Найти тему
Литературный Диалог

«Иконографический беспредел. Необычное в православной иконе» Сергей Зотов

Оглавление
Занятные иллюстрации культурно-социальной жизни православных и не очень людей
Объем: 368 страниц

Вероятно, с момента издания первой, разрывающей стереотипное представление о религиозных изображениях, книги «Страдающее средневековье», которую я оцениваю довольно высоко, Зотов, отделившись от авторской «троицы» Соавторов (Майзульса и Хармана, фигурирующих на обложке), обзавелся предприимчивым Издателем. Посему «Иконографический беспредел» изменился в обе стороны: в ту, что лучшая, и, увы, параллельно в худшую тоже.

Новое произведение, в отличии от своих предшественников, получило в поддержку качественную полиграфию и цветные (все!) иллюстрации (пусть некоторые и требуется рассматривать с лупой), что, безусловно обогащает издание, и делает материал доступным и запоминающимся — такую книгу приятно держать в руках и уместно преподнести в подарок. Но, уделив внимание действительно основополагающей для восприятия визуальной составляющей, Автор как-то подзабил на текст.

К сожалению, «Иконографический беспредел» все больше напоминает то самое исконное тематическое сообщество в социальной сети, созданное по принципу картинка/подпись с минимумом исторической и культурологической информации, так утомляющей широкую общественность (по мнению составителей книги). Если в «Страдающем средневековье» Зотов старался докопаться до социальных корней, обосновать появление тех или иных визуальных «дикостей», взглянуть на мир глазами средневекового человека, то здесь Автор просто описывает то, что нарисовано. Да, получилось красочно и занятно — это прекрасно иллюстрированная развлекательная книга, но глубина представленной информации заметно снизилась, так что не рассчитывайте докопаться до ворот Преисподней, разве что до турникета в метрополитене.

Графика, превалирующая над текстами

Как известно, читать до совсем недавнего времени умели не многие, а вот глазки были у всех (ну почти, хотя многие лидеры мнений и практиковали ослепление), поэтому визуальный материал, в частности религиозные изображения, носили и воспитательный, и «просветительский», и, конечно, духовный характер. Православные иконы (которые и являются объектом исследования) также ставили своей целью быть максимально понятными максимально «дремучей» общественности, все еще вожделеющей приносить жертвы старым богам и желающим обращаться с личными просьбами к специализированным святым, заменившим привычных идолов.

Такие изображения гармонично вписывались в текущий исторический контекст (этим тернистым путем на иконографии возникают не ветхозаветные предметы типа ружей, подзорных труб и очков) и транслировали (и до сих пор транслируют) ценности, актуальные для современного ВЕРУЮЩЕГО индивида.

Самые информативные и поэтому и самые наполненные главы оказались последними, то есть об около религиозном современном (или почти современном) искусстве. Я, как атеист, воспринимать многие творения с изображением президентов, космонавтов и воинствующих коммунистов, кроме как фанфики на каноническую иконографию просто не в состоянии — это такая же забавная дичь, как голые католические попки на полях требников. Уверена, что и воцерквленным не особо по душе «лик» одного российского лидера: как горящего в адском пламени, так и смиренно озаренного божественным светом — это иконографический перебор, оскорбляющий чувства разумного человека по обе стороны мнений.

-2

Зато, лично мне, очень запомнилось оформление Чукотского храма, которое не было освящено по причине, ну, видимо, художественного таланта художника (Виталия Мельничука), который превозносит не столько божественность храма, сколько свой собственный божественный дар к изобразительному искусству. Мало кто размышляет о Боге, когда рассматривает фрески Сикстинской капеллы. Надеюсь, работы Мельничука займут достойное место в какой-нибудь частной коллекции и не будут сожжены как многие другие неугодные изображения.

Лидеры мнений выступают в пользу православия

Размещение знаменитых людей на иконографических изображениях еще раз подтверждает пропагандистский характер, который стала носить икона (в отсутствии Инстаграмма), особенно ближе к концу 19 века (и уж тем более сейчас в момент насильственного возрождения и даже насаждения православия), когда все большее число прихожан начали относиться к церкви, как к декоративному обрамлению своей совершенно светской в хорошем смысле безбожной жизни.

По этому принципу человеколюбивого богоотступника Льва Толстого безжалостно заковывают в аду в цепи, а воцерквленного грешника Федора Достоевского благословляет сам Христос.

«В 2010 году икона (с Достоевским и Христом), согласно сообщениям из церкви, замироточила»

Но самые невероятные чудеса творятся, конечно, с почти современными, так сказать актуальными изображениями:

«...в Украине и в России сообщали о мироточении его образа», - говорит Автор об иконах, где изображен Евгений Родионов («чеченский мученик»).

