Найти в Дзене

Торговцы Родиной: как ходила валюта в СССР

Монополизация валютных операций государством была введена в 1927 году и окончательно закрепилась десять лет спустя.  Вот как Ильф и Петров описывают ситуацию в «Золотом теленке» (время действия 1930 год). «Раздавленный инфляцией, Корейко решил покупать валюту, но валюты в обращении не было, если не считать фальшивых американских долларов. Они, правда, стоили дороже, чем настоящие, но только в России, и прибыли это не могло принести никакой», — говорится в романе. В 1937 году в уголовном законодательстве появляется 25-я статья, в которой валютные операции приравниваются к государственным преступлениям. Нелегальная схема была такая: «бегунки» покупали валюту и драгоценные металлы у иностранцев. Скупленное передавали «шефам», затем добыча оказывалась в руках «купцов» или «королей», которые лично проводили операции на суммы в десятки и сотни тысяч рублей. Спецслужбы, тем не менее, внимательно следили за нарушениями.  И в 1960 году КГБ разоблачил самую известную группу «черных» валю

Монополизация валютных операций государством была введена в 1927 году и окончательно закрепилась десять лет спустя. 

Вот как Ильф и Петров описывают ситуацию в «Золотом теленке» (время действия 1930 год). «Раздавленный инфляцией, Корейко решил покупать валюту, но валюты в обращении не было, если не считать фальшивых американских долларов. Они, правда, стоили дороже, чем настоящие, но только в России, и прибыли это не могло принести никакой», — говорится в романе.

В 1937 году в уголовном законодательстве появляется 25-я статья, в которой валютные операции приравниваются к государственным преступлениям.

Нелегальная схема была такая: «бегунки» покупали валюту и драгоценные металлы у иностранцев. Скупленное передавали «шефам», затем добыча оказывалась в руках «купцов» или «королей», которые лично проводили операции на суммы в десятки и сотни тысяч рублей. Спецслужбы, тем не менее, внимательно следили за нарушениями. 

И в 1960 году КГБ разоблачил самую известную группу «черных» валютчиков под руководством Яна Рокотова и его подельников Владислава Файбишенко и Дмитрия Яковлева.

Они меняли иностранные деньги на рубли, при этом счет шел на сотни тысяч долларов. В «оттепельном» СССР курс для иностранных туристов составлял 10 рублей за доллар. «Но иностранцам все равно было выгоднее иметь дело с такими, как Рокотов, они платили за «бакс» по 20-25 рублей, — пишет Фёдор Раззаков в своей книге «Начало теневой экономики».

Его империя от «бегунков» до самого верха работала складно, Ян Рокотов или Купец Косой договаривались о сделках с крупными иностранными дипломатами и даже имели контакты с западногерманским банком, пишет Исаак Фильштинский. «Внося в этот банк марки, приезжавшие в СССР иностранцы получали от Яна советские деньги по выгодному курсу», — указывает историк.

При этом Рокотов долгое время был осведомителем Отдела по борьбе с хищениями социалистической собственности (ОБХСС). Косой держал свой капитал в обычном чемодане, который иногда прятал на вокзале в камере хранения, где его в итоге и взяли.

В ходе расследования у Рокотова было изъято ценностей на 1,5 миллиона долларов, а оборот незаконных операций под его контролем оценили в десятки миллионов советских рублей.

При этом на момент совершения преступления и первого судебного процесса еще не вступила в действие расстрельная 88-я статья советского уголовного кодекса. Рокотова судили трижды, чтобы к третьему суду уже вступил указ о «высшей мере» наказания.

«Они меня все равно расстреляют, они без казней не могут, — сказал он подошедшему во время перерыва к скамье подсудимых журналисту, — но хоть года два я пожил как человек, а не как «тварь дрожащая», — цитирует преступника «Столетие».

В 1961 году в УК введена статья 88, или «бабочка», она предусматривала уголовное наказание за операции с иностранной валютой. Осуждение по ст. 88 предполагало наказание от лишения свободы на три года до смертной казни. Окончательно статью отменили только в 1994 году.