Найти тему
Гремя Огнём

Замена иностранным самолётам

Оглавление

В связи очередной волной антироссийских санкций, под удар попали наши авиакомпании. От нас требуют вернуть самолёты, что были в лизинге у европейских компаний. Это более половины авиационного парка пассажирских самолётов России. Также, авиастроительные компании "Боинг" и "Аирбас" объявили о приостановке работ по обслуживанию и осуществлению техподдержки в России.

В начале марта 2022 года, 2 самолёта Боинг-777-300 российской авиакомпании AZUR air, не смогли совершить вылет из аэропортов Шарм-эш-Шейх и Хургада. Их задержали по требованию лизингодателя.

Боинг-777-300
Боинг-777-300

Это говорит о том, что России необходимо иметь свои самолёты и собственное авиастроение, независимое от иностранных компаний и решений недружественных нам государств.

Какие самолёты сейчас используют российские авиакомпании

В России всего эксплуатируется 1367 воздушных судов, 739 из них зарегистрированы в иностранных реестрах.

Авиапарк, на 70% состоит из техники иностранного производства. В основном, он представлен различными модификациями самолётов фирм "Боинг" и "Аирбас". Доля других иностранных фирм Бомбардье, Эмбраер и ATR относительно невелика.

Из машин фирмы "Боинг", используются модификации самолётов Боинг-777, Боинг-767, Боинг-757, Боинг-737 и Боинг-747.

Боинг-747-400
Боинг-747-400

Самолёты фирмы "Аирбас" представлены различными модификациями А319, А320, А321, А330 и А350.

Аирбас А330-300
Аирбас А330-300

Доля отечественных самолётов составляет всего 30% от авиапарка России. Но если не учитывать кукурузники, доля российских авиалайнеров составит всего 13% на начало 2022 года.

Сухой Суперджет-100
Сухой Суперджет-100

В основном, доля российских самолётов приходиться на Сухой Суперджет-100. Более 150 таких машин летают в небе России, поставки продолжаются. Также, используются Ан-148 в количестве 19 машин.

Ан-148
Ан-148

Почему российские авиакомпании долгое время выбирали иностранную технику?

Не секрет, что иностранные производители предлагали немалые откаты руководству авиакомпаний, если они закупят самолёты этих фирм. Западу было выгодно уничтожить конкурента в лице российского авиапрома.

Также, производители оборудования для аэропортов, работая в кооперации с "Боингом", разрабатывали инфраструктуру, заточенную именно под их самолёты, вынуждая остальных подстраиваться под эти стандарты. Это давало самолётам "Боинга" преимущество в расходах на эксплуатацию бортов.

Также, очень важно то, что в начале 2000 годов, авиакомпании, испытывая недостаток в деньгах, покупали самолёты, что были уже списаны на западе. По факту, старый хлам, летать на котором было просто опасно.

Сейчас, большая часть самолётов это не собственность компаний, а лизинг. Выгодные условия лизинга делали иностранные самолёты более привлекательными для эксплуатации. Но теперь стало понятно, что главное, чтобы карета не превратилась в тыкву в самый неподходящий момент.

Мифы о плохой экономичности Ил-96

Двигатели ПС-90А под крылом Ил-96
Двигатели ПС-90А под крылом Ил-96

На фоне закупок иностранного авиахлама, такого как 30-летние Боинг-747, и взятия в лизинг самолётов иностранного производства, начали создаваться мифы о невыгодной эксплуатации российских самолётов.

На эту тему есть хорошая цитата. "Важно не как голосуют, а как считают". Чтобы оправдать отказ от отечественных Ил-96, приводились сфабрикованные расчёты.

Грубо говоря, брали рейс, где были заполнены не все места, и делили стоимость сожжённого горючего на число занятых мест.

Но почему-то, таких расчётов не проводили для ещё более прожорливых Боинг-747. Боинг-747-400 до сих пор служат в авиакомпании "Россия" в числе 8 машин. Эти архаичные самолёты, расходуют в среднем 12 тысяч литров авиационного топлива в час. Количество посадочных мест может достигать 624. Это 19,2 литров в час, в расчёте на одного пассажира.

Для сравнения, Ил-96-400М с новыми двигателями ПС-90А1, сжигает в час, в среднем, всего 7500 литров топлива. Число посадочных мест может достигать 435, при условии, что пассажирский салон будет выполнен всего в одном классе. Это 17,2 литра горючего на пассажира в час.

Ил-96 также как и Боинг-747-400 имеет экипаж из 3 человек: 2 лётчиков и бортинженера. Ил-96 имеет 4 стойки шасси, против 5 у Боинга. Как видно, эксплуатация Ил-96-400М выглядит не менее, а более выгодной, чем в случае Боинг-747-400.

Несмотря на отказ российских авиакомпаний от Ил-96, эти самолёты успешно эксплуатируются на Кубе.

Ил-96-300 авиакомпании Cubana
Ил-96-300 авиакомпании Cubana

По расходу топлива с Ил-96-400М сможет сравниться Боинг-777-300ER, также расходующий 7500 литров топлива в час, берущий на борт до 450 пассажиров. Разница не так и велика.

