Найти тему

Театр – среда для полноценной жизни

Общеизвестна фраза «Жизнь – театр», которую приписывают великому драматургу Шекспиру. Авторы вышедшей в издательстве «Городец» в феврале 2022 года книги «Теория и практика «особого театра»» – художественный руководитель и режиссер Интегрированного театра-студии «Круг II» Андрей Афонин и сотрудники театра Елена Осипова, Екатерина Аксенова и Елена Дроздова – по сути, перевернули ее с ног на голову. В их системе координат именно театр стал местом, где люди могут жить – интересно и насыщенно.

Общеизвестна фраза «Жизнь – театр», которую приписывают великому драматургу Шекспиру.
«Обществу нужны люди, которые могли бы в дальнейшем его развивать. Однако внутри современного российского общества не существует глобальной системы, позволяющей людям с ментальной инвалидностью вписаться в структуру социальных взаимоотношений, не существует и социальных институтов, помогающих им становиться полезными членами общества. Что же с ними делать, с этими людьми?»

Такой вопрос они задают своим читателям на первых же страницах. Тем, кто ничего не знает о «Круге II», он может показаться странным. Тут надо пояснить, что речь действительно идет об особом театре. В нем уже два десятка лет играют люди с различными психофизическими нарушениями и ментальной инвалидностью. Для них это – и учебный класс, где можно заняться любимым и полезным для других делом, и центр реабилитации, и дружеская среда, и даже место работы. Они проводят здесь по нескольку часов каждый будний день. Главный «продукт» театра-студии – спектакли. В последнее время ежегодно выпускается по нескольку премьер, созданных в разных жанрах. Лучшие из них идут на столичных сценах, и зрители покупают на них билеты. Спектакль «Отдаленная близость» стал лауреатом премии «Золотая маска — 2014» в номинации «Эксперимент», а «Забытые сказки», по мнению экспертного совета той же премии, вошли в список самых заметных спектаклей сезона 2016-2017.

"Забытые сказки".
"Забытые сказки".

Одним словом, этот коллектив – один из безусловных лидеров среди российских инклюзивных театров.

Однако все эти успехи – лишь побочный (хотя и очень ценный!) результат системной работы, благодаря которой многие десятки людей со сложными формами инвалидности в Москве в буквальном смысле слова вышли на белый свет из четырех стен квартиры, научились общаться, дружить, ездить по городу, работать, ошибаться и исправлять ошибки. Вокруг них образовалось сообщество людей без инвалидности, готовых помочь, поддержать, поправить…

Андрей Афонин не скрывает, что основу этой модели он подсмотрел на рубеже 2000-х в Европе, где к тому времени творческая деятельность уже была распространенной формой поддерживаемого трудоустройства и организации жизни инвалидов разных категорий. Начав с воспроизведения отдельных ее элементов, он вместе с единомышленниками смог выстроить на этой основе оригинальную систему, конечная цель которой – успешная социализация людей с ментальной инвалидностью в рамках специально организованной среды жизнедеятельности.

Сцена из спектакля "Школа навыворот", 2017 год
Сцена из спектакля "Школа навыворот", 2017 год

В последние годы коллектив «Круга II» всё более активно распространяет свой опыт по регионам России, и вышедшая книга продолжает эту работу. В ней три части – теоретическая, практическая и тренинговая, и дополняющий их фотоальбом, который делает зримым то, о чем рассказано в первых частях. В нем – радостные, одухотворенные лица участников студии всех возрастов, активно участвующих в самых разных, но одинаково важных для них делах – от уборки помещения и участия в социальных тренингах до игры в спектаклях.

Основная задача теоретической части – передать читателю своё понимание таких базовых понятий, как воспитание, образование и социализация людей с ментальной инвалидностью, роль продуктивной деятельности и возможного трудоустройства в их повседневном существовании, место специалистов-наставников в жизни взрослых с ментальной инвалидностью. Так, авторы придерживаются мнения:

«Трудовая деятельность для человека с ментальной инвалидностью и психофизическими нарушениями должна быть ведущей социальной и культурной деятельностью, приносящей ему возможность развиваться и жить в референтном сообществе, наделяющей жизнь смыслом и поднимающей ее качество (по крайней мере в социокультурном контексте)».

В практической части книги проясняются основные принципы повседневной работы в театре-студии «Круг II». Их много. Однако, на мой взгляд, один из основных принципов их деятельности всё же остался не названным. Этот принцип – ненасилие. Независимо от диагноза и сложности поведения, педагоги театра стремятся «создавать такие условия, чтобы человек начал движение к самостоятельному действию. Это один из острых и актуальных вопросов для обсуждения с родителями и близким окружением, решив который, мы открываем путь к самостоятельности, а значит, ответственности человека, что начинает делать его социально значимым в обществе».

Актеры театра "Круг II" Александр Довгань и Марина Козлова с педагогом Еленой Осиповой (слева)выступают на Круглом столе по теме: «Творческая деятельность мастерских ОКОЁМ как показатель эффективности социализации и реабилитации людей с ментальными и психофизическими нарушениями в развитии». Ноябрь 2021 года
Актеры театра "Круг II" Александр Довгань и Марина Козлова с педагогом Еленой Осиповой (слева)выступают на Круглом столе по теме: «Творческая деятельность мастерских ОКОЁМ как показатель эффективности социализации и реабилитации людей с ментальными и психофизическими нарушениями в развитии». Ноябрь 2021 года

Для специалистов, работающих с подобными людьми, немалый интерес представляет третья, тренинговая часть. В ней публикуются подробные описания четырех серий тренингов, отработанных многолетней практикой деятельности «Круга II»: «Язык своего тела», «Музыкально-ритмическая импровизация», «Язык своего голоса», «Воображение на кончиках пальцев». Их цель – подготовка участников студии отнюдь не к выступлениям на сцене, а – к жизни в обществе. Создатели методики убеждены:

«Тело — универсальный инструмент, через него проходит масса процессов, пусть даже бессознательных, они все равно переживаются и удерживаются, а затем создают основу для развития глубинных внутренних механизмов, управляющих поведением».

Жанр книги определен авторами как «методическое пособие», возможно, этим обусловлена некоторая сухость и конспективность изложения, особенно в первых двух частях. Однако думается, что она может быть очень полезна не только специалистам, но и близким людей с ментальной инвалидностью.