9K подписчиков

Самое грозное оружие, созданное кузнецами

426 прочитали
Современные исторические и околоисторические фильмы, литературные произведения и игры, с одной стороны, порождают интерес к прошлому и, в частности, к эпохе Средних веков, с другой – их однобокое...

Современные исторические и околоисторические фильмы, литературные произведения и игры, с одной стороны, порождают интерес к прошлому и, в частности, к эпохе Средних веков, с другой – их однобокое представление технологий ушедших времен становится почвой для развития всевозможных конспирологических теорий.

Этому же способствует тот факт, что современный человек в большинстве своем оторван от тяжёлого физического труда и работ, где нужно не просто дотянуть до зарплаты, а именно сделать огромные объемы.

О потенциале человека, том, что такое работа с энтузиазмом, и как радикально ее плоды могут отличаться от наемного труда, знают, пожалуй, только отдельные участники некоторых студенческих практик прошлого и люди, попадавшие в непростые жизненные ситуации.

Кроме того, в 21-ом веке, когда даже к 25 годам многие уже сменили десяток рабочих мест и попробовали себя в уйме направлений, сложно понять, на что был способен ремесленник, занимающийся своим делом с детства и до глубокой старости.

Как итог, часто можно встретить мысли из разряда, что камень невозможно обработать без дисков и коронок с алмазным напылением; тяжёлые блоки не переместить без крана; пластины металла не выковать без прокатного стана и тому подобного.

На этом фоне появившиеся в конце 14-го века полные латные доспехи выглядят неким технологическим прорывом и чем-то невероятным для своей эпохи.

Однако среди того, что делали кузнецы во времена появления первых комплектов полных лат, есть вещицы, которые не взорвали сознание конспирологов и так называемых альтернативных исследователей, вероятно, только потому, что они про них просто не знают.

К 1300-му году относят появление в Европе уже рабочих дошедших до нас формул пороха.

Всего через несколько десятилетий появляются первые образцы огнестрельного оружия, представляющие из себя примитивные трубы с запаянным концом.

Эффективность таких штуковин, судя по всему, была посредственной, однако тут, вероятно, сыграл роль один момент.

Даже в достаточно мирном 21-ом веке есть множество людей, интересующихся оружием.

В Средние же века существовал отдельный класс состоятельных феодалов, буквально живущих войной, поэтому первому огнестрелу и не нужно было быть эффективным, чтобы привлечь внимание.

При этом, если вы взглянете на карту всех крупных сражений, прошедших с начала эпохи Средних веков и до ее окончания, то поймете, что Западная, Центральная Европа были местами крайне неспокойными.

И хоть, читая наш учебник истории, можно наткнуться на уйму военных столкновений, на деле Восточную Европу можно назвать тихой заводью на фоне более западных земель.

Кроме того, нужно понимать, что в современных фильмах для отражения динамики битвы имеют насыщенное звуковое сопровождение, на деле же отдельные крики, звон металла не идут ни в какое сравнение с современной работой тяжёлой артиллерии, звуками разрывов снарядов, выстрелов.

В прошлом случайный путник мог пройти в километре-другом от поля боя и не понять, что там что-то происходит.

Однако все изменилось на первых этапах Столетней войны, когда Англия начала прибирать к рукам французские земли.

В 1340-ом году англичане применили первые маломощные пушки при осаде Турне, причем документы доносят до нас информацию о наличии 412 килограммов селитры и 380 килограммов серы среди запасов войска англичан.

В 1346-ом английский король Эдуард III использовал пушки в знаменитой битве при Креси, которую в основном ассоциируют с эффективностью английских лучников.

Тут стоит отметить, что речь идет о периоде, когда полных рыцарских лат в Европе еще не было.

Эти пушки, вероятно, отливались из бронзы, они имели небольшие габариты, малый калибр.

До нас доходят только отдельные упоминания в письменных источниках.

Главное их действие, судя по всему, было психологическим.

