По-разному складываются карьеры у рок-музыкантов. Кто-то, как Джеймс Хетфилд или Лемми Киллмистер, всю жизнь предан своей группе, полностью в ней себя реализует и не делает никаких сайд-проектов, ограничиваясь разве что гостевым участием в каком-либо треке у друзей-сотусовщиков. У кого-то возникает желание самовыразиться в другом жанре, и они, как Дэйв Мастейн, к примеру, организуют сайд-проект, который, может ограничиться одним альбомом, а может и растянуться во времени. Но есть среди музыкантов такие переполненные креативом личности, которым даже одного сайд-проекта мало, их количество растёт, альбомы выходят с завидной регулярностью, и в какой-то момент уже непонятно, какая группа основная, а какая сайд-проект. Вот, скажем, назвать Pain сайд-проектом Петера Тагтрена у меня язык не повернётся. Да и сам Петер в интервью признается, что ко всем своим проектам он относится одинаково серьёзно. Впрочем, о Петере я на своём канале писал, а сегодня хотел бы поговорить ещё об одном металлисте-многостаночнике - Максе Кавалера.
Макс вообще удивительная личность. Человек своей жизнью и музыкальной карьерой наглядно всем показал, что для того, чтобы стать рок-музыкантом мирового уровня, не обязательно родиться в Америке, Британии или какой-нибудь западноевропейской стране. При наличии таланта, трудолюбия и целеустремлённости можно пробиться и из такой с точки зрения мирового шоу-бизнеса глуши, как Бразилия.
Массимилиано Антонио Кавалера родился в 1969-м году в Белу-Оризонти в семье сотрудника итальянского консульства, женившегося на бразильской девушке. Итальянское чувство мелодии и бразильское чувство ритма, как вам такое сочетание? Может, это просто метафора, но дальнейшая жизнь Макса показала, что в ней что-то есть. Впрочем, и музыкальные пристрастия Макса свою роль сыграли. Полюбив сперва рок-музыку благодаря Van Halen, Iron Maiden, Motörhead и AC/DC, позже его фонотеку пополнили Death, Venom, Possessed, а также хардкор-панк-группы Discharge и GBH. Всё это, разве что кроме Van Halen, в той или иной степени нашло отражение в его музыке, в том числе и остросоциальная тематика текстов, явно навеянная хардкорщикамии. В частности, в музыке группы Sepultura, основанной им с младшим братом Игорем Кавалера. Макс вооружился гитарой и встал у микрофонной стойки, Игорь сел за ударную установку. Историю фантастического взлёта Sepultura пересказывать смысла нет, отмечу лишь, что благодаря ей о Максе Кавалера заговорили во всей мировой металлической тусовке. Вообще, мне, честно говоря, обидно, что о похождениях Motley Crue, полных скандалов и дебошей, сняли фильм, а о пути к успеху Sepultura нет. Хотя мне такая лента была бы интересна, это же уникальная история: путь от бразильских городов с фавелами к мировому успеху. Впрочем, как знать, может, когда-нибудь такое кино и выйдет.
В первой половине 1990-х Sepultura выстрелила тремя блокбастерами, заслушанными в свое время автором этих строк до дыр: «Arise», «Chaos A.D.» и «Roots». И в это же время проявилась кипучая натура Макса. В рамках Sepultura в какой-то момент ему стало тесно, и он организует свой первый сайд-проект совместно с вокалистом группы Fudge Tunnel Алексом Ньюпортом под названием Nailbomb. Макс решил погрузиться в новый для себя жанр индастриэл-метал. Но если вы ожидаете услышать там что-то рамштайно-подобное, то зря. Преданность идеалам экстремального метала никуда не ушла, трэш-металлическая основа никуда не делась, но она оказалась приправлена элементами индастриала.
