Первая часть:
Вторая часть: https://zen.yandex.ru/media/promama/senzitivnye-periody-chast-2-6225d6b9939d3b4e137465ba
- Восприятие маленьких предметов 1,5-5,5 лет (развитие мелкой моторики, пост про игрушки один из следующих)
- Развитие движений и действий 1-4 года (психомоторное развитие или крупная моторика и координация движений)
У Валентины Паевской есть видео "Движение.База", где она подробно объясняет, почему движение важнее любых других развивающих занятий.
Если есть метр на полтора, очень рекомендую примерно с года детский спорткомплекс, ребёнок в восторге и лет до пяти хватит.
Баскетбольные кольца, кольцебросы, мячики - нужно играть с ребенком, а не чтобы просто лежали.
Хорошо подключить зарядку по утрам и пальчиковую гимнастику.
- Развитие социальных навыков 2,5-6 лет
- Развитие самостоятельности 0-5 лет
Считается, что к году ребёнок уже способен самостоятельно пить из кружки, в полтора-два может сам кушать, а к трём годам - одеваться.
Для ребёнка важна самостоятельность и постепенное отделение себя от родителей.
Начинать нужно постепенно, даже если вы что-то упустили.
Сначала дать самостоятельно скушать ужин (как раз перед купанием), например.
С одеванием так же - сначала учим раздеваться. Если появился интерес снимать носки, пусть теперь малыш сам снимает носки, как бы долго это ни длилось. Затем шапку и так постепенно он учится разлеваться и одеваться самостоятельно.
В пять лет советуют покупать детям обувь на шнурках, чтобы они учились самостоятельно завязывать их, и куртки с удобными молниями, чтобы ребёнку также не приходилось просить о помощи при одевании.
Если перехватывать инициативу у ребёнка, он не станет ни самостоятельным, ни предприимчивым.
Скажу по личному опыту, нам в 1,8 нелегко даётся и чашка (поильник и бутылка лучше заходит, а из чашки обливается, если слишком много налито), и самостоятельная еда (изначально были трудности с едой и до сих пор 70% приёмов пищи приходится давать игрушки).
Но самостоятельность проявляется и в других повседневных делах, например, ребёнок:
- самостоятельно чистит зубы (потом конечно же дочищает мама)
- самостоятельно играет (свободная игра - лучшее, что вы можете сделать для ребёнка до школы) и выбирает, во что он будет играть
- кушает сам то, что можно кушать руками или вилкой, если с ложкой пока не подружились
- сам достаёт одежду из комода или шкафа (нужно организовать для этого пространство)
- в творчестве сам лепит, рисует, родители не поправляют и не влезают, если их не просят
- сам моет руки и так далее.
Чем больше действий вы можете безопасно отдать ребёнку, тем лучше для него.
Кроме того, есть игры, в которые ребёнок будет играть сам, но в начале его нужно научить. Приложить побольше усилий сейчас, чтобы потом разгрузить себя.