Информационная безопасность.
Мы живем в век информации. Всё вокруг нас наполнено информационными потоками. Скорость производства информации всё увеличивается, объемы нарастают как снежный ком катящийся с горы. Радио и телевидение теряют свою аудиторию, социальные сети и медиа-платформы в интернете набирают аудиторию. Скорость распространения информации всё увеличивается, и времени на проверку(fakt checking) практически не остается. Инфополе начинает восприниматься не как источник фактов, а как пресс давящий на сознание, вбивающий в мозг ту картину мира, которую пытаются формировать журналисты, политики, рекламщики, политтехнологи. Давайте попробуем поговорить о базовых приемах манипулирования сознанием аудитории.
Хвост виляет собакой — перенос фокуса, создание или использование какого-либо события, для отвлечения внимания аудитории от проблем или событий, которые могут повлечь потенциально негативные настроения или последствия. Кто в последнее время слышал хоть что-то о Covid-19??? Так же используется для оправдания негативных событий, происходящих совершенно по другим причинам: "В росте цен на топливо в США виноват Путин, развязавший войну на Украине"
Эффект общего вагона — также называют «Эффект причастности». Этот приём заключается в подборе фраз, которые требуют единомыслия или единообразия в поведении, создают уверенность, что так делают все: «Ни один нормальный человек не скажет, что...», «Любой вменяемый человек знает, что...», «Все россияне видят, что...», «Весь цивилизованный мир...» и т.д. Этот приём вызывает у человека ощущение, что большинство членов социальной группы, к которой он себя относит, или хотел бы относить, или мнение которой значимо для него, считают именно так, а не иначе, имеют конкретные ценности, идеи, разделяют одну точку зрения.
«Навешивание ярлыков» — простой приём, который можно наблюдать и в повседневной жизни. Он заключается в выборе оскорбительных метафор, названий, уничижительных эпитетов, названий для конкретных личностей, категорий людей, явлений. Яркие примеры последнего времени: «Креаклы», «Либерасты» по отношению к либерально настроенным людям, «Нашисты», «Кремлеботы» по отношению к сторонникам действующей власти, «Фашисты», «Нацики» по отношению к националистам; сознательное перевирание и коверкание имён: «Бидон», «Путлер» и т.д. С помощью этого приёма относительно легко можно сформировать негативное отношение к целой группе людей или к личности.
«Блистательные обобщения» — практически полная противоположность предыдущего приёма. Он заключается в подмене названия социального явления, идеи или группы людей на более общую, имеющую ярко позитивную окраску. Этот приём эксплуатирует положительные эмоции людей по отношению к словам «мир», «свобода», «счастье», «патриотизм», «демократия» и т.д. С помощью этого приёма общеизвестному явлению приписываются свойства, качества, взгляды, присущие конкретной личности или группе. Борцы за свободу и демократию, Цивилизованный мир и т.д.
«Ссылка на авторитеты» — Главная проблема цитат в интернете в том, что люди сразу верят в их подлинность. (с) В.И.Ленин. Использование отсылки к выступлениям, книгам, публикациям, личностей, обладающих высоким авторитетом, или наоборот, вызывающих отрицательную реакцию у целевой аудитории. Высказывания должны содержать оценочные суждения о людях, идеях, организациях, выражать осуждение или одобрение. Приведение часто вырванных из контекста цитат классиков, политиков или других медийных персон.
«Игра в простонародность» — преподнесение отдельной личности как человека из народа, простого обывателя, такого же, как и его целевая аудитория. Не важно кем на самом деле является человек или группа людей, задача показать принадлежность к определенной социальной группе. С помощью этого приёма у целевой аудитории формируется доверие к объекту, позитивное отношение на уровне «свой-чужой».
«Подтасовка карт» — приём заключается в однобоком, тенденциозном преподнесении фактов, когда оглашаются только положительные, или наоборот, исключительно отрицательные стороны личности или явления, а иные — замалчиваются. Основная цель приёма — используя односторонний подбор фактов, показать привлекательность или, напротив, неприемлемость какой-либо точки зрения или идеи.
«Трансфер» — приём, заключающийся в искусном, незаметном и ненавязчивом для большинства людей распространении авторитета и престижа того, что ими ценится, на то, что им преподносит источник коммуникации. С помощью приёма инициируются ассоциативные связи объекта с чем-либо, имеющим ценность и значимость. Например, называть патриотизмом лояльность к действующей власти, снимать президента на фоне гордо реющего флага страны (так же, как олимпийских чемпионов), и т.д.
«Обрез Блумберга» - использование каких либо данных для сравнения, с подбором выборки таким образом, что-бы подчеркнуть позитивные или негативные стороны предмета сравнения, отбрасывая при этом данные которые не укладываются в поставленную сравнением задачу. Это может быть обрез сверху(что-бы поставить на первое место), обрез снизу(что-бы переместить на последнее), либо изъятие из рейтинга определенных позиций сравнение с которыми не желательно.
Заключение.
Я считаю, что чтобы сохранить ясность сознания, надо не только уметь замечать эти приёмы, а, в первую очередь, самостоятельно анализировать информацию. И ни в коем случае не принимать за аксиому слова авторитетов — все ошибаются, а многие целенаправленно лгут. Нужно критически относиться ко всему окружающему. В том числе, к этой статье.
Спасибо за внимание. Продолжение следует.
Источники:
Мельников В.П. «Информационная безопасность и защита информации»
Кара-Мурза С. «Манипуляция сознанием»