- Возьму быка за рога и сразу выражу основную мысль. Системная ошибка сценаристов - это завязка, которая случается в голове у автора, но не случается по факту.
Т.е. сценарист в полной уверенности, что он взял внимание зрителя (читателя) за хобот, активно продолжает развивать сюжет, но на самом деле не произошло той первой сцепки между человеком и произведением. Это всегда печальное зрелище. А корень её в неспособности (чаще всего по неопытности) влезть в шкуру простого зрителя и увидеть, что то, что автор подразумевает под крутым поворотом, никакого впечатления на зрителя не производит от слова совсем.
- Там, где по мнению автора, зритель должен был вцепиться двумя руками в кресло, а его дыхание должно было перехватить от любопытсва, мол, что же будет дальше, зритель, как последний предатель, по-снобистки приподнимает левую бровь и недобро кивает.
Итак, что же такое грамотная завязка и за счёт чего она работает?
- Сначала определение №1 - завязка это ключевое событие, после которого развитие действия неизбежно.
- Определение №2 - завязка это ключевое событие, после которого невозможно уйти из кинотеатра, завязывается ключевая интрига.
- Определение №3 - завязка это ключевое событие, в котором сталкиваются основные силы конфликта.
- Есть и 4 определение, которое работает только в связке со всеми предыдущими. Завязка - это когда что-то пошло не так в жизни героя или героев - подстава при ограблении, измена жены или мужа, внезапная бедность или богатство, свалившееся на голову, какой-то поступок, который меняет жизнь героя.
Другими словами - это ситуация, после которой герой уже не сможет жить как прежде.
Но после того как я привёл подробнейшее и разностороннее определение слова завязка, проблема, обозначенная выше, никуда не исчезает. Почему? Да потому что те же самые слова, в голове автора сценария без завязки будут иметь совсем другое значение.
Автор по-прежнему будет считать, что и конфликт у него появился, и интрига завязалась, и статус-кво нарушился.
Какой из этого выход?
- Получать обратную связь от как можно большего количества людей. Можно даже непрофессионалов киноиндустрии. Но спрашивать надо: «В какой момент в начале истории происходит резкий перелом?
- Появляется ли от этого перелома дополнительная интрига? Какой скачок интереса по 10-ти бальной шкале в момент этого перелома?».
Ведь ваш дорогой друг, не моргнув глазом, вам может сказать, что, дескать, есть тут этот перелом и есть та интрига. Но когда вы спросите у него - какова интенсивность этого перелома, то может оказаться, что интрес с 3-х баллов вырос аж до 4-х или даже 5-ти, чего никак нельзя назвать настоящей завязкой.
Это, пожалуй главный критерий - интенсивность и резкость. Если нет резкой смены обстоятельств, либо эта резкость имеет значение только в субъективных глазах самого сценариста, то нужно хорошенько пересмотреть материал и придумать что-то позабористей.
В принципе, так можно действовать, когда есть сомнения насчёт любой поворотной точки фильма - будь то завязка, середина сценария или кульминация. Но завязка - это то, с чего по сути начинается полный контакт со зрителем - вырисовывается проблематика и основной конфликт. Автор просто не имеет права профукать этот момент.
Лечу сценарии и уже отснятые фильмы
Скрипт-докторинг
Редактура сценариев
Сторителлинг
По вопросам улучшения вашего сценария - пишите в личку https://www.instagram.com/majikmaks101/
https://vk.com/majikmaks
#сторисмейкер #сторителлинг #редакция #редактор #скриптдоктор #какнаписатьсценарий #majikmaks #полезное #какулучшить #какулучшитьсценарий