В абсолютно каждом городе, независимо от его расположения, размеров или страны, в которой он находится, есть свои преимущества и недостатки. Плюсы и минусы есть и у Иркутска. В прошлой статье я писал о том, за что можно любить этот город. Теперь же я хочу рассказать о том, за что его можно ненавидеть.
Общественный транспорт
Ситуация с общественным транспортом в Иркутске крайне напряженная. Если смотреть со стороны, то может показаться, что все нормально. Ведь в городе представлены чуть ли не все виды общественного транспорта - трамваи, троллейбусы, автобусы. Даже электричка есть, которой пользуются жители некоторых отдаленных микрорайонов. В этом плане да, дела обстоят неплохо. Но стоит посмотреть на уровень развития общественного транспорта. Самым новым трамваям Иркутска около 15 лет, да и они были получены от Москвы. Большинство вагонов - это КТМ, произведенные в конце 1980-х и начале 1990-х годов. Естественно, что про какое-либо удобство или доступность для маломобильных говорить не приходится. С троллейбусами примерно такая же история. Правда, есть модели более молодые, такие как Тролза "Мегаполис" или "Авангард", которым лет по 10-13. С автобусами же дела обстоят лучше всех. Подвижной состав относительно Иркутска молодой, средний возраст автобусов колеблется в районе 13-15 лет. На маршрутах по большей части ходят удобные низкопольные автобусы средней и большой вместимости.
Помимо муниципального транспорта, в городе распространены частные перевозки. Это настоящий паразит, который надо устранять. В лучшем случае вы будете ехать на корейских автобусах, которым недавно стукнуло под 30 лет. В худшем же готовьтесь к поездке в ПАЗиках или маршрутках. При этом заплатите вы больше, чем за поездку в муниципальном транспорте, при гораздо худшем уровне сервиса. Что и говорить, частники до сих пор не принимают оплату картой, что как то стыдно в 21 веке.
Однако беда даже не в том, что у иркутского общественного транспорта старый подвижной состав. Беда в том, что иркутский общественный транспорт крайне ненадежен. Взять тот же трамвай. Казалось бы, у него есть расписание, которое он должен придерживаться. Но есть множество факторов, которые мешают ему это сделать. Например, отсутствие нормальных обособленных линий. Наверное, это главная проблема. Из-за этого в Иркутске распространены случаи парковки на путях, а особо талантливые граждане постоянно устраивают на них ДТП. Соответственно это парализует работу трамвая, что сильно бьет по обычным гражданам. Также отсутствие обособлений приводит к тому, что многие водители ездят по путям, что не дает трамваю набрать нормальную скорость. На нее же влияет и состояние самих путей. Они настолько убиты, что иногда кажется, будто на улице землетрясение, а ты просто едешь в трамвае. От этого же, кстати, происходит грохот. Ну и третий фактор - возраст вагонов. Они очень старые, вследствие чего постоянно ломаются. Поэтому часто невозможно доехать до нужной точки. Согласитесь, все эти факторы ни как не улучшают надежность трамвая. Каждый раз, когда ты собираешься им воспользоваться, похож на игру в русскую рулетку - приедет ли трамвай или нет, доедешь ли ты до нужного места, как долго ты будешь ждать и т.п.
Троллейбус менее зависим от ситуации на дороге, хотя он подвержен стоянию в пробках, которые в Иркутске в последние годы угрожающе участились. Но он также не может похвастаться стабильностью работы. Для иркутянина вполне нормальное явление, когда несколько троллейбусов подряд едут в троллейбусное депо. Причем такие ситуации могут происходить не только вечером, когда у водителей заканчивается смена, но и утром, что совсем уж дико.
Автобусы, по моему мнению, в сложившейся ситуации работают наиболее предсказуемо, хотя тут стоит учитывать такой фактор, как пробки.
