Виктор Борисов-Мусатов – русский живописец, автор знаменитых «мусатовских девушек» и «дворянских гнезд». В поисках живописного стиля объездил всю Россию и Европу, но свой уникальный художественный язык обрел лишь в родном Саратове.
Он был не с передвижниками, не с академистами, не с авангардистами. Чистота и красота, грезы, неизъяснимая грусть и нежность - с такими настроениями ассоциируется русский художник
На автопортрете сестра изображена задумчивой барышней , свое же изображение творец разместил с краю – такой прием часто использовали импрессионисты. На заднем плане располагался диковинный лес с невиданными растениями. Для изображения природы автор использовал сине-зеленую гамму, которая в дальнейшем появлялась и на других его полотнах.
Первая принесшая ему успех картина написана в стиле Серова и Коровина и написана великолепно. По крайней мере, так решила великая княгиня Елизавета Федоровна, отдав 150 рублей за выставленную в 1894 году на ученической выставке картину "Майские цветы" .
Картина Борисова-Мусатова «Весна» датируется 1901 годом. В этой работе автор решил отказаться от какого-либо сюжета и просто нарисовал гуляющую среди расцветающих деревьев и цветов. Удивительно, как точно ему удалось передать ощущение времени года: картина буквально дышит весной и зарождением чего-то нового, свежего. Полотно стало началом нового этапа в творческой биографии творца.
Художник запечатлел княжеское имение на картине «Водоем», героинями которой стали две Елены – сестра автора и его будущая супруга.
Борисов-Мусатов был женат на Елене Борисовне Александровой, художнице. Супруга подарила мэтру дочь Марианну, которая пошла по стопам своих родителей. Девушка стала известным книжным графиком.
Художник скончался 26 октября 1905 года. Был похоронен в Тарусе, где провел последние годы своей жизни.
Саратовский живописец Виктор Борисов-Мусатов долго искал свой авторский стиль. Он пытался обрести его в Москве, Петербурге и даже Париже, а нашел лишь, вернувшись в родные края. Художник оставил потомкам не так много полотен, но каждое из них стало символом разных этапов его творческой биографии. Уже после смерти Борисова-Мусатова его картины стали вдохновлять другие поколения художников, которые продолжили развивать символизм в русской живописи.