4 подписчика

Художественный разбор текстов песен: Metallica - Master Of Puppets

Всем привет. Сегодня я разберу одну классическую песню группы Metallica. Я взял одну из самых известных композиций неслучайно.

Всем привет. Сегодня я разберу одну классическую песню группы Metallica. Я взял одну из самых известных композиций неслучайно. Я лично считаю, что группа Metallica есть один из новых величайших композиторов современности. Продажи альбомов и величину влияние на поколения вперёд - сложно переоценить.

Разбор песни

Я буду пользоваться собственным переводом, в котором могут быть ошибки. Извиняюсь. Для толкования образа нужно владеть материалом на высоком уровне, то есть словами и языком. Я весьма посредственный лингвист, но попробуем!

Первое, что я напишу об этой песни, это - банальное. Текст повествует о наркотической зависимости. Должен отметить, данное произведение, даже как текст, не имеет просто попытку поделится своей проблемой или поплакать для публики. В данном тексте автор берёт свой пережитый опыт, весьма тяжёлый опыт, и создаёт из него полноценное художественное произведение. Здесь есть посыл, художественные образы, даже драматургия, которая взаимодействует со звуковым рядом.

Далее мы просто пройдём по тексту, где я буду просто комментировать происходящее.

Текс:

End of passion play, crumbling away
I'm your source of self-destruction
Veins that pump with fear, sucking darkest clear
Leading on your death’s construction

Перевод:

Конец игр с искушениями, рассыпалось всё прочь

Я есть твоя предтеча для самоуничтожения

Вены заполненные страхом, высасывающая пустота

Ведущая тебя к полной погибели

Разбор:

Здесь мы видим первые мазки заднего плана общего действия. Внутренний мир потерянного человека. Есть важная вещь в данных словах. "passion play" - это устойчивое выражение в английском, которое используют в священном писание христиан. А именно общение Иисуса с Дьяволом. Попытка искусить пророка. Главный герой чувствует те же эмоции. Также, мы видим, что вырисовывается первый образ, мучающийся наркоман.

Видно, что сам автор перешёл ту черту, когда наркотики больше не приносят удовольствия, а только боль. Далее мы поймём мотивацию героя возвращаться снова и снова к дозе.

Также, текст указывает, что мы находимся в конце борьбы. Сам наркоман старался создать для себя образ контроля, который он потерял. Он полностью проиграл и все описания являются реальностью, которая набросилась на него. А именно страх наполняет его вены. Пустота депрессии высасывает всего духовные силы. И сам герой понимает, что это дорога к его смерти. Буквально в английском тексте звучит слово "construction" - стройка. Постройка его смерти. То есть кирпич за кирпичом он воздвигает своё надгробие. Это всё порождает у него внутри ещё больший ужас. Человек, который шаг за шагом убивает себя. Он видит впереди свою смерть и продолжает идти к ней.

Текст:

Taste me you will see
more is all you need
you're dedicated to
how I'm killing you

Перевод:

Попробуй меня и увидишь

Больше, чем тебе нужно

Теперь ты узнаешь,

Как я тебя убью

Разбор:

Здесь с нами начинает общаться второе нечто. А именно следуя из христианского толкования сам Дьявол, который далее приобретает монструозные образы. Воля этого противника гораздо выше нашего героя. И остаётся только одно - подчинится.

Также, явлено действие наркотиком. Ты получаешь дозу, пробуешь её, и поток эндорфинов такой, какой бы ты не смог получить любыми другими способами. Автор сразу же прозрачно намекает, что это дар. Именно дар предвидения, который поможет увидеть, как оно тебя убьёт. Просто красивый стиль текста о простой истине.

