Сколько служат тормозные диски и как понять, что их пора менять

46K прочитали

Периодичность замены тормозных дисков определяется степенью их износа, а точнее остаточной толщиной рабочей поверхности. Этот параметр устанавливается производителем. Средний срок службы тормозных дисков составляет 100 000 км. Однако это пробег для условий близких к идеальным, а на практике он может меняться в широких пределах в зависимости от стиля вождения, конструктивных особенностей и других факторов. Подробнее о том, сколько служат тормозные диски и как определить, что пора их менять, расскажем в этой статье.

От чего зависит срок службы тормозных дисков

Новый и изношенный тормозной диск
Новый и изношенный тормозной диск

Место установки. Установленные на передней оси тормозные диски ходят в среднем 80 000 км, а на задней – 120 000 км. Это связано с тем, что на передние тормозные механизмы приходится большая нагрузка.

Тип трансмиссии. В автомобилях, оснащенных классической АКПП и вариатором, тормозные диски и колодки изнашиваются примерно в 1,5–2 раза быстрее, чем в аналогичных моделях с роботизированной или механической трансмиссией, где машину помогает замедлить двигатель.

Наличие ABS. Антиблокировочная система тормозов оптимизирует усилие, с которым колодки воздействуют на тормозной диск. В результате износ обеих деталей замедляется примерно на 20%.

Масса автомобиля. Тормозные диски на автомобиле, имеющем большую массу, перевозящем тяжелые грузы или регулярно буксирующем прицеп, выйдут из строя быстрее. Износ будет расти пропорционально нагрузке.

Условия эксплуатации. Езда в холмистой местности с изменчивым рельефом, крутыми спусками и извилистыми дорогами ускоряет износ всех элементов тормозной системы. В таких условиях диски нередко приходится менять уже через 30–50 тысяч км.

Манера вождения. Активная езда с резким сбросом скорости и частыми торможениями в пол, сокращает ресурс тормозных дисков и колодок. Кроме того, возрастает риск коробления их поверхности из-за перегрева – в этом случае деталь придется заменить вне зависимости от остаточной толщины.

Качество дисков и колодок. При правильном подборе и использовании качественных запчастей на 2–3 смены колодок приходится одна замена дисков. Однако чрезмерно жесткие накладки тормозных колодок могут привести диски в негодность всего за один цикл. Аналогичная ситуация возможна и при установке некачественных или неподходящих дисков.

Изношенный тормозной диск под замену
Изношенный тормозной диск под замену

Ресурс детали напрямую зависит и от исправности остальных элементов тормозного механизма. Заклинивание направляющих, закисание цилиндров, несвоевременная замена колодок – всё это может привести к преждевременному и неравномерному износу или повреждению рабочей поверхности диска. Настоящий бич для них – резкий перепад температур, например, попадание на поверхность холодной воды из лужи после резкого торможения. В такой ситуации нередко изменяется геометрия детали, а в некоторых случаях возможно появление трещин.

Как понять, что пора менять тормозные диски

Наиболее правильный подход – регулярное измерение толщины рабочей поверхности через каждые 10–15 тысяч км пробега. Минимально допустимое значение толщины тормозных дисков, при котором они подлежит замене, указано в руководствах по эксплуатации и ремонту для конкретной модели.

Минимально допустимая толщина тормозного диска на популярных моделях
Минимально допустимая толщина тормозного диска на популярных моделях

Большинство производителей рекомендуют менять тормозной диск при уменьшении его общей толщины на 2–3 мм. Степень износа легко проверить без инструмента при помощи монетки номиналом 1 рубль, толщина которой 1,4 мм, приложив её к рабочим поверхностям с обеих сторон рядом с бортиком, образующимся вне области контакта с колодкой. Если бортик хотя бы с одной стороны выше монетки – деталь пора менять. Когда известна минимально допустимая толщина диска, для измерения фактической можно воспользоваться микрометром или штангенциркулем. Замеры следует проводить в 5–6 точках, при этом разброс не должен превышать 0,5 мм.

Заменить тормозные диски следует не только при критическом уменьшении их толщины, но и при неравномерном износе рабочей поверхности, наличии на ней трещин или других дефектов. Синеватый цвет поверхности является признаком перегрева, который нередко приводит к деформации – в этом случае диск нужно проверить на биение.

На предельный износ тормозных дисков, либо на их повреждение, косвенно указывают следующие признаки:

  • Ощутимая вибрация педали тормоза при её нажатии.
  • Биение руля или увод автомобиля в сторону при торможении.
  • Скрип, скрежет и другие посторонние звуки при нажатии на педаль тормоза.

Аналогичные симптомы могут появиться и при заклинивании тормозных цилиндров, направляющих суппортов, перекосе или повреждении колодок. В любом случае это повод проверить состояние тормозных механизмов.