего.

Скульптура «Медведь. Спящая Россия». 1987 г. Новиков Ю.М., Новиков В.М.
Скульптура «Медведь. Спящая Россия». 1987 г. Новиков Ю.М., Новиков В.М.

Фигуры пронизаны ощущением полной гармонии. Их позы полны спокойствия и умиротворения, что усиливается органично вписанными в форму пейзажами тихой российской глубинки. Особое место среди работ этой серии занимает скульптура «Синий бык» – мистический персонаж известного романа В.В. Орлова «Альтист Данилов». В мифологии многих народов мира бык – культовое животное, олицетворяющее собою Бога Земли, безропотного, послушного и одновременно непредсказуемо опасного. По сюжету романа, Синий бык служит опорой для Девяти слоев потустороннего мира демонов, чем-то похожих на научно-производственное учреждение по разработке методов духовного падения человеческих душ. И хотя Синий бык несет на себе эту тяжкую ношу, в нем нет ничего демонического. Для самих демонов Синий бык одновременно загадка и безусловный авторитет, за которым всегда последнее слово. Каждый читатель романа может по-своему интерпретировать образ Синего быка. Для кого-то он ассоциируется с Создателем мира, наблюдающего терпеливо и смиренно за происходящем в потустороннем и земном мире в ожидании последнего часа. Для Ю.М. Новикова Синий бык – олицетворение родной страны, собирательный образ России, большой и малой родины. В его работах она предстает в разных ипостасях. Это и «Вологодский бычок. Белые ночи», навеянный воспоминаниями о вологодской деревушке Ступново, родине матери художника, с коровами-кормилицами, спасших многих в голодное послевоенное время, и «Медведь. Сибирь», созданный как воплощение бескрайней, первозданной и почти безлюдной тайги, и «Лешего», воспевающего в ночи красоту заснеженных лесов, полей и русских деревень, и, наконец, «Медведь. Спящая Россия» – воплощение огромной и сильной страны, которой еще только предстоит пробудиться и раскрыться в полной мере.

Скульптура «Медведь. Сибирь». 1985 г. Новиков В.М., Новиков Ю.М.
Скульптура «Медведь. Сибирь». 1985 г. Новиков В.М., Новиков Ю.М.

Идеи, затронутые художником в произведениях ленинградского и московского периодов, имели дальнейшее развитие в более поздних сочинских работах. В южной столице России Ю.М. Новиков приобрел дом и создал в нем мастерскую, которая в настоящее время хорошо известна как Дом-музей Юрия Новикова. И хотя произведения художника можно встретить в разных уголках мира, в музейных и частных собраниях в России и за рубежом, именно в сочинском Доме-мастерской хранится наиболее полное собрание произведений мастера. Одной из наиболее важных достопримечательностей этого частного музея является изразцовая печь «Послание» (2006) с автобиографической росписью на изразцах. Строилась печь на протяжении восьми лет с использованием старинной технологии кладки изразцов. На данный момент это самая высокая изразцовая печь в мире высотой 6,02 м, удостоенная диплома Книги рекордов Гиннеса. Функциональная и надежная, она украшает главный выставочный зал музея. Здесь не останавливается жизнь – проходят выставки и экскурсии, мастер-классы и творческие вечера. Прекрасно оборудованная мастерская является местом, где можно познакомиться с таинством производства керамики «от карьера до готового изделия».

В 2021 году по случаю 75-летия со дня рождения художника директором музея Н.И. Барсуковой при участии Музея-усадьбы «Кусково» был издан каталог-резоне «Художник Юрий Новиков. Керамика», в котором опубликованы наиболее важные произведения огромного творческого наследия художника, максимально полно отражены все стороны жизни и творчества этого незаурядного художника.

Выставка доступна в коллекции "Музейная Москва онлайн"