Отдельно хочется написать про частных перевозчиков. Если говорить про муниципальный транспорт, то у него хотя бы есть расписание, которое он старается придерживаться. У частников его нет. Они работают совсем уж дикими методами. Маршрутчики стоят на остановках до тех пор, пока салон полностью не заполнится людьми. Поэтому никогда не знаешь, когда приедет твой автобус. При этом поездка на частных автобусах - самый небезопасный вариант передвижения. Водители соревнуются друг с другом, про ПДД они вероятно вообще не слышали. Видимо, они думают что везут картошку, а не людей. Есть и более идиотские ситуации. Например, относительно недавно между двумя водителями маршруток произошла перестрелка, так как они не поделили дорогу. Это совсем уж уровень какой-нибудь Африки. И при этом, хочу напомнить, вы заплатите на 5, а то и на 10 рублей дороже, чем за поездку на муниципальном транспорте, который, при всех своих проблемах, является гораздо более безопасным.
Во всем этом мраке есть проблески света. Нынешний мэр Болотов, судя по всему, затеял транспортную реформу. Он неоднократно говорил про планы закупки нового подвижного состава, про ремонт трамвайных путей, про появление выделенных полос. Первая, кстати, уже появилась на улице Трактовой - одной из самых загруженных в городе. Были планы введения брутто-контрактов, то есть когда частным перевозчикам платят не за количество перевезенных людей, а за километры, которые они проехали. Этот шаг должен решить проблемы, о которых я говорил выше. В частности, это вынудило бы перевозчиков соблюдать расписание, а не ждать, пока маршрутка набьется до предела. Однако в связи с последними событиями я почти уверен, что большинство этих реформ можно будет похоронить. У Иркутска банально не будет денег на развитие транспортной инфраструктуры, да и федеральный бюджет вряд ли в этом будет участвовать, так как у него теперь тоже большие проблемы. Так что, к сожалению, каких-то значительных подвижек ждать не стоит. Хотя то, что власти наконец признали проблему общественного транспорта, очень важно, так что не стоит исключать возможности поиска путей улучшения его в новых реалиях.
Пешеходная инфраструктура
К сожалению, Иркутск это не город для людей, это город для автомобилей. Кажется, за последние 30 лет здесь вообще особо не занимались пешеходной инфраструктурой. Вследствие этого есть множество проявлений неудобства города для обычных людей.
Одной из главных претензий можно назвать отсутствие тротуаров. Мой "любимый" пример - улица Карла Либкнехта. Это одна из центральных улиц города, имеющая важную транспортную функцию. При этом на всем ее протяжении есть участки, где вместо тротуара земляная тропа. Некоторые места выглядят, будто бы они пережили войну - от асфальта практически ничего не осталось.
Для меня вообще остается загадкой, как мэрия смогла допустить, что на одной из центральных улиц банально отсутствует тротуар. Это очень показательный пример отношения местных властей к пешеходам. И это, повторюсь, центр. Что происходит на окраинах даже страшно представить.
Иногда при ремонте улиц проектировщики все же снисходят до тротуаров. Но то, что они делают, можно лишь назвать намеренным унижением и оскорблением пешеходов. Часто тротуары делают исключительно для галочки, и их ширина не достигает даже одного метра. Нередко в Иркутске появляются дорожки, где два человека просто физически не могут разойтись. Ярким примером здесь служит улица Лермонтова - главная улица левобережья Иркутска. Для машин там создали все условия, а вот пешеходов ущемили. Просто посмотрите на фото.
На фотографии видно, что полосы необоснованно широки. Грубо говоря, на одной полосе могут разместиться 1,5 машины. При этом на данном участке улицы целых 3 полосы. То есть, если посчитать, на 3 полосах движения может расположиться 4,5 машины. Вам не кажется это странным? Фактически, ширина этих 1,5 машин используется максимально неэффективно. Если очень грубо округлить, то это 3 метра. А теперь посмотрите на тротуар. Вас устраивает его ширина? Не думаю. А ведь эти 3 метра можно было нарезать на тротуары, сделать их более широкими. Да в идеале можно даже вписать сюда велодорожку. Но ничего этого здесь нет. Это очень удачный пример отношения мэрии к пешеходам, а также это иллюстрирует их некомпетентность, ведь 3 метра земли по сути используются крайне иррационально. Эта улица была сделана при прошлых администрациях, нынешний мэр в этом плане кажется более адекватным. Но на деле он пока себя особо не проявил.