«Освещение иконы по сообщениям очевидцев сопровождалось чудесами - полостью выздоровел увидевший во сне сюжет образа ликвидатор, на небе появились радуга-нимб и крест», - пишет Зотов о «Чернобыльском Спасе».

И камешек в огород чудес самого Автора и его избранной библиографии, где выделены источники, на которые опирается исследование «Иконографического беспредела». Занятно, что пару раз Зотов ссылается... на самого себя! Мне кажется, это немного не соответствует канону, да и с точки зрения логики странно обосновывать свои утверждения своими же утверждениями. Но, как издревле известно, дурной рекламы не бывает. Тем более «Страдающее средневековье» - книга действительно достойная внимания (особенно та версия, что с цветными картинками, а не как у меня — завидую тем, кто купил подарочное издание).

Никита Михалков и Никита Бесогон

Я, как человек далекий от церкви, с ужасом обнаружила, что Никита Михалков — некогда талантливый режиссер и отличный актер, вероломно украл образ Бесогона! Все же видели выдержки из этой радикально настроенной ТВ-программы?! Я искренне полагала, что он сам все это придумал и так славно вжился в образ нового Рыцаря-Юродивого, но оказалось, что в церковной летописи у Михалкова был вполне себе амбициозный и обаятельный предтеча, теска и коллега по борьбе за истину в последней инстанции — Никита Бесогон.

«...на Руси Никита из-за брутального образа стал одним из самых популярных святых, особенно в народной среде», - поясняет Зотов.

Но как свидетельствует христианская литература сражения за истину в последней инстанции никогда не проходят для борцов без печальных последствий, так что ассоциируя себя с каким-нибудь симпатичным святым стоит держать безопасную дистанцию:

«Святого Никиту Бесогона мучили бичеванием смоченными в уксусе железными когтями, а затем сожгли в печи», - рассказывает нам Автор о грустной судьбе заступника. Страшные были нравы, надеюсь, такое не повторится ни с кем и никогда, хотя, относительно жестокости по отношению к инакомыслящим средневековые взгляды все еще в тренде, причем ориентироваться можно не только на брутальных Никит, но и на вполне себе нежных дам:

«По преданию она (Марина) попросила Господа, чтобы тот показал ей дьявола. Тут она и схватил беса и вырвала ему бороду и один глаз, а затем ударила молотком по лицу. Затем дева наступила на него и продолжила избиение», - и ни слова про вторую щеку.

Кажется, когда Иисус отворачивается, добро отращивает себе боксерские кулачки, а временами и автомат. Впрочем, и сам Христос иногда изображается вооруженным до зубов, что в моем мировосприятие обаяния ему не добавляет.

Немного больше, чем просто рисунок

Иконопись, безусловно, несет в себе не только культурный, но и духовный пласт, сращивая художественные тенденции с политическими и социальными мотивами своей эпохи. По этому принципу в периоды страшных эпидемий на иконах стали доминировать изображения Смерти, а святые по примеру дохристианских идолов получили профессиональные специализации: Никола-Угодник борется с потоплениями, Илья-Пророк с засухами, Зосима отвечает за медоносность пчёл, Флор и Лавр покровительствуют скотоводству...

Исследуя иконы мы можем рассмотреть те страхи и те чаяния, которые владели умами людей в конкретный период исторической летописи. Они не записаны словами, но задокументированы в символизме иконописи, которая ориентировалась на потребности своей паствы, нуждающейся (и тогда, и сейчас) в заступничестве, обереге от бед и, конечно, чудесах. Необходимость в последнем мы активно наблюдаем и сейчас, с учетом интенсивности мироточения современных икон — этот запрос успешно удовлетворяется.

«Уникальность русской иконы до сих пор привлекает зарубежных ценители живописи. В отличии от западного религиозного искусства она никогда массово не копировалась мастерами из других стран», - утверждает Автор.

Православная икона действительно крайне самобытна, даже если стремится копировать византийские образы. «Иконографический беспредел» поможет совершить приятную и познавательную экскурсию в мир церковной живописи, не перенапрягая Вас излишней информацией о периоде и обстоятельствах ее создания. Думаю, такая книга прекрасно подойдет, чтобы втянуться в изучение истории искусства и немного по-другому взглянуть на религию в принципе.

Приятного чтения! И просмотра))

#
литература #религия #искусство #православие #саморазвитие #нонфикшн #Сергей Зотов Иконографический беспредел #что почитать #православная икона