Найти тему
Feel The Flow

От «Чужих» до «Человека-паука». Краткие эпизоды яркой жизни композитора Джеймса Хорнера

Оглавление

Мы так часто пишем про кино и музыку, но так редко про то, что их объединяет. Речь, конечно, о саундтреках, без сопровождения которых не обходится практически ни один фильм. Поэтому сегодня предлагаем вам оставить громкие хиты мировых чартов и окунуться в мир комплексной кинематографической музыки.

Каждый из вас хотя бы раз смотрел ленту, в которой играла музыка Джеймса Хорнера — американского композитора, написавшего саундтреки к более чем ста картинам, среди которых «Титаник», «Чужие», «Маска Зорро», «Троя», «Новый Человек-паук» и др.

Джеймс Хорнер во время 82-й церемонии вручения премии «Оскар» в 2010 году | AFP
Джеймс Хорнер во время 82-й церемонии вручения премии «Оскар» в 2010 году | AFP

Путь наверх

Джеймс Хорнер родился в Лос-Анджелесе в 1953 году в семье евреев. Его отец Гарри Хорнер родом из Богемии (историческое название Чехии), откуда в 1935-м перебрался в США, где работал художником-постановщиком, получившим две премии «Оскар» за работу над фильмами «Наследница» (1949) и «Бильярдист» (1961). Мать Джоан Рут (Френкель) родилась в известной канадской семье, но о ней практически ничего неизвестно.

Джеймс Хорнер во время работы над музыкой к «Храброму сердцу» в Abbey Road Studios. 1995 год | Phil Dent / Redferns
Джеймс Хорнер во время работы над музыкой к «Храброму сердцу» в Abbey Road Studios. 1995 год | Phil Dent / Redferns

В возрасте пяти лет начал играть на пианино, а спустя годы поступил в Королевский музыкальный колледж в Лондоне. Позже вернулся в Лос-Анджелес и получил степень бакалавра музыки в Южно-Калифорнийском университете, продолжал работать в аспирантуре Калифорнийского университета. Начинал свой путь с небольших сопровождений к короткометражным фильмам, но очень быстро перешёл к полнометражным лентам. Первой большой работой Хорнера стал саундтрек к фильму «Дама в красном» (1979). Благодаря своему таланту и продуктивности достиг серьёзного прогресса, после чего его стали приглашать на пост композитора к «Звёздному пути 2: Гнев Хана» (1982), «48 часам» с Эдди Мёрфи (1982), «Чужим» Джеймса Кэмерона (1985) и «Коммандос» (1985).

Джеймс Хорнер на вручении премии «Оскар». 1998 год | Hal Garb / Agence France-Presse / Getty Images
Джеймс Хорнер на вручении премии «Оскар». 1998 год | Hal Garb / Agence France-Presse / Getty Images

Дальнейшая работа с Джеймсом Кэмероном принесла ему известность и две премии «Оскар» (за лучшую песню и саундтрек к «Титанику»), помимо этого за всё время удостоился восьми номинаций на «Оскар», двух «Золотых глобусов», пяти «Грэмми» и по трём премиям «Спутник» и «Сатурн». Но настоящим поворотным моментом его карьеры стало знакомство с Роном Ховардом, переросшее в продолжительное сотрудничество, начавшееся с «Кокона» (1985) и достигшее пика на «Играх разума» (2001). Их коллаборация также включает в себя ленты «Виллоу» (1988), «Аполлон-13» (1995), «Выкуп» (1996), «Гринч — похититель Рождества» (2000) и «Последний рейд» (2003).

Музыка и самоповторы

Центром музыки Джеймса по большей части всегда был вокал. Оркестровые партии иногда сочетали в себе электронные элементы и выделяющуюся перкуссию, а также кельтские мотивы, присутствующие и в «Титанике» и в «Храбром сердце». Нередко прибегал к использованию практически идентичных партитур, перетекавших из одного фильма в другой, и заимствованию переработанных отрывков из произведений классических композиторов, из-за чего порой подвергался жёсткой критике. Хорошо это или плохо, решать вам, но факт остаётся фактом: Хорнер писал уникальные и запоминающиеся композиции, которые приятно слушать как в сопровождении к фильмам, так и отдельно.

-4

Джеймс Хорнер трагически погиб 22 июня 2015 года, разбившись на своём двухместном учебном самолёте. Его внезапная смерть оказалась полной неожиданностью для значимой части мира кино и особенно для тех, кто работал с композитором.

Он мог бы написать так много музыки. Мы с нетерпением ждали нашего следующего концерта. — Джеймс Кэмерон.