Текст:

Come crawling faster
obey your Master
your life burns faster
obey your Master
Master
Master of Puppets I'm pulling your strings
twisting your mind and smashing your dreams
Blinded by me, you can't see a thing
Just call my name, `cause I'll hear you scream
Master
Master
Just call my name, `cause I'll hear you scream
Master
Master

Перевод:

Быстро, ползи ко мне

Подчиняйся своему Хозяину

Твоя жизнь сгорает быстро

Подчиняйся своему Хозяину

Хозяин

Хозяин кукол, я дёргаю тебя за ниточки

Спутываю твой разум и разрушаю твои мечты

Будь ослеплён мной, ты не можешь увидеть не зги

Просто скажи моё имя, я хочу услышать твой крик

Хозяин

Хозяин

Просто скажи моё имя, я хочу услышать твой крик

Хозяин

Хозяин

Разбор:

Тут мы видим главный акцент песни. Каждый куплет описывает нам картину вокруг. Переживания, ощущения, мысли о произошедшем. Это создаёт фон, на котором автор рисует главную сцену. И здесь мы видим, что автор старается описать чувства человека. Это - сложный момент. Приведу пример. Мы замеряем длину. Мы отмерили двадцать сантиметров. И мы можем передать свои замеры другим людям. Например, нам нужно отрезать лист метала. Нам нужна длина те самые двадцать сантиметров. Мы составили чертёж. Там указали нужную длину. Далее мы просто размножаем чертёж до тысяч, и тысячи работников режут метал по двадцать сантиметров.

Вся эта развёрнутая картина показывает, что есть объективные реперные точки, дабы мы понимали друг друга. С мыслями и чувствами это не работает. И для того, чтобы через художественное произведение, хоть каким-то образом передать переживания героя, автор обязан использовать образы. Образ создаёт контакт между слушателем и исполнителем. И есть хороший пример.

Возьмём головную боль. Её описать очень трудно. Это гул или шум. Высокие чистоты, низкие чистоты. Врач понимает примерно, какие симптомы о чём говорят. А пациенту трудно вообще рассказать, что же у него жужжит в голове. Примерно также общается автор с аудиторией.

Перейдём к конкретики. Теперь мы видим во всей красе образ искусителя, который полностью овладел нашим главным героем. И название песни указывает на то, что чудовище, Хозяин или Дьявол: полностью управляет им.

Почему я перевожу, как Хозяин кукол, а не кукловод. В тексте явно идёт удар на слово Хозяин. И кукловод - это сокращение. Для более понятного смысла, я использую Хозяин кукол.

Master and his slaves - Хозяин и его рабы. Это прямая феодальная конструкция. Даже можно заметить дофеодальная максима. В русском языке заимствовано слова мастер, но оно имеет другое значение, так как заимствовалось гораздо позже, когда контекст был утрачен.

Только на этом припеве можно разбирать слова и стихи достаточно долго. Я пожалуй разберу ещё именно влияние Хозяина на цель. Очень интересно, что крик рифмуется с мечтой. (scream - dream) Это - обычное совпадение языка. Хотя автор это использует в своих целях. Крик - это боль, невыносимая боль, из-за который человек начинает кричать. А мечта, можно сравнить данный образ, как мечта ребёнка. Мы видим ребёнка и стол с плиткой шоколада. Рядом нет родителей. Мы понимает, чем это закончится. Подростки и наркотики - тоже самое. И эта мечта, мечта не получить наркотик. Эта мечта даже не ребёнка. Это - глубокий инстинкт первобытного человека внутри. Мы получаем заряд эндорфина, человек поел. Человек сам себя программирует, что нужно есть почаще и повкуснее. И с наркотиком происходит тоже самое на первом этапе. Общается с реальностью подсознание, а не разум человека. И человек со слабой волей полностью погружается в саморазрушение. И воля, а именно подсознание, образ Хозяина, который требует БОЛЬШЕ, в этой песни явлен.

Далее разум становится фикцией. Всё взвешенное, рациональное отходит на второй план. Это - инструмент, чтобы ребёнок внутри получил конфетку. Тело и разум - инструмент подсознания. Человек должен стремится управлять своими чаяниями, эмоциями, желаниями или попадёт в данную ситуацию, которая описывает эта песня.

Текст описывает всё это красноречиво. "Спутываю твой разум и разрушаю твои мечты" Выходит, что мечта разрушается. Мечта подсознания, которая была направлена на благо субъекта. Цель данного механизма внутри человека - выжить. И эта цепочка разрушается. Всё это порождает ещё больший ужас у разума, который видит все эти разрушения и не знает как всё исправить. Дорога к смерти, на которой он повторяет шаг за шагом, приближаясь к ней.