Они, вероятно, пугали не привыкших еще на тот момент к громким звукам людей и лошадей.

Однако самые интересные события начинают происходить во второй половине 14-го века: приходит понимание, что пушку можно сделать больше и получится весьма грозное оружие.

В это время по всей Европе появляются селитряницы – кучи из смеси навоза и извести для получения наиболее редкой составной пороха – селитры.

Основных технологий производства стволов было две: его можно было отлить из бронзы (но литье в таких объемах осуществлять крайне сложно, стенки же ствола должны иметь приличную толщину), или ствол можно было выковать.

Звучит странно, но на деле процесс был достаточно понятным кузнецам того времени.

Они ковали длинные полосы металла на подобие дощечек.

Затем, по сути, делали то же, что и бондари при изготовлении бочек: формировали из этих стальных полос ствол и натягивали сверху раскалённые кольца.

Кольца остывали, уменьшались в объеме и стягивали эту стальную бочку.

Если нужно было создать действительно большой ствол, использовали два и даже три ряда стальных полос.

То же, что получалось в итоге, вполне способно впечатлить.

Так, в 1388-м году, то есть во время появления первых латных доспехов, нюрнбергские оружейники создали нечто с поэтическим именем Кримхильда.

Масса изделия составляла 3 тонны, то есть, как сто латных доспехов, а вес ядра – 220 килограммов.

Сразу стоит отметить, что в одном кубическом метре стали почти 8 тонн. То есть, хоть цифры и впечатляют, по факту, 3 тонны стали – это кубик со сторонами 73 сантиметра.

Мрамор, а ядра для пушек в 14-ом, 15-ом веках были в основном каменные, имеет плотность 2.5 тонны на кубический метр. Хотя плотность разных пород несколько варьировалась.

То есть, ядро массой 220 килограммов имело диаметр около 55 сантиметров. С некоторой погрешностью.

Немного ранее в 1382 г. при осаде Оденарда использовали «Гент». Ствол орудия был сварен из 32 продольных железных полос и скреплен 41 обручем.

Длина ствола составляла 5.5 метра, калибр – 64 сантиметра, масса ядра могла достигать 270 кг.

15-й век – время, когда начинает свое бурное развитие латный доспех, и вовсе называют веком огромных пушек.

Хотя тут стоит сразу отметить, что эти монструозные орудия правильнее называть бомбарды.

Правда, возникает некоторая путаница, так как в современном понимании бомбарда — это орудие, длина ствола которого не более чем в 5-6 раз больше калибра.

В Средние века строгих критериев не было, и этим словом могли называть любое крупное орудие.

А орудия действительно были крупными. Так, можно упомянуть изготовленную в 1449-м году бомбарду, именуемую «баба из Монса» — «Монс мэг» массой более 6 тонн.

Или переваливающая за 16 тонн Безумная Гретта, способная стрелять ядрами массой свыше 320 килограммов.

И все это делали кузнецы, и стоило это внушительных денег.

Так, только в 1442-м году Жан Бюро поставил для французского королевского двора 6 бомбард и около 80 пушек малого калибра на сумму 4198 ливров. Для них также было закуплено пороха на 2200 ливров.

Суммарно за эти деньги можно было приобрести 160 комплектов полных латных доспехов.

Собственно, примеров многотонных бомбард 15-го века история знает немало.

Без них не обходилось ни одного более-менее крупного сражения того времени, и ряд экземпляров дошли до наших дней.

Проблема в том, что исторические фильмы, демонстрирующие события Позднего средневековья, зачастую игнорируют артиллерию, что формирует неправильное представление об эпохе у зрителей.

В целом, сложно понять, где и как появились первые образцы действительно эффективного крупнокалиберного огнестрельного оружия, однако родиной артиллерии по праву можно назвать Францию.

Именно французы Братья Жан и Гаспар Бюро сформировали должности канониров, смотрителей артиллерии, возчиков, стандартизировали калибры, сделав в итоге артиллерию самодостаточным родом войск.

