Путин был офицером КГБ в Восточной Германии и стал свидетелем событий, когда пала Берлинская стена. Теперь он жаждет восстановить империю. «Распад Советского Союза был величайшей геополитической катастрофой ХХ века». Президент Владимир Путин сделал это заявление в своем ежегодном послании российскому парламенту в 2005 году. Безусловно, распад Советского Союза был трагическим моментом для России, и для Путина тоже. Именно в Восточной Германии он лично стал свидетелем крушения советской империи. Слава его нации была публично запятнана.
Ни один русский не может забыть знаменитые слова президента США Рональда Рейгана:- «Господин Горбачев, разрушьте эту стену», которая с 1961 года разделяла Западный и Восточный Берлин. Это означало конец СССР как сверхдержавы. Для Америки и ее союзников это был конец холодной войны, а для подполковника Владимира Путина - начало более холодной войны. Пока мир готовился встретить зарю 21 века, будущее России переживало тектонический сдвиг. Президент Борис Ельцин решил передать свои обязанности своему малоизвестному премьер-министру Владимиру Путину. Для остального мира, и особенно для Запада, это было полной неожиданностью.
Ельцин был отцом российской демократии и идеальным сторонником интересов Запада в бывшем советском блоке. Но вдруг все изменилось. Первым обещанием Путина российскому народу была сила. В своем первом обращении к нации в качестве исполняющего обязанности президента в 2000 году он категорически заявил: - «Уверяю вас, вакуума власти не будет ни на минуту». Остальное уже история. За прошедшие с тех пор два десятилетия Россия ни разу не оказалась слабой. На протяжении многих лет Путин культивировал среди россиян образ реформатора и спасителя России. Он очень тщательно создавал свой образ на протяжении многих лет, прокладывая путь России.
Но еще до избрания Путина президентом Российской Федерации было ясно, что его взгляды на свою страну и ее будущее сильно отличаются от взглядов его предшественника и покровителя Бориса Ельцина. Его опыт работы в КГБ и его военные действия в Чечне свидетельствовали о том, что он не собирался идти на компромисс в основных интересах России. В течение года Путин возродил национальный гимн советской эпохи, который когда-то восхвалял Коммунистическую партию и Иосифа Сталина. Он очень четко изложил свое видение нации.
За путинским видением России стоит негодование, основанное на убеждении, что его страна была унижена Соединенными Штатами. В связи с нынешним украинским кризисом США совершили ошибку, проигнорировав предупреждение одной из своих ключевых фигур, Джорджа Кеннана, архитектора американской стратегии сдерживания времен холодной войны. В 1997 году Кеннан предсказал, что любое расширение Организации Североатлантического договора на восток разожжет в России националистические, антизападные и милитаристские тенденции и станет самой роковой ошибкой американской политики в эпоху после окончания холодной войны. Нынешний кризис предоставил Путину отличный шанс извлечь максимальную выгоду из ошибок западной политики и возродить свою программу восстановления российской славы.
Но в истории довольно редко случается, чтобы империя, которая когда-то рухнула, была воссоздана на каких-либо мыслимых условиях. Ни Римская империя, ни Персидская, ни Александрийская империя не смогли этого сделать; исключениями были восстановление бывших царских территорий под советской властью после 1920 года при Ленине и восстановление территорий, управляемых цинским Китаем при Мао Цзэдуне в 1949 году. По иронии судьбы, оба государства были коммунистическими, и в их распоряжении были очень большие и хорошо управляемые армии.
Если Путин победит на Украине, то, безусловно, это повысит статус и мощь России. Что еще более важно, он вряд ли остановится на достигнутом. В 2012 году российские официальные лица признавали, что имели план войны 2008 года с Грузией. Помимо этого, Россия предприняла огромное и постоянное наращивание своих вооруженных сил на Кавказе, чтобы обеспечить себе гегемонию.
Нынешняя акция на Украине повторяет аналогичную схему заранее спланированной атаки. Украина также представляет угрозу имиджу и режиму Путина внутри страны. Он стремится решить так называемую «украинскую проблему» как можно скорее, чтобы поднять свой внутренний имидж. Более того, ответ США был лишь риторическим в виде экономических санкций. Санкции вряд ли изменят амбиции российского президента. Украина является очень важным стержнем в его грандиозных планах, поскольку Путин сейчас сосредоточен на создании своего наследия.
Восстановление советской славы станет наследием Путина. Каждый лидер очарован историей своего народа и его прошлой славой. Путин не исключение. Он хочет, чтобы советская слава была восстановлена еще при его жизни. Его действия на Украине как раз это и показывают. Тем более, что нет лучшего времени, чем это. Драматические события в Афганистане показали, что США больше не пользуются таким уважением и властью в мире, как два десятилетия назад. Если величайшая держава мира склоняется перед таким негосударственным субъектом, как Талибан, то, безусловно, возникает пустота в том, что касается лидерства и порядка в мире. Путин хочет заполнить эту пустоту.
В силовой игре важную роль играет восприятие. Путин хочет продемонстрировать миру, что только у России есть опыт и сила, чтобы справляться с мировыми делами лучше, чем Америка. Об этом свидетельствует открытая угроза другим странам не вмешиваться в войну на Украине и постоянное предупреждение о ядерной угрозе. В политике и войне время играет решающую роль. Для Путина нет лучшего времени, чем сейчас, чтобы восстановить славу своей страны - Запад разделен, а Америка в настоящее время находится под самым старым руководством в своей истории.
Путин ждал этого момента два десятилетия и уж точно не упустит возможности. В ближайшие дни мы увидим более агрессивного Путина с экспансионистским мышлением, направленным на расширение сферы влияния своей страны. Падение Берлинской стены стало концом советской эпохи, а война на Украине станет ее возрождением.
Рави КАНТ, индийский писатель, публикуется в ведущих журналах, таких как Mogul News и The Indian Economist