События 2014 года на Украине прошли под лозунгом «европейской мечты» — граждане страны в большинстве своём искренне желали политики, направленной на интеграцию в Европейский союз и НАТО. Люди были уверены, что западные политики также желают принять Украину в свои структуры. Реальных подвижек в этом направлении не было — формальной причиной назывались конфликт на Донбассе и с Россией по вопросу Крыма. Но всё же украинцы сохраняли прозападные настроения, что подтверждается итогами выборов 2019-го года, в результате которых был избран сторонник евроинтеграции Владимир Зеленский, а в Верховной раде большинство получила его партия, поддерживающая аналогичный вектор во внешней политике.
Есть хорошая поговорка: «Друг познаётся в беде». 24 февраля 2022 года такая «беда» для Украины возникла: Россия начала военную спецоперацию. ВСУ не могут бесконечно сопротивляться российской армии, и для прозападных украинцев вся надежда осталась на поддержку со стороны Запада.
Как минимум были необходимы все следующие меры, чтобы переломить ход военных действий и создать реальный шанс на победу для Украины:
— Поставка вооружения
— Финансовая поддержка
— Закрытие неба над Украиной со стороны НАТО (это обязало бы членов Североатлантического альянса сбивать российские самолёты в случае их появления в небе над республикой, что для ВСУ особенно важно в условиях практически полной ликвидации украинской авиации)
— Ускоренное включение Украины в Европейский Союз.
Однако были реализованы лишь первые два пункта. Небо над Украиной НАТО отказались закрывать, опасаясь начала полномасштабной войны с РФ. Страны ЕС отказали Украине в предоставлении статуса кандидата на вступление в союз. Тех мер, что были приняты, реально хватит лишь на то, чтобы затянуть конфликт, но ясно, что это лишь приведёт к увеличению числа жертв и некоторому ослаблению России, но не более — победа, если ничто больше не изменится, всё равно окажется за ВС РФ. По итогу Президент Украины обвинил Запад в бездействии.
Таким образом, сейчас мы видим, как из-за бездействия Запада разрушается европейская мечта украинцев. На её место приходит разочарование, приходит пустота. Большинство из тех, что имели прозападные позиции, будут искать новое место Украины в мире.
Какие же возможны иные ответы на вопрос, каково должно быть место Украины?
Во-первых, это вариант национал-консервативный, предполагающий, что Украина является самобытной нацией, что должна отказаться от сотрудничества как с либеральными демократиями, так и с Россией, полагаясь в первую очередь на свои силы; такой вариант может привести либо к изоляции, либо к усилению сотрудничества с КНР, как образцу геополитической силы, следующей идеалам патриотизма и уважения малых наций.
Во-вторых, это вариант пророссийский, предполагающий, что Украина должна существовать в сотрудничестве с Россией, как силой, заботящейся о социальном и политическом благополучии республики.
Как мы видим, наиболее предпочтительным является второй вариант, как более умеренный, способствующий взаимному сотрудничеству и развитию Украины и России. Однако очевидно, что в большинстве своём украинцы весьма негативно восприняли проведение военной спецоперации, и потому продвижение пророссийских позиций возможно лишь в том случае, если РФ будет прямо работать в этом направлении.
Россия должна уважительно отнестись к украинскому народу. Мы должны поспособствовать налаживанию хозяйства на разорённых территориях, помочь в восстановлении экономики; в политической сфере мы не должны насаждать выгодных нам политиков, предоставив это осознанному выбору самих украинцев; также необходимо поспособствовать интеграции ДНР и ЛНР обратно в Украину на правах государственных образований. Только тогда станет возможен реальный рост пророссийских настроений в стране, что заменят разочарование Западом.