Если начальные этапы Столетней войны и успехи англичан ассоциируют с английскими лучниками, то успехи французов в середине 15-го века и победа в войне связаны с преимуществом в артиллерии.

Так, с 1449-го по 1450-й год французы успешно завершили 60 осад.

Если раньше осада была очень продолжительным мероприятием, длившимся зачастую месяцы, с бомбардами все стало решаться за несколько недель, а то и несколько дней.

Так, если в 1418-ом осада Руана англичанами продолжалась почти 6 месяцев, французы в 1449-ом забрали город обратно за три дня.

Тут нужно понимать, что в Средние века не было цементного раствора – замки строили с использованием извести, глины.

Как бы сказали современные строители, такой раствор имеет слабую адгезию, а, говоря проще, заполняет щели между камнями, но не склеивает их – то есть, стена из каменных блоков держалась под собственным весом.

Частые удары тяжёлых ядер приводили к небольшому смещению блоков стены.

Что не так страшно, если это одно-два попадания, однако если ядер – десятки, стена расшатывалась, теряла точную геометрию и могла обрушиться.

Хотя зачастую легче было обстрелять из пушек наиболее слабое место укреплений – замковые или городские ворота.

Есть также упоминания, что выстрел из крупной бомбарды в ряды противника мог отправить на тот свет 5-6 человек, но тут утверждать что-то сложно.

Кроме того, следует упомянуть, что один выстрел зачастую подразумевал воспламенение 30-40, а то и более килограммов пороха, что сильно разогревало ствол орудия. Как итог, даже один выстрел в несколько часов считался очень хорошей скорострельностью.

Тем не менее, артиллерия, по сути, поставила точку в Столетней войне, однако одновременно с этим она похоронила и Константинополь.

К середине 15-го века османы контролировали практически всю Византию, и только этот величественный город оставался неприступным.

Однако финансовые возможности султана Махмеда II позволили нанять венгерского мастера-литейщика Урбана, который в 1453-ем отлил из бронзы пушку-базилику длиной почти в 8 метров, способную стрелять ядрами массой в полтонны.

Для ее транспортировки требовалось 30 пар быков и сотни рабочих.

Она-то и стала ключом к последнему осколку Римской империи, падение которого было шоком для всей Европы.

Собственно, чем-то подобным является более поздняя Царь-пушка, отлитая уже в 1586-ом году.

Но, если вернуться к кованым бомбардам конца 14-го, 15-го веков возникает резонный вопрос: почему их калибр больше, нежели у более поздних пушек, а стенки ствола ощутимо тоньше?

Дело же в том, что стреляли они каменными ядрами. Технология производства и литья чугуна будет развиваться на протяжении 15-го столетия.

Камень имеет почти в 2.5-3 раза меньшую плотность, чем чугун.

Если каменное ядро массой в две сотни килограммов имело диаметр около 53 сантиметров, то чугунное с таким же показателем – 37-38 сантиметров.

Поэтому, с одной стороны, пороху легче вытолкнуть из ствола каменное ядро, и вероятность того что бомбарду разорвет, меньше – хотя такие прецеденты бывали, и так, например, погиб любитель пушек король Шотландии Яков II в 1460-ом году, с другой стороны, каменное ядро имеет меньшую скорость и летит хуже, чем чугунное.

Для кованых бомбард нормальной считалась дистанция ведения огня каменным ядром на 500-700 метров, переход же на чугун позволил брать дистанции в несколько километров.

Поэтому со второй половины 15-го века Фландрия и Франция начинают постепенный переход на использование металлических ядер и, соответственно, необходимые для их выплавки доменные печи.

Собственно, основная мысль этого видео достаточно проста.

Время появления и развития рыцарских лат — это период, когда уже существовала в целом эффективная артиллерия, а кузнечная, инженерная мысль достигла определенных высот.

Бомбарду же в свою очередь вполне можно назвать самым разрушительным оружием, которое может быть создано традиционным кузнечным ремеслом.