Еще одной важной проблемой можно назвать пешеходные переходы, а точнее их отсутствие. Я вообще не понимаю, кто и как их проектирует. Например, при недавнем ремонте улицы Депутатской проектировщики просто не сделали переход на пересечении с улицей Станиславского, из-за чего люди вынуждены перебегать или ждать, пока все машины проедут. И таких примеров много, когда переходы отсутствуют там, где, согласно логике, они должны быть. Недавно в связи с этим произошло трагическое событие. На улице Седова есть остановка напротив 130 квартала - одного их самых популярных мест в городе. Соответственно там большой поток людей. Но удобных пешеходных переходов поблизости нет. Либо идти по надземному переходу, который находится в стороне от остановки, либо перебегать улицу, что большинство людей и делало. И случилось так, что троллейбус сбил насмерть 18-летнего парня, перебегавшего через дорогу. Только после этого мэрия начала шевелиться, и в итоге сделала рядом с остановкой регулируемый пешеходный переход. Вот такое отношение местной власти к пешеходам. Пока не случится трагедия, они ничего не предпринимают.
Также излюбленная тема иркутских проектировщиков - П-образные переходы. Думаю, тут понятно, почему так делать не надо. Выражаясь языком автомобилистов, человек вынужден сделать перепробег, чтобы перейти улицу. Это крайне неудобно и неэффективно, ведь большинство просто перебегает. Ну а про линию желания иркутские проектировщики, судя по всему, просто не слышали.
И последней проблемой с пешеходной инфраструктурой, которую я хочу упомянуть, являются подземные и надземные переходы. Это очень дорогая глупость, которая не имеет никаких положительных эффектов, зато отрицательных - множество. Мифическая пропускная способность вообще никак не увеличивается от таких переходов, зато они сразу усложняют жизнь маломобильным. Большинство подземных переходов просто непригодны для перемещения в них данной категории граждан. Причем это не только инвалиды, но еще и пожилые, мамы с колясками или велосипедисты. Если посмотреть на подземные переходы Иркутска, то можно заметить, что в большинстве из них пандусы имеют уклон чуть ли не под 45 градусов, что очень далеко от нормативов. Никто в здравом уме не поедет по этому пандусу, потому что это опасно для жизни. В одном же переходе на улице Байкальская можно лицезреть совсем уж дикую картину - поперек пандуса из стены торчит какая-то труба. Кто вообще такое согласовывал?
С надземными переходами ситуация схожа. Они не приспособлены для маломобильных, а лифтов в них нет. Да даже если бы они и были, я очень сомневаюсь, что они бы работали - это дорого обслуживать.
Еще одной проблемой таких переходов является то, что они расположены на больших расстояниях друг от друга, что ни коим образом не делает их более удобными для пользования.
Таким образом, подземные и надземные переходы максимально неудобны для маломобильных людей. Да и для других категорий граждан вряд ли можно назвать их удобными. Даже если вы молодой и сильный, вряд ли вам захочется взбираться туда-сюда по ступенькам. Кроме того, строительство подобных переходов - это очень дорогое удовольствие. По факту, страдают от них все, кроме автомобилистов, которых меньшинство. Да и они ничего от этого не выигрывают, потому что все равно упираются в светофор, наземный пешеходный переход или пробку. Нельзя создать город для автомобилистов, но иркутские власти все равно пытаются это сделать, тратя при этом колоссальные деньги.
Культура вождения
Про культуру вождения в Иркутске, а точнее про ее отсутствие, можно написать отдельную статью. Автомобилисты на дорогах ведут себя безобразно. Постоянно перескакивают с полосы на полосу, нарушают скоростной режим. Для иркутского водителя желтый сигнал светофора равен зеленому. Не пропустить пешехода на переходе - обычное дело. Да что и говорить, для местного автомобилиста вполне нормально не пропустить тебя даже на светофоре. Меня, например, один раз чуть не сбили, когда на светофоре для пешеходов горел зеленый. Я думаю, автомобилисты вполне солидарны с мэрией и ни во что не ставят пешеходов. Видимо, считают их людьми второго сорта.
Также в Иркутске считается вполне нормальным поставить свое кредитное корыто прямо на тротуаре или на трамвайных путях.
Но самое неприятное, что администрация никак не борется с подобным проявлением эгоизма. В России до сих пор действует довольно глупый нештрафуемый порог в 20 км, это же легальное превышение скорости. Напомню, если машина на скорости 60 км/ч собьет человека, шансов выжить у него гораздо меньше, чем при 40 км/ч. Да даже если человек выйдет за пределы нештрафуемого порога, ему придется заплатить рублей 500, совсем смешные деньги. То есть в Иркутске вообще ничего не мешает чувствовать себя Шумахером. И это, к сожалению, часто приводит к жертвам.