А потом случилось нечто совершенно нежданное. Макс ушел из своего детища – Sepultura, из-за конфликта с тремя остальными участниками, один из которых, на минуточку, был его родным братом. Впрочем, конфликты между родными братьями нам знакомы на примере одной российской группы. Я допускаю, что у обеих сторон конфликта была своя правда, но в данной ситуации поступок Макса заслуживает уважения или как минимум понимания. Группа потребовала увольнения менеджера. Все бы ничего, рядовая ситуация, если б не одно но: менеджер группы – Глория Кавалера, являлась супругой Макса и матерью его ребенка. И в этой ситуации Макс поступил правильно, поддержав свою половину и уйдя в неизвестность из раскрученной и всемирно популярной, насколько это возможно для экстремального метала, группы.
Сложа руки Макс не сидел и тут же собрал собственную группу Soulfly. И первый же диск этой команды наглядно показал, кто именно был движущей силой в Sepultura. Этот альбом, как и все последующие работы Soulfly, являлся логичным развитием идей, заложенных в «Roots»: трэш и грув-метал в сочетании с элементами этнической музыки. Тогда как популярность Sepultura медленно, но верно пошла на убыль. А спустя десять лет после ухода Макса группу покинул второй из братьев – барабанщик Игорь. При том, что Sepultura начиналась именно как группа братьев Кавалера. Вот такие финты порой выкидывает жизнь. Как бы там ни было, но на мой субъективный взгляд Soulfly звучат интереснее обновленной Sepultura.
И, казалось бы, вот она, творческая свобода, ведь Soulfly группа, задуманная Максом, и, в отличие от Sepultura, там «полет души» никто не ограничивал. Но Макс не был бы самим собой, если бы не захотел сделать что-то на стороне с другими друзьями-музыкантами.
Как я выше рассказывал, в 2006-м году из состава Sepultura ушёл уже Игорь, и, видимо, ему было, что обсудить с братом. Они созвонились, договорились о встрече, результатом которой, помимо промывания косточек бывшим коллегам, стало образование группы Cavalera Conspiracy и выпуск альбома! Что про него сказать? Если кому-то элементы этнической музыки в Soulfly казались чрезмерными, то проект Макса и Игоря это то, что доктор прописал. Только классика, только олдскул. По стилю это старая добрая Sepultura начала 1990-х, но записанная в современном звуке. Проект успешно существует, на сегодняшний день на его счету четыре альбома. То есть мы видим, что это не какая-то одноразовая акция, а полноценная группа, которая регулярно выпускает альбомы и ездит в туры.
Но и этого было Максу мало. В 2011-м году возникает его совместный проект с участниками The Dillinger Escape Plan, Mastodon и Converge под названием Killer Be Killed. При том, что, напомню, и Soulfly обороты не сбавлял, на сегодняшний день у группы одиннадцать альбомов, кстати говоря, и проект с братом действует. Но захотелось Максу в этот раз, как я понимаю, поиграть более мелодичную музыку. Нет, конечно, в стиле Бон Джови он не заиграл, не беспокойтесь. Киллер это смесь ню-метала и металкора, что-то в духе таких групп, как Trivium или Disturbed, грувовые куплеты и мелодичные припевы. На сегодняшний день на счету этой группы два альбома.
Ну и вишенка на торте - группа Go Ahead And Die. Это ещё один семейный подряд, только в этот раз соучастником проекта стал один из его сыновей Игорь, который играет на гитаре, поёт и пишет тексты, тоже на социальную тематику. Может быть, на общем фоне единственный пока что альбом проекта звучит несколько шаблонно и прямолинейно, но почитателям Макса не мешает с ним ознакомиться.
Ну что ж, сеньор Кавалера удивлять умеет. Остаётся пожелать ему долгих лет жизни, и тогда, глядишь, мы услышим проект Макса уже с внуками. Ну а нам-то что? Главное, чтобы Макс продолжал нам на радость выпускать новые работы, и неважно, под какой вывеской. Имя Макса Кавалеры в списке участников студийной сессии уже гарантия качества.
На сегодня же у меня всё, спасибо вам за внимание и до новых встреч.