Найти тему
Кинокружок Курилова

Фильм «Одиннадцать молчаливых мужчин» в лучшую сторону отличается от «Движения вверх»

Турне «Динамо» по Великобритании 1945 года показали весело, романтично и с детективом. Сценарные выдумки не портят кино, как в «Движении вверх». Просто изменили меру условности, сняли веселое авантюрное ретро, без антисоветчины. Серьезной спортивной драмы тут нет, но это уже другой вопрос.

Прилет «Динамо» действительно выглядел сурово, без помпы. Но с прессой. 
Кадр из к/ф «Одиннадцать молчаливых мужчин».
Прилет «Динамо» действительно выглядел сурово, без помпы. Но с прессой. Кадр из к/ф «Одиннадцать молчаливых мужчин».

Алексей Пиманов («Овечка Долли была...») не упустил возможность снять кино в большом стиле с приличным бюджетом. И получилось хорошо. Во многом благодаря сценарию от братьев Пресняковых.

Осенью 1945 года «Динамо» прилетает в Англию сыграть в футбол. Внимание зрителей – на Всеволода Боброва (Макар Запорожский), лучшего бомбардира чемпионата СССР, из ЦДКА. Да еще на полурусскую британку Эбби (Алена Коломина), журналистку и подругу игрока «Челси» Томми Лоутона (Глеб Гервассиев), решившую ради статьи влюбить в себя лучшего из советской команды.

Также авторам интересен приятель ГГ комментатор Вадим Синявский (Павел Крайнов) встретивший фронтовую подругу Викторию Стрелкову, атташе по культуре, а в команде выделяют Константина Бескова (Дмитрий Белоцерковский), что влюблен в танцовщицу Леру Васильеву и постоянно критикует Боброва.

Роман журналистки Эбби с нападающим Бобровым – выдумка. 
Кадр из к/ф «Одиннадцать молчаливых мужчин».
Роман журналистки Эбби с нападающим Бобровым – выдумка. Кадр из к/ф «Одиннадцать молчаливых мужчин».

Без ущерба для биографий

Васильева, хоть была гораздо младше актрисы Ольги Лерман, реальная, все в порядке. Настырная русскоговорящая журналистка, которую пускали по-бытовому общаться с «Динамо», имелась. Платонические чувства некой переводчицы в проверке факта не нуждаются.

Влюбленность Синявского во фронтовую спасительницу – выдумка, но там ничего особого и не происходит. Мелодрама с Бобровым – тоже фантазия, но проблемы нет: короткий роман не влияет на биографию, не компрометирует 23-летнего мужчину, укладываясь в строчку «пользовался успехом у противоположного пола».

Здесь сценарий Пресняковых радикально лучше, чем у «Движения вверх». В том кино соответствие шаблонам Голливуда и антисоветским клише достигнуто искажениями реальности, которые портят биографии спортсменов, их жен и детей. Там историю меняют в ключевых местах, коверкая характеры, судьбы, политические убеждения и т.п.

По центру – выдуманный начальник тотализатора, настоящий гангстер. 
Кадр из к/ф «Одиннадцать молчаливых мужчин».
По центру – выдуманный начальник тотализатора, настоящий гангстер. Кадр из к/ф «Одиннадцать молчаливых мужчин».

В итоге – американизированный антисоветский фикшн. Не удивляет, что фильмом недовольны родственники спортсменов. Кино Пресняковых и Пиманова в этом смысле – безобидное развлечение.

Веселая история

«Динамо» сыграло на острове четыре матча. Показали три, без последней ничьей. 13 ноября – матч с «Челси» в Лондоне (3:3), 17 ноября – победа над «Кардифф Сити» со счетом 1:10. 21 ноября – туман на матче «Арсенал» – «Динамо» (3:4). 28 ноября – встреча с «Рейнджерс» (2:2).

Мячи, вокруг доставки которых строится один из сюжетов, в Британии в 1945 году действительно были дефицитом, что удивило гостей из СССР. Цветы игрокам «Челси» перед встречей реально дарили. Молчаливую переводчицу действительно звали Miss Silence, а название фильма вдохновлено заголовками британских газет.

В британской прессе кроме молчаливости говорилось про синие пальто. 
Кадр из к/ф «Одиннадцать молчаливых мужчин».
В британской прессе кроме молчаливости говорилось про синие пальто. Кадр из к/ф «Одиннадцать молчаливых мужчин».

Интересен исторический символизм. Хорош спич про операцию «Динамо» по спасению из Дюнкерка: «Когда говорят «Динамо», они вспоминают войну, а хочется, чтоб вспоминали нас». Годится диалог про билет на матч на 22 июня 1941 года «Динамо» (Киев) и ЦДКА, билеты на который обещали сделать действительными после войны.

«Туман достал. Я два раза чужому отдавал и бежал радостный». «Я из пяти голов только один гол видел». Разговоры в раздевалке 21 ноября иллюстрирует проблему, о которой много говорили и писали.

Из-за тумана в матче с «Арсеналом» творилось много нелепого, вплоть до нелегального выхода удаленного игрока (судья ничего не понял). Если кажется, что в кино переборщили с дымами на поле, то документалка на титрах говорит об обратном: туман был еще плотнее.

Матч с «Челси». Кадр из к/ф «Одиннадцать молчаливых мужчин».
Матч с «Челси». Кадр из к/ф «Одиннадцать молчаливых мужчин».

Неплохо выглядят все сцены с футболом – как по планам с десятками тысяч зрителей, так и по беготне на поле. Да, можно ругаться на динамичную подачу, но снимали не для реконструкции лучших моментов матчей, а для экшна, драйва и ретро-романтики. Это удалось.

Развесистая ежевика?

Над британцами подтрунивают. А как без этого? Турне «Динамо» было ценным спортивным опытом для СССР (после него появились номера на форме, инновации в ведении статистики матча и т.п.), но также это было яркое столкновение культур, менталитетов, политики.

Все эти составляющие весят больше, чем просто спорт. Кроме того, некоторые стереотипы запада в отношении россиян действуют до сих пор, поэтому кино актуальное. Британцы, конечно, показаны пропагандистами, ведущими традиционную охоту на Русского Медведя. А разве когда-то было иначе, кроме нескольких лет Второй Мировой?

В роли Всеволода Боброва – Макар Запорожский. 
К/ф «Одиннадцать молчаливых мужчин».
В роли Всеволода Боброва – Макар Запорожский. К/ф «Одиннадцать молчаливых мужчин».

Конечно, авторы сгущают краски. Выделенный для «Динамо» стадион использовался для собачьих бегов, но был приличным. Букмекеры не вели себя как гангстеры. Но вряд ли их линия может обидеть, реальной общественной жизни, политики и спорта она не касается.

Продается не Кинг-Конг, а история любви

В целом геополитический расклад хоть и не в пользу британцев, но не такой уж обидный. Особенно, если учесть, что критикуются основном рыночные эксцессы, а европейское общество сегодня левеет.

К тому же режиссер живет в капиталистической России, снимая по законам рынка, по формуле успеха от британки Эбби: в истории про Кинг-Конга (русского футболиста в Британии), продается не большая обезьяна или Медведь, а история любви.

-7

Спасибо за дочитку! Подписывайтесь на канал, и продолжим!

Сериал «Мастер» – одна из лучших производственных драм в России за 35 лет
Кинокружок Курилова7 марта 2021

Спорт
278,1K интересуются