Мэрия абсолютно никак не борется с индивидами, которые паркуются или попадают в аварию на трамвайных путях. Я не слышал, чтобы эти граждане платили какие-то громадные штрафы за простой трамвая. Да отдельные представители даже толком не понимают, в чем их вина. А зря.
С администрированием у властей также проблемы. Если с парковкой в неположенном месте как-то с горем пополам пытаются бороться, то вот с ездой на красный свет - нет. Да и если водитель не пропустил пешехода на обычном переходе, ему ничего с этого не будет.
Общественные пространства
В Иркутске наблюдается острая нехватка хороших общественных пространств. В сравнении с Красноярском, где на каждом углу есть какой-нибудь бульвар, сквер, парк, очень крутые набережные, Иркутск кажется крайне отсталым городом. Здесь есть классные общественные пространства, но их крайне мало и сосредоточены они в основном на правом берегу города. Свердловский и Ленинский округа вообще обделены, более менее сносных мест для отдыха там можно посчитать на пальцах одной руки. К счастью, в последние годы мэрия старается решить данную проблему. Например, прошлый руководитель города, Бердников, имеет кличку "скверного мэра". Тут обыгрывается и характер бывшего градоначальника, и его стремление создавать новые скверы и благоустраивать старые. Многие из них довольно спорные. Однако Бердников вошел в историю Иркутска благодаря благоустройству островов Конный и Юности. Под его руководством эти места стали крайне популярными среди горожан. В самом деле, прямо в центре Иркутска можно погулять в маленьком лесу с видом на Ангару, и это очень круто. Нынешний мэр также продолжает тенденцию строительства новых общественных пространств. Много спорных, но есть и неплохие, вроде парка семейного отдыха в Солнечном. Но в целом до уровня Красноярска еще как до Луны пешком. Проблема Иркутска состоит в том, что у него мало нормальных общественных пространств, и большая их часть сосредоточена в центре.
Вот примеры некоторых общественных пространств Иркутска.
Современная архитектура
Ужасная современная архитектура это не уникальная для Иркутска проблема, она свойственна почти всем городам России, за исключением, может быть, Москвы. Последние 30 лет в Иркутске строятся откровенно уродливые здания. Даже подумать страшно, как такое можно было согласовать. Максимально странные формы, максимально дешевые материалы. Даже после того, как капром перестал бушевать на территории Иркутска, уродливые здания продолжают появляться в Иркутске. Единственное, что радует - в последнее время застройщики стали строить более менее красивые здания. Видимо, у людей появился вкус. Но испортить внешний вид Иркутска все равно успели.
Уродливый облик свойственен не только жилым зданиям, но и торговым центрам. Причем не важно, был он построен в девяностых или лет пять назад, большинство из них просто ужасны. Просто посмотрите.
В степени уродливости могут посоревноваться между собой различные общественно-деловые и административные здания.
Ну и, наконец, сами жилые здания.
Заключение
Иркутск по-прежнему остается городом, который я люблю. Но он далеко не идеален, в нем множество серьезных проблем, за которые лично я ненавижу его. Это не отвлеченные недостатки, а вполне реальные трудности, с которыми каждый день приходится сталкиваться тысячам иркутян. Порой, когда ты не можешь дождаться своего трамвая или когда тебя чуть не сбили на пешеходе, хочется взять все и уехать отсюда. Тем не менее, не все так плохо, и уже сейчас видны первые шаги к решению перечисленных мной проблем. Хочется верить, что лет через десять Иркутск будет не узнать, он станет настоящим европейским городом, городом для людей.
Если вам понравилась статья, ставьте лайки, пишите комментарии. Подписывайтесь на канал, чтобы не пропустить следующие публикации. До следующей статьи!
Другие статьи по теме:
5 причин моей любви к Иркутску
4 причины, по которым мне не понравился Красноярск
6 причин, по которым мне понравился Красноярск
#иркутск #плюсы и минусы #города россии #путешествия #обзор города #путешествия по россии #туризм #куда поехать #урбанистика