Добрый день друзья! Мир так устроен, что в нём водятся оптимисты, реалисты и пессимисты. Вы же помните байку про полбутылки кваса, когда оптимист восклицает: «О, ещё целых полбутылки!», а рядом пессимист вздыхает: «Ох, всего полбутылки!»
«Мировая экономика находится сейчас на пороге иной монетарной реальности. Ожидание развития событий напрямую отражается на текущем курсе иностранных валют», – заявил в интервью агентству «Прайм» доцент кафедры теории кредита и финансового менеджмента экономического факультета СПбГУ Александр Казанский.
«Рубль находится под беспрецедентным санкционным давлением: многие банки отрезаны от глобальной финансовой системы, иностранный бизнес прекращает свою деятельность в РФ, а внутреннему рынку грозит дефицит сырья и комплектующих.»
«Такая ситуация может сохраниться до конца марта с соответствующим "замиранием" курсов иностранных валют на текущем уровне», — считает финансист.
«Возможны резкие перемены ситуации как в одну, так и в другую сторону. Однако, в случае деэскалации украинского конфликта и возрождения фондового рынка, российская валюта способна удержаться в диапазоне 95–100 единиц за доллар.»
Я отношу себя к реалистам. Г-н Казанский рисует самую бесперспективную ситуацию, исходя только из санкций. Странно слышать такое от экономиста, тем более теоретика. Он рассматривает только одну сторону вопроса. Теоретически такую модель построить можно, но на практике не бывает, чтобы всё было только «одного цвета».
Возьмём отношения с Европой, а это не одна страна, хотя они и входят в единый союз (ЕС). Интересы и возможности у стран разные, и значит, не всё будет под копирку. По обсуждению блокады российских ресурсов уже идут большие разногласия (нет единого мнения).
На Западе наши банки заблокированы, но есть и другой мир, в который входит Азия, Ближний Восток, Южная Америка. Они будут продолжать с нами сотрудничать (это в их интересах). Как видите, даже в этом вопросе полной блокады нет. Если учесть, что развивается бездолларовая зона, то отказ от доллара и евро к полному финансовому краху не приведёт.
Из РФ уходит иностранный бизнес (западный). Экономист Казанский должен знать, что уже на это место претендуют другие, да и европейцы далеко не все готовы уйти навсегда. Им это экономически не выгодно, а бизнес считать деньги умеет.
Угроза дефицита сырья и комплектующих. О чём Вы господин Казанский, когда именно мы основной поставщик сырья на Запад? Остро стоит вопрос о развитии перерабатывающей отрасли, с этим бы я согласился. Не будет прямых поставок комплектующих, но это совсем не означает, что их не будет вообще, просто появится посредник (будет дороже, но комплектующие не исчезнут совсем). Опять же, не стоит забывать о замещении. Что-то разработаем у себя, что-то закупим у Китая, Южной Кореи.
Очередной посыл о возможности выстоять только в случае прекращения спецоперации. Только в этом случае Казанский обещает возможное удержание стоимости западной валюты на уровне 95-100 рублей за доллар. А переход на альтернативную валюту экономисту в голову не пришёл. Спецоперация продолжается, доллар пополз вниз без условий, которые назвал обязательными Казанский.
Посыл у Александра Казанского прозападный, ориентир только на Запад, Россия – страна-бензоколонка. Примерно так рассуждают системные либералы, заранее отводя России место сырьевого придатка отныне и навечно (Удел рождённого рабом, быть только рабом.)
А попробуем рассмотреть всё с другого полюса. Пропала западная валюта и весь прочий мир (не входящий в ЕС и зависимость от Америки) перешёл на альтернативу, которую сам и создал. Есть ресурсная база, а значит нужно расширять индустрию переработки у себя (негде больше взять). А вот Запад окажется без ресурсной базы. Фондовый рынок заполнится другими игроками взамен западных. Как видите, картина резко поменялась, уже Запад оказался в незавидном положении.
Очень странно читать такие выводы от специалистов, которые видят одну сторону в движении, а другой отводят роль чего-то замершего на одном месте, исходят из ситуации сегодня без рассмотрения перспективы. Да, г-н Казанский вскользь упомянул, что ситуация может измениться в любую сторону, но акценты расставил в самом невыгодном для России свете.
Как же в связи с санкциями заволновались экономисты-теоретики! Все они либо выпускники, либо тесно связаны с ВШЭ, которая находится под патронажем системных либералов, является кузницей либерально-экономических кадров, ориентированных исключительно на Запад. В своих выводах они даже противоречат заключениям их кумиров-наставников, западных экономистов. (Как выяснилось "кузница" кроме своей педагогической деятельности ещё и активно подворовывала "по-большому". Ею уже занимается СК и Прокуратура.)
Мне приходилось сталкиваться с такими спецами. Что-то доказать им невозможно, у них на всё один ответ: «Так это ж всем ясно! По-другому быть не может!» Когда всё выходило именно «по-другому», у них находилось оправдание: «Не так пошло!» Если так скажет обыватель, то я это приму, но когда подобное слышишь от специалиста, задаешься вопросом о его компетентности.
Ещё пара слов о перспективе ЕС. Это ещё не крах Европы или союза стран, однако перемены будут (рассматриваю случай «не договорились»).
В первую очередь обанкротятся энергоёмкие отрасли (флагманы экономики) и их партнёры-смежники. Ресурсы они покупать смогут, денег хватит, но всё скажется на цене выпускаемой продукции (у потребителя не хватит на неё денег). Как результат, отрасль падёт. На втором месте окажутся средние предприятия (кто-то может и выживет, но большинство тоже ждёт банкротство). В лучшем положении, как самый живучий, окажется малый бизнес, где энергозависимость минимальна (больше используется ручной механизированный труд). Им легче перестроиться, подстроиться под спрос, от чего-то отказаться, что-то добавить в свой ассортимент.
Европа не Африка и голод будет носить на какой-то период лишь условный характер – придётся отказаться от «излишеств». Полки магазинов займут продукты с наименьшей затратой на их производство, ассортимент будет ограничен. Скорее всего будет преобладать мясо птицы. У птицефермы «выход» гораздо выше, чем у хозяйства, занимающегося скотоводством (из расчёта рентабельности). Большую роль будет играть рыболовство и рыбная промышленность (объяснять не надо).
Сильно упадёт уровень жизни, жить европейцам придётся экономно.
Европа перенаселена и это очень быстро отразится на всём. Так что в перспективе можно ожидать миграции людей на «свободные» территории. Людям будет абсолютно безразлично, входит страна в элитную Шенгенскую зону или это страна «третьего мира». В первую очередь мигрируют люди работоспособного возраста. В странах Европы уже давно проблема с возрастным составом (преобладают неработающие пенсионеры). Подправили положение мигранты, а что будет, когда они покинут Европу?
Уже сегодня цена на топливо подскочила очень сильно. Как заявляют экономисты, ещё немного и пользоваться автомобилями станет не по карману. В Европе и Америке резко возросли цены на продукты, что уже вызывает недовольство населения. Немецкие фермеры объявили, что следует ждать резкого подорожания сельхозпродукции. Немецкий экономист Айка Хамер предрёк массовые выступление против политиков. Ещё он сказал, что если рухнет экономика Германии, то рухнет и ЕС, основным спонсором которого является ФРГ.
Энергетический кризис и противостояние вскрыли то, что долгое время скрывалось за ширмой западного благополучия - очень сильную зависимость Запада от импорта извне.
Вполне реальная перспектива. Это мой ответ доценту-экономисту Александру Казанскому.