Периодичность замены тормозных дисков определяется степенью их износа, а точнее остаточной толщиной рабочей поверхности. Этот параметр устанавливается производителем. Средний срок службы тормозных дисков составляет 100 000 км. Однако это пробег для условий близких к идеальным, а на практике он может меняться в широких пределах в зависимости от стиля вождения, конструктивных особенностей и других факторов. Подробнее о том, сколько служат тормозные диски и как определить, что пора их менять, расскажем в этой статье.
От чего зависит срок службы тормозных дисков
Место установки. Установленные на передней оси тормозные диски ходят в среднем 80 000 км, а на задней – 120 000 км. Это связано с тем, что на передние тормозные механизмы приходится большая нагрузка.
Тип трансмиссии. В автомобилях, оснащенных классической АКПП и вариатором, тормозные диски и колодки изнашиваются примерно в 1,5–2 раза быстрее, чем в аналогичных моделях с роботизированной или механической трансмиссией, где машину помогает замедлить двигатель.
Наличие ABS. Антиблокировочная система тормозов оптимизирует усилие, с которым колодки воздействуют на тормозной диск. В результате износ обеих деталей замедляется примерно на 20%.
Масса автомобиля. Тормозные диски на автомобиле, имеющем большую массу, перевозящем тяжелые грузы или регулярно буксирующем прицеп, выйдут из строя быстрее. Износ будет расти пропорционально нагрузке.
Условия эксплуатации. Езда в холмистой местности с изменчивым рельефом, крутыми спусками и извилистыми дорогами ускоряет износ всех элементов тормозной системы. В таких условиях диски нередко приходится менять уже через 30–50 тысяч км.
Манера вождения. Активная езда с резким сбросом скорости и частыми торможениями в пол, сокращает ресурс тормозных дисков и колодок. Кроме того, возрастает риск коробления их поверхности из-за перегрева – в этом случае деталь придется заменить вне зависимости от остаточной толщины.
Качество дисков и колодок. При правильном подборе и использовании качественных запчастей на 2–3 смены колодок приходится одна замена дисков. Однако чрезмерно жесткие накладки тормозных колодок могут привести диски в негодность всего за один цикл. Аналогичная ситуация возможна и при установке некачественных или неподходящих дисков.
Ресурс детали напрямую зависит и от исправности остальных элементов тормозного механизма. Заклинивание направляющих, закисание цилиндров, несвоевременная замена колодок – всё это может привести к преждевременному и неравномерному износу или повреждению рабочей поверхности диска. Настоящий бич для них – резкий перепад температур, например, попадание на поверхность холодной воды из лужи после резкого торможения. В такой ситуации нередко изменяется геометрия детали, а в некоторых случаях возможно появление трещин.
Как понять, что пора менять тормозные диски
Наиболее правильный подход – регулярное измерение толщины рабочей поверхности через каждые 10–15 тысяч км пробега. Минимально допустимое значение толщины тормозных дисков, при котором они подлежит замене, указано в руководствах по эксплуатации и ремонту для конкретной модели.
Большинство производителей рекомендуют менять тормозной диск при уменьшении его общей толщины на 2–3 мм. Степень износа легко проверить без инструмента при помощи монетки номиналом 1 рубль, толщина которой 1,4 мм, приложив её к рабочим поверхностям с обеих сторон рядом с бортиком, образующимся вне области контакта с колодкой. Если бортик хотя бы с одной стороны выше монетки – деталь пора менять. Когда известна минимально допустимая толщина диска, для измерения фактической можно воспользоваться микрометром или штангенциркулем. Замеры следует проводить в 5–6 точках, при этом разброс не должен превышать 0,5 мм.
Заменить тормозные диски следует не только при критическом уменьшении их толщины, но и при неравномерном износе рабочей поверхности, наличии на ней трещин или других дефектов. Синеватый цвет поверхности является признаком перегрева, который нередко приводит к деформации – в этом случае диск нужно проверить на биение.
На предельный износ тормозных дисков, либо на их повреждение, косвенно указывают следующие признаки:
- Ощутимая вибрация педали тормоза при её нажатии.
- Биение руля или увод автомобиля в сторону при торможении.
- Скрип, скрежет и другие посторонние звуки при нажатии на педаль тормоза.
Аналогичные симптомы могут появиться и при заклинивании тормозных цилиндров, направляющих суппортов, перекосе или повреждении колодок. В любом случае это повод проверить состояние тормозных механизмов.