Найти тему

Кто потеряет больше от закрытия воздушного пространства над Сибирью?

После событий, которые начались в последние дни, никто даже не сомневался, что последуют так называемые реальные санкции. Великобритания уже заявила, что запрещает самолетам Аэрофлота приземляться на их землю. У России есть козырь, который может понравиться не как англичанам, так и всему "коллективу Запада".

Похожая ситуация была уже в 2014 году, когда Крым неожиданно для всех и без боя отправился в порт домой. Такого поворота, конечно, никто не ожидал!

Транссибирский Маршрут

Совсем недавно стало известно, что ведомство в ответ на запрет «Аэрофлота» сидеть на территории Великобритании запретило британским самолетам использовать свое воздушное пространство. Помимо British Airways под запрет попала американская компания Delta Airlines.

Когда я жил в Норильске, то часто наблюдал, как над моей головой пролетают явно нерусские самолеты. Над Норильском проходит Транссибирская магистраль, соединяющая Азию и Северную Америку, а также европейские страны с Азией. Закрытие Транссибирского коридора для западных авиакомпаний было бы хорошим доходом для азиатских стран и неудачей для европейских авиакомпаний. Этот сильный козырь Россия оставила на крайний случай.

В 2014 году обострение “не-кризиса” и возможный запрет на использование западных авиакомпаний воздушного пространства Сибири, акции европейских авиакомпаний резко пошли вниз. К тому времени ему удалось договориться.

Кто выиграет от запрета?

Западные авиакомпании, особенно европейские перевозчики, в значительной степени выигрывают от возможности летать по транссибирскому маршруту. Обычно это самый короткий маршрут из городов Европейского Союза в азиатские страны, такие как Китай, Япония и Южная Корея.

Транссибирская магистраль для полетов в Азию использует около 12 европейских авиаперевозчиков, которые совершают 900 рейсов в неделю только в трех азиатских странах. Крупнейшими являются Air France, British Airways и Lufthansa.

Согласно Flightradar24:

Lufthansa в допандемные сроки выполнила 160 рейсов по воздушному пространству Сибири в неделю, Air France - 130, British Airways - 90, Finnair-115 рейсов. Данные о азиатских авиакомпаниях показали, что почти все рейсы существовали через одно и то же воздушное пространство.

Любой шаг, чтобы запретить западным перевозчикам использовать Сибирский маршрут, может привести к существенному увеличению их счетов за топливо.

По словам одной из европейских компаний, небольшое отклонение от воздушного пространства Сибири на юг, например через Казахстан-добавит 30-45 минут на полет. Счета за топливо будут падать на плечи пассажиров в виде более высоких тарифов.

Например. Соглашение о полете через Сибирь значительно сокращает маршрут из Европы в Азию и экономит на топливе в среднем 30-40 тыс. евро.

Компания "Аэрофлот" получает пролет над территорией России-около 300 миллионов долларов в год. Большую часть этой суммы, заплатив все налоги, вы оставите.

Может ли Россия в одностороннем порядке закрыть свое воздушное пространство? Абсолютно тихо! Чикагская конвенция о международной гражданской авиации гласит, что решения об открытии или закрытии воздушного пространства являются делами отдельных стран.

Например, во время Холодной войны западным авиакомпаниям запрещалось летать над территорией СССР. Путь из Европы в Японию прошел в обход советского воздушного пространства. Самолеты должны были заправляться на Ближнем Востоке или в Индии. Некоторые перевозчики, такие как Finnair, чтобы добраться до Японии, пересекли Северный полюс, заправились на Аляске и только потом в Токио!

Потери России от запретов на полеты на ее территории двух авиакомпаний не так сильно повлияли на доходы "Аэрофлота", который самостоятельно владеет правом взимать плату за использование воздушного пространства России. Почему он имеет на это право, это отдельная история.

Кто в этой ситуации станет победителем, нетрудно догадаться, зная, как европейцы любят "стрелять себе в ногу". Как долго это продлится, можно только догадываться.