Ради справедливости стоит сказать, что Боинг-777, имеет всего 2 членов экипажа, всего 2 двигателя, и всего 3 стойки шасси. Это несколько снижает его эксплуатационные расходы по сравнению с Ил-96-400М. Но субсидирование авиаперевозок государством, позволит нивелировать эту разницу, и главное, серьёзно поддержать наш авиапром.

Как видно, эксплуатация Ил-96, отнюдь не так убыточна, как нам пытались внушить. Но главное, это то, что они не смогут превратиться в тыкву, в отличие от иномарок - Боингов и Аирбасов.

А это, может быть важно не только для нас, но и для наших союзников, что захотят купить российские самолёты.

Ближайшее будущее

В среднесрочной перспективе, Ил-96-400М смогут заменить авиалайнеры, выполнявшие рейсы в дальнее зарубежье. Их производство уже развёрнуто на Воронежском авиазаводе. Уже идёт разработка новой модификации Ил-96, где экипаж будет всего из 2 человек.

Сборка Ил-96-400М на ВАСО
Сборка Ил-96-400М на ВАСО

Обсуждаемый сейчас в СМИ вариант Ил-96 с установкой 2 более мощных двигателей ПД-35, потребует создания нового крыла и фюзеляжа, что просто неразумно на фоне разработки совместного с Китаем нового авиалайнера ШФДМС (широкофюзеляжный дальнемагистральный самолёт) или как его ещё называют CR929.

Макет CR929
Макет CR929

Число посадочных мест может достигать 320. На CR929 планируется установка 2 новейших российских двигателей ПД-35 и полностью композитного крыла российской разработки. Важнейшие компоненты будут поставляться из России, а сборка планируется в Китае. Со стороны России проект ведут Гражданские Самолёты Сухого (ГСС) - создатели Суперджета-100.

Разработку планируется завершить к 2025-2027 годам. CR929 станет конкурентом для Боинг-787 и потеснит конкурентов не только в России и Китае, но и в других странах. Общая потребность России и Китая в таких авиалайнерах оценивается в 1000 машин. И это не предел, с учётом весьма вероятных поставок и в другие страны.

Сухой Суперджет-100
Сухой Суперджет-100

Завершается разработка новой модификации ближнемагистрального самолёта Суперджет-100 - Суперджет New, где замещены 97% импортных комплектующих.

Проблемы с Суперджет-100 начались, когда он стал составлять серьёзную конкуренцию другим авиапроизводителям. Иностранные производители комплектующих задерживали поставки, что приводило к тому, что невозможно было выполнить в срок ремонт и техобслуживание. Приходилось снимать запчасти с других Суперджетов. Это стало причиной разработки Суперджет New.

Машина разрабатывается с 2018 года, и её разработку планируется завершить к 2023 году. Для самолёта сейчас создаётся новый двигатель ПД-8, что придёт на смену импортным двигателям. Максимальная пассажировместимость составляет 108 пассажиров. Кроме России, в этих самолётах заинтересованы и иностранные заказчики. Иран уже заказал 40 таких машин, с опционом на ещё 40 Суперджет New.

МС-21-300
МС-21-300

ОКБ Яковлева завершает разработку среднемагистрального авиалайнера МС-21, а его серийное производство может начаться уже в 2022 году! Самолёт имеет полностью композитное крыло российской разработки и оснащён 2 российскими двигателями ПД-14. Максимальная пассажировместимость составит 230 пассажиров. Авиакомпаниями из России, Египта, Азербайджана и Перу уже заказано 109 таких самолётов, с опционом на ещё 45 машин.

Ил-114-100
Ил-114-100

Ил-114 создавался ещё в 80-х годах, с учётом особенностей эксплуатации в арктических районах, как замена для Ил-14 и Ил-18. Этот ближнемагистральный самолёт, также должен был частично заменить Ту-134 и Як-40. Пассажировместимость составляла 64 пассажира. Изначально, он собирался на Ташкентском авиазаводе, где было собрано 20 таких авиалайнеров.

В 2014 году, в связи с острой нехваткой в России региональных авиалайнеров, и на фоне западных санкций, была начата разработка Ил-114-300, а в 2019 году его производство было возобновлено на авиазаводе в подмосковных Луховицах, где также собирают МиГ-29К и МиГ-35.

Первый полёт возобновлённого полностью российского самолёта Ил-114-300 состоялся 16 декабря 2020 года. На нём стоят новые российские турбовинтовые двигатели ТВ7-117СТ-01.

Серийное производство Ил-114-300 планируется начать в 2023 году. Российские авиакомпании уже заказали 58 таких самолётов.

Ту-114
Ту-114

Также, ведётся разработка модификации Ил-114 с 4 моторами, что будет максимально унифицирована с Ил-114-300, но будет обладать большей дальностью и грузоподъёмностью. Можно сказать, это будет второе рождение Ту-114 - советского чётырёхмоторного турбовинтового авиалайнера.

-15

Подводя итог, хочется сказать, что главное в самолёте это то, чтобы он летал. Ил-96-400М может уступать Боингу-777-300ER по стоимости обслуживания и эксплуатации, но это наш самолёт. И никто не сможет отрубить нам поставки запчастей или отозвать его из лизинга.

Наиболее ценно то, что никто не сможет отнять.

-16

Дорогие читатели! Если вам понравилась статья, мне будет очень приятно, если вы поставите лайк и подпишетесь на канал. Буду рад, если оставите комментарий. Скоро выйдут новые статьи!