Финальный аккорд это - "Будь ослеплён мной, ты не можешь увидеть не зги". Разум полностью отключён. Зрительный контакт на нуле. Всем управляет взбесившееся подсознание. Интеллект возвращается к человеку внезапными наваждениями, и ему просто приходится считаться с разрушениями, которые творит над собой организм.

"Просто скажи моё имя, я хочу услышать твой крик" - эта строка уже больше направлена ужас, который испытывает сам человек. Полное беспрекословное подчинение.

Здесь мы можем ещё увидеть концепцию песни. Мы рисуем задний фон, а затем запускаем самого героя, который высказывает максиму. Песня построена по этому лекалу.

Текст:

Needlework the way, never you betray
life of death becoming clearer
Pain monopoly, ritual misery
chop your breakfast on a mirror

Перевод:

Игла как путь, никогда тебя не придаст

Грань жизни и смерти хорошо видна

Монополия на боль, ритуальное страдание

Поруби себе завтрак на зеркале

Разбор:

Далее мы видим ежедневный график для главного героя, наркомана. Needlework - шитьё. Здесь автор просто играет с понятиями.

Мастер кукол - тряпичная кукла - тряпичную куклу создаёт портной.

А игла - это понятно. Именно игла от шприца. Здесь все образы автор воссоединяет воедино. Головоломка из образом собрана. Высший пилотаж поэтического искусства.

Тут мне интересно слова о "Монополия на боль, ритуальное страдание". Главный герой понимает, что приносит себе боль. И здесь выстраивается концепция. Хозяин кукол заимел монополию на боль. Ритуальный страдания. Здесь мы видим, что какие-то эндорфины субъект ещё получает. Он не может увеличить физически дозу, чтобы она принесла больше удовольствия, как это приказывает сделать подсознание по своей иррациональной натуре. И вся боль, все симптомы глубоко больного организма здесь трактуется как ритуальное, а значит, священная жертва ради великой цели. Очень говорящая формулировка.

Последние слова - это приём пищи. По простому, лезвием разграничиваются дорожки на стекле или зеркале, чтобы их было удобно вынюхивать наркоману. И автор говорит, что это уже заменяет завтрак. Позитивная точка зрения.

Далее, я не буду рассматривать повторяющиеся строки. Вижу смысл указать, что в песенных стихах важно повторять одно и тоже. В этой песни это кардинально важно. Потому что, выстраивается ряд смыслов. Мы живём в реальность, а именно в куплетах. Внезапно в реальность врывается Хозяин, который меняет ход реальности. Эта - высокая работа с текстом. Она влияет на подсознание слушателя, понимает ли он этот приём или нет.

Текст:

Master, Master, Where's the dreams that I've been after?
Master, Master, You promised only lies
Laughter, Laughter, All I hear and see is laughter
Laughter, Laughter, laughing at my cries
Hell is worth all that, natural habitat
just a rhyme without a reason
Neverending maze, drift on numbered days
now your life is out of season

Перевод:

Хозяин, Хозяин, Где мечты, которые я преследовал?

Хозяин, Хозяин, твои обещания - полная ложь

Смех, смех, Всё, что я вижу и слышу это - смех

Смех, смех, смех над моими слезами

Ад есть моя награда за труды, естественная сред обитания

Просто рифма без смысла

Бесконечный лабиринт, дрейф по пронумерованным дням

Сейчас твоя жизнь подходит к концу сезона

Разбор:

Здесь мы видим картину последних упрёков, торгов и переговоров между двумя Я. Между наркоманом и между подсознанием, которое возымела контролю над волей человека.

Первые две строки полностью демонстрирует материал, который мы разбирали ранее. Есть точная уверенность у организма, что повтор действий, который приводит к получению огромного заряда эндорфинов - это благо. Ложь. Это просто потакания своим низменной, бессознательной жажде. Здесь сам главный герой это начал понимать.

