166 подписчиков

ABS: что это, зачем нужно и как работает

Многие начинающие (и не только начинающие) водители испытывают всю гамму эмоций в момент, когда на приборной панели их автомобиля загорается световой индикатор с тремя буквами – ABS.

Многие начинающие (и не только начинающие) водители испытывают всю гамму эмоций в момент, когда на приборной панели их автомобиля загорается световой индикатор с тремя буквами – ABS. Что это означает, как себя вести в этой ситуации, и, собственно, что такое ABS – разбираем в этой статье.

ABS – антиблокировочная система, аббревиатура anti-lock braking system. Основная функция этой системы – предотвратить блокировку колес машины, когда она начинает тормозить.

Как работает ABS:

  • автомобиль начинает интенсивно и резко тормозить;
  • одно колесо или несколько колес сразу блокируются;
  • колеса начинают скользить по дороге;
  • ABS активируется, за счет чего снижается давление тормозной жидкости;
  • колеса снова вращаются.

Важно: если водитель выжимает педаль тормоза и удерживает ее, то блокировка и разблокировка колес продолжается циклами, до тех пор, пока не прекращается торможение. Частота – один цикл в секунду. Функционирование по такому принципу позволяет водителю управлять автомобилем, даже если происходит торможение в экстренном режиме.

ABS: зачем она нужна

ABS позволяет водителю удерживать в управлении машину в процессе ее движения. Однако это не единственная важная функция антиблокировочной системы. В числе других:

  • возможность управлять машиной в условиях экстренного и резкого торможения;
  • возможность тормозить спокойно и равномерно на дорогах, покрытие которых не отличается однородностью или имеет пониженный коэффициент сцепления;
  • возможность уменьшить тормозной путь на дорогах с повышенным коэффициентом сцепления.

ABS отвечает за безопасность водителя в непредвиденных ситуациях на дорогах.

Устройство ABS

В современных машинах ABS исходно интегрирована в уже установленную тормозную систему. В ее состав входит несколько основных компонентов, каждый из которых выполняет определенную функцию.

Датчики скорости

Такие датчики функционируют по тому же принципу, что индукция магнитного типа. Они плотно зафиксированы на ступицах, в некоторых машинах они зафиксированы на задней оси, а именно – на редукторе. Внешне они напоминают катушку, на ступице расположен венец с зубчатыми краями. В процессе вращения в катушке появляется ток, величина которого напрямую зависит от скорости, с которой происходит вращение. Передача данных, которые фиксируют датчики, идет прямо в блок управления АБС.

Электронный блок управления

Блок обрабатывает данные, которые отправляют датчики, и на их основе осуществляется расчет периода, когда колеса должны быть заблокированы. Кроме того, блок управления отслеживает показатели давления в тормозной системе. Если появляется необходимость, с него поступает информация в модулятор – для того, чтобы нужный тормозной контур перекрылся.

Модулятор

Модулятор, в конструкции которого есть клапаны, встраивается в базовую тормозную магистраль. После того, как в модулятор поступает сигнал от электронного блока управления, клапан, за счет коротких импульсов, обеспечивает перекрытие доступа для тормозной жидкости. Таким образом, осуществляется коррекция показателей давления в тормозных механизмах.

Гидроаккумулятор

Этот элемент отвечает за коррекцию давления, которое фиксируется в системе. Если оно повышается до максимальных значений, тормозная жидкость автоматически сливается в гидроаккумулятор. Если давление критически понижается, жидкость начинает поступать в тормозную магистраль – из гидроаккумулятора.

Насос

В системах ABS устанавливаются кулачковые насосы, однако не во всех машинах. Они активируются непосредственно после запуска ABS, за счет чего показатели давления в тормозной системе оперативно восстанавливаются.

Как работает ABS

Все начинается с того, что водитель выжимает педаль тормоза, прилагая усилия, и фактически выдавливает ее прямо в пол. После этого раздается трескучий и резкий звук, и водитель может почувствовать, что педаль тормоза пульсирует. Это означает, что ABS активировалась и начала работать. Именно с этого момента тормозить начинает уже не водитель, но сама машина, а именно – ABS.

Датчики начинают фиксировать скорость, с которой крутятся колеса, а также показатели давления в тормозной магистрали. Электронная система автоматически определяет скорость, с которой вращение должно замедлиться в текущих условиях, далее команда идет непосредственно к модулятору – чтобы перекрыть нужный тормозной контур. Если скорость замедления доходит до показателей проектной скорости, жидкость снова начинает поступать к контуру.

Важно: в современных автомобилях этот цикл по каждому контуру выполняется с определенной частотой – порядка 20 раз в 1 секунду. За счет этого исключается блокировка колес, когда машина резко тормозит, а водитель сохраняет способность управлять своим транспортным средством.

Если ABS не работает

Если вы владелец современной машины, и опасаетесь, что упустите момент выхода системы ABS из строя, то ваши опасения совершенно напрасны. Этот момент без вашего внимания не останется – на приборной панели сразу же загорится световой индикатор.

Загоревшийся световой значок ABS может свидетельствовать о целом ряде неисправностей:

  • загрязнение датчиков системы и их выход из строя либо автоматическое отключение;
  • деформация венца, расположенного на ступице;
  • выход из строя электрического блока управления.

Точную причину помогут определить профессионалы – специалисты на ближайшей СТО или в проверенном сервисе. С особым вниманием следует отнестись к ситуации, когда световой индикатор загорается в процессе движения машины. Оптимальный вариант в этом случае – сразу же отправиться в сервис, соблюдая осторожность, избегая резкого торможения.

Можно ли починить ABS самостоятельно?

При наличии опыта и понимания устройства машины, можно попробовать устранить проблему своими силами или, как минимум, определить ее характер. Для начала рекомендуется проверить каждый из элементов ABS, в особенности:

  • электрический блок управления – возможно, в нем скопилась жидкость;
  • корпус блока – на предмет повреждений и деформации.

Где находится электронный блок управления? Возле распределителя тормозных усилий.

Важно! Перед тем, как приступить к проверке работы ABS, обязательно отсоедините АКБ!

Можно попробовать определить состояние предохранителей. Некоторые компоненты расположены на основной панели, то есть, под капотом. Найти их не составит труда – на них есть соответствующая маркировка.

Если у водителя есть доступ к смотровой яме и домкрат, можно попробовать провести осмотр и проводов, которые подсоединены к колесными датчикам. Внимательно стоит осмотреть участок возле ступицы. В результате получится понять, не отсоединились ли провода, нет ли на них деформированных участков.

Какие бывают ABS

На современных автомобилях устанавливаются ABS разных типов, каждый из которых имеет свои особенности.

  • 4-канальная – в системе предусмотрено четыре датчика, каждый из которых отвечает за соответствующее колесо. По мнению экспертов, ABS с таким устройством отличаются максимальной эффективностью.
  • 3-канальная – в системе предусмотрено три датчика. Один из них относится к оси, расположенной сзади, два датчика – к передней колесной оси;
  • 2-канальная – управление такой ABS осуществляется датчиками, расположенными на задней и на передней осях;
  • 1-канальная – система с одним датчиком. Он расположен сзади на мосту и активируется после того, как задние колеса блокируются. Такая система считается неэффективной, и единственное ее преимущество – это цена.

Самые первые ABS имели 1-канальную конструкцию. Они срабатывали исключительно на задних колесах, одновременно. Современные ABS обеспечивают поддержку по всем каналам и всем колесам, причем, они функционируют вне зависимости друг от друга.

Функционал ABS постоянно совершенствуется и расширяется, в том числе, посредством появления новых настроек. В некоторых автомобилях в ABS устанавливаются и EBD – системы, отвечающие за равномерное распределение тормозных усилий. Преимущества таких систем – действие на опережение. При резком торможении они берут на себя контроль за правильным распределением тормозных усилий, причем, еще до того, как колеса блокируются.

Некоторые системы ABS имеют датчики, контролирующие положение, в котором находятся дроссельные заслонки, рулевые колеса и ускорение поперечного типа. Таким образом, ABS сочетает в себе функции двух других систем – стабилизации и пробуксовки.

Полезные рекомендации

Чтобы ABS работала бесперебойно и обеспечивала максимальную безопасность в непредвиденных обстоятельствах, рекомендуется придерживаться нескольких простых рекомендаций:

  • Контролировать давление в шинах – важно, чтобы оно совпадало с показателями, указанными в инструкции к машине. От радиуса, который имеет колесо, напрямую зависит точность измерения скорости, с которой оно вращается. Радиус же зависит от показателей давления.
  • Аккуратно и бережно очищать тормозные элементы и арки колес от химических реагентов и наледи зимой. Под влиянием внешних факторов датчики системы ABS могут окислиться и утратить работоспособность.

И самое главное – необходимо следить за показаниями, которые демонстрирует приборная панель машины. Если световой индикатор ABS загорелся, следует как можно скорее посетить автосервис.

Если ABS вышла из строя и не срабатывает, и вы опасаетесь добираться до сервиса своим ходом, лучше воспользоваться услугами технической помощи на дорогах. Такие услуги предоставляются подписчикам Автоассист24 – с описанием и тарифами вы можете ознакомиться здесь.

#авто #советы водителям #сто #автомеханика