Далее герой видит, что это какая-то злая шутка. Издевательство над ним. Он попал в ловушку эндорфиновой зависимости. Человек в своём разуме видит противника как человека. Ему нужен человеческий образ. То есть человек убивает человека. Разум героя не может осознать сложные игры электрохимии у себя внутри. Картина ужасная и депрессивная.

Следующее четверостишие это итог всех действий героя. Я бы даже заметил, что это снова попытка описать эмоции, которые очень сложно передать. Их можно пережить в подобных условиях, как главный герой. Только это всё равно будет другой опыт, другого человека.

Здесь автор старается передать образами, которые часто переводчики, просто заменяют своими образами. И по правилам художественного перевода, мы должны просто это всё стирать и писать отсебятину. Это так. Отступления о сложности такой профессии как перевод.

"Просто рифма без смысла" - это важная часть текста. Она демонстрирует, что всё это потеряло смысл. Жизнь это уже не поиск каких-то важных истин, жизнь это не любовь, жизнь это не искусство, жизнь это не потомство, жизнь это не общество. Конец. Просто рифма без смысла. Бесполезная работа. Полная прострация.

Также автор подбирает всё новые метафоры цикличных событий. Сам герой не ощущает движение реальности. лабиринт с постоянными поворотами, дрейф по пронумерованным повторяющимся дням, сезон сериал или сельскохозяйственный сезон. Раз за разом. И в конце этого нагромождения, главный герой чувствует, что конец сезона близко. И его это пугает. Он потерял смысл. Он потерял свою жизнь. И теперь он видит просто пустоту. Конец своей жизни впереди.

Текст:

I will occupy
I will help You die
I will Run Through You
Now I Rule You Too

Перевод:

Я тебя оккупирую

Я помогу тебе умереть

Я пробегу сквозь тебя

Теперь я управляю тобой

Разбор:

И мы приходим к концу. Хозяин кукол полностью завладел нашим героем. Последний всплеск разума не победил. Внутри заговорил голос, который просто поставил перед фактом. Как мы видели вначале. Конец игры страстей. Всё закончено. Можно было сказать, что на протяжение всей песни мы видим одно растянутое грехопадение. Переживание полного поражение. Здесь даже нет структуры актов. Цель - борьба - поражение или победа. Драматургические инструменты все на месте. Мы видим героя. Мы видим опасность. Мы с ней боремся. Всё напрасно. Таким образом, не нарушая законы драматургии автор создаёт новое произведение с новым прочтением. По моему мнению, стихи гораздо сложнее прозаического текста. В прозе мы тоже должны управлять словами, предложениями, абзацами. Только в стихах инструменты более сложные и более чувствительные.

На мой взгляд, только сам текст песни Master Of Puppets заслуживает отдельного разбора и предмета для преподавания законов драматургии и искусства.

Ещё я хотел бы сделать маленький комментарий к оформлению одноимённого альбома. На нём изображено американское военное кладбище после войны во Вьетнаме. И уже название играет другую роль. Мы видим, как художник рисует бесконечные линии безымянных могил. И над ними подымаются нити. Мастер кукол становится государство, которое толкает людей на смерть. Художник рассуждает на тему, как я вижу, империализма и глубокого социального кризиса времён альбома. Когда во Вьетнам ехали воевать обычные американцы за непонятную для них страну, войну ради ресурсов и ради финансового капитала, который преследует только свои собственные цели.

#metallica #музыка #художественный разбор текста #master of puppets

Послесловие

Далее, я прошу заметить, что эта статья - попытка художественного разбора данного текста песни. И мы будем разбирать только текст. Я не являюсь профессиональным критиком. Хотя, в школе я был направлен на олимпиаду по литературе. Там я разбирал стихи известных русских писателей. По мне это было как-то просто и всем понятно. Одно задание я не понял и сдал задание заранее. Затем я вернулся к преподавателю с целью дописать работу, но не срослось. Я согласился, что не смогу завершить свою работу и мы разобрали мои результаты. Оказалось, никто из остальных детей, которые были отобраны как я для олимпиады литературы просто не видит тех образов, которые закладывал авторы. Исходя из этого, я думаю, мои размышления по поводу текстов известных песен будут хотя бы